Вторая часть экзаменационного варианта в ЕГЭ по обществознанию вызывает гораздо больше сложностей, чем тестовая. В светлые далекие времена было достаточно справиться с первой частью экзаменационной работы, чтобы перейти порог. Теперь же необходимо не только правильно решить тестовые задания, но и выполнить верно хотя бы несколько заданий открытого типа.
Задания второй части ЕГЭ нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки
Ответы на задания 17-25 формулируются и записываются экзаменуемыми самостоятельно, но это не говорит о том, что можно просто выразить на бумаге свои мысли на заданную тему а-ля «сочинение-рассуждение». Необходимо четко понимать алгоритм выполнения каждого задания.
Каждый вариант КИМ ЕГЭ по обществознанию включает фрагмент текста. Иначе его называют «источник социальной информации».
К тексту сформулированы четыре задания, ответы на которые образуют своего рода мини-текст.
О том, какие сложности таят задания 17 и 18 говорилось в этой статье.
Далее мы разберем, что ожидает экзаменуемого при выполнении последних двух заданий к тексту ЕГЭ по обществознанию.
Из этой статьи вы узнаете:
- Какие знания и навыки выпускника проверяют задания 19 и 20 ЕГЭ по обществознанию.
- Особенности, критерии оценивания и методика выполнения заданий 19 и 20 ЕГЭ по обществознанию.
- Типичные ошибки при выполнении заданий 19 и 20 ЕГЭ по обществознанию.
- Как правильно оценивать ответы на задания 19 и 20 ЕГЭ по обществознанию.
Создатели ЕГЭ относят задания 19 и 20 к высокому уровню сложности.
Что проверяют задания 19 и 20 в ЕГЭ по обществознанию
Задания 19 и 20 могут проверять знания абсолютно из любого раздела курса обществознания. Для их успешного выполнения необходимо ориентироваться в базовых обществоведческих науках, таких как социальная философия, экономика, социальная психология, политология и правоведение.
Почему уровень сложности заданий 19 и 20 заявлен как высокий, если для их выполнения необходимы базовые знания школьного курса обществознания?
Ответ прост, потому что проверяемые при выполнении этих заданий умения довольно нестандартны, ввиду чего формировать их только в процессе изучения школьного курса обществознания сложно. Экзаменуемому необходимо иметь широкий кругозор, сформированную жизненную позицию по ряду вопросов, а также навыки ее аргументации.
Если обратиться к Демоверсии ЕГЭ, можно увидеть, что задания 19 и 20 проверяют лишь навыки аргументации и иллюстрирования примерами социальной информации. Но это заблуждение.
Для выполнения 19 и 20 задания необходимо дополнительно обладать знаниями о российских духовно-нравственных ценностях, национальной культуре народов России, финансовом и бюджетном регулировании, а также уметь аргументированно объяснять опасность наркомании, коррупции, давать правовую оценку различным ситуациям
Некоторые нестандартные умения,которые проверяются в заданиях 19 и 20 ЕГЭ по обществознанию:
- умение характеризовать российские духовно-нравственные ценности,
- умение использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур,
- умение осознанно реализовывать права и исполнять обязанности гражданина РФ,
- использование знаний о финансах и бюджетном регулировании при получении индивидом финансовых услуг,
- умение применять финансовую информацию для достижения личных финансовых целей,
- умение осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов и влияние добросовестного поведения налогоплательщика на развитие общества и государства,
- умение давать правовую оценку действиям людей в конкретных ситуациях,
- умение самостоятельно выявлять наиболее эффективные способы противодействия коррупции,
- умения определять наиболее эффективные стратегии разрешения конфликтных ситуаций,
- умение обосновывать опасность алкоголизма и наркомании,
- умение определять меры юридической ответственности в том числе для несовершеннолетних граждан.
Вы можете прямо сейчас перечислить мероприятия, которые проводятся в вашей стране, регионе или городе для противодействия коррупции, профилактики наркомании и формирования гражданской ответственности и правовой культуры?
Сложность заданий 19 и 20 заключается в необходимости использовать знания курса в нестандартных ситуациях, сопоставляя их с жизненными реалиями современной России. При этому важно обладать навыками аргументации и правильно иллюстрировать примерами информацию, указанную в задании.
Общая характеристика задания 19
Задание 19 представляет из себя простую инструкцию, которую нужно четко выполнить. При этом информация в скобках тоже имеет значение.
Что именно необходимо сделать:
- проиллюстрировать примерами то, что указано в задании,
- примеров и иллюстрируемых ими положений текста (или фактов из курса обществознания) всегда по три,
- необходимо по порядку перечислять пример и иллюстрируемый этим примером фактор (или наоборот),
- нельзя сначала перечислить все факторы, а потом все примеры.
«Скелет» ответа на указанное выше задание выглядит так:
- Пример-1 (фактор производства-1).
- Пример-2 (фактор производства-2).
- Пример-3 (фактор производства-3).
Правильный ответ на задание, представленное выше, выглядит так:
1) супруги Петровы работают на металлургическом комбинате (труд);
2) Константин Козлов получает арендную плату за переданную во временное пользование Обществу спасения на водах моторную лодку (капитал);
3) индивидуальный предприниматель Сидоров организовал фирму ремонта бытовой техники, нанял нескольких работников (предпринимательские способности).
Ответ в задании 19 требует конкретизации примерами отдельных положений текста или обществоведческой теории, согласно заданию
А что, сели я сначала напишу фактор, а потом в скобках пример?
На самом деле есть три модели задания 19. Лучше четко следовать тексту задания и указывать пример так, как это необходимо сделать согласно инструкции. Не нужно испытывать судьбу. Выполняйте заданий 19 четко, как того требует вариант экзаменационной работы, который вам попался.
Модели задания 19 в ЕГЭ по обществознанию
При выполнении задания 19 всегда обращайте внимание, что необходимо записать в ответах первым делом - пример или иллюстрируемое примером теоретическое положение.
Модель 1
В данном случае сначала нужно указать пример, а затем информацию, которую пример иллюстрирует. Из текста ничего выписывать не нужно.
Правильный ответ на задание 19 модели 1 выглядит так:
1) совершеннолетний гражданин Сергей Петров принял участие в выборах в качестве кандидата в муниципальное собрание (конституционное право);
2) 16-летний гражданин Макар Иванов прошёл предварительный медицинский осмотр при заключении трудового договора (трудовое право);
3) Лидия и Олег заключили брак (семейное право).
Конечно же, можно привести свои примеры и выбрать другие отрасли права.
Стоит отдельно отметить, что в приведенном выше задания нужно привести примеры именно действия граждан России.
Если есть указание на то, что примеры должны быть сформулированы с опорой на современную российскую действительность, нужно именно так и делать
Модель 2
В данном случае необходимо сначала указать социальную информацию, а затем пример, который будет ее иллюстрировать.
Правильный ответ на задание 19 модели 2 выглядит так:
1) научное мировоззрение (кардиолог назначает препараты магния пациентам с больным сердцем, потому что знаком с результатами научных исследований, подтверждающими эффективность этих лекарств),
2) религиозное мировоззрение (настоятель православного храма считает, что Бог является творцом мира, а Христос - спасителем человечества),
3) обыденное мировоззрение (дедушка Алисы считает, что в деревне живут более трудолюбивые люди, чем в городе).
Тема «Мировоззрение,его виды и формы» является одной из самых сложных для понимания учениками. Анализу видов мировоззрения стоит уделить особое внимание. Нужно четко различать признаки каждого типа мировоззрения.
Так как в представленном в модели 2 задании нет указания на то, что примеры должны иллюстрировать российскую действительность, их можно сформулировать абстрактно.
Модель 3
В задании не указано, что должно быть указано сначала - пример или реализация политики перераспределения доходов. Но есть указание на то, что при выполнении задания нужно обратиться к тексту.
В тексте, который относится к заданию 19 модели 3, содержится абзац, в котором перечислены принципы распределения доходов:
В различных экономических системах существуют разные принципы распределения доходов. Обычно выделяют четыре основных принципа: уравнительный, рыночный (в соответствии с владением тем или иным фактором производства), по накопленному имуществу, привилегированный (перераспределение богатства в пользу определённых слоёв общества).
Многие мои ученики сразу же ринулись выписывать принципы и иллюстрировать их примерами. Но это не тот абзац текста, который нам нужен.
В вопросе просят проиллюстрировать политику перераспределения доходов, а не принципы распределения доходов.
Абзац, который нам нужен, выглядит так:
В экономически развитых странах признаётся право людей на определённый стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Она осуществляется по двум основным направлениям: регулирование доходов населения и перераспределение доходов через государственный бюджет.
Как видно из содержания представленного выше абзаца, государственная политика доходов делится на два направления: регулирование доходов населения и перераспределение доходов через государственный бюджет. Нас интересует только второе направление. Но оно не разбито на какие-либо составляющие.
Получается, мы должны написать три примера в ответе, иллюстрирующие только одно социальное явление.
Правильный ответ на представленное в модели 3 задание выглядит так:
1) за счёт средств Фонда обязательного медицинского страхования Дмитрию была сделана плановая операция по замене коленного сустава;
2) Павел и Мария Артамоновы – родители четырёх детей; они получили материнский капитал, их многодетная семья получает разнообразные пособия и пользуется льготами;
3) безработная Наталья состоит на учёте в службе занятости и ежемесячно получает пособие по безработице.
Такой алгоритм выполнения этого задания был дан в демоверсии. В ответе не нужно было три раза указывать, что мы иллюстрируем тремя примерами реализацию в РФ политики перераспределения доходов. Это подразумевалось само собой.
Модель 4
В модели 4 нет привязки к тексту, а проиллюстрировать тремя примерами нужно одно социальное явление, названное в задании.
Правильный ответ на представленное в модели 4 задание выглядит так:
1) при приготовлении и потреблении пищи человек использует предметы сервировки, посуду;
2) выбирая одежду, человек ориентируется на моду, собственный вкус;
3) для многих отдых – это не только сон, но и спорт, посещение музеев, прогулки.
При выполнении задания 19 нужно уметь мыслить нестандартно, используя при этом базовые знания школьного курса обществознания.
Модель 5
В данном случае нужно самостоятельно назвать три социальных явления. Но такое уже было в модели 1, описанной выше. В чем же отличие модели 4? В том, что нет прямого указания на то, что мы пишем раньше - пример или иллюстрируемое явление.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», три традиционные ценности современной России:
- Патриотизм и гражданственность, служение Отечеству.
- Высокие нравственные идеалы.
- Крепкая семья и забота о детях.
Еще больше о том, какие законы и подзаконные акты нужно знать для ЕГЭ можно узнать в этой статье.
Правильный ответ на представленное в модели 5 задание выглядит так:
1) ценность крепкой семьи - 2024 год был объявлен в России «Годом семьи»
2) патриотизм и гражданственность - россияне отмечают день России, который символизирует рождение современной Российской Федерации, национальное единство и гордость за свою страну,
3) высокие нравственные идеалы - всероссийское общественное движение «Волонтёры-медики» оказывают помощь медицинскому персоналу в больницах на безвозмездной основе.
Или так:
1) 2024 год был объявлен в России «Годом семьи» (ценность крепкой семьи),
2) россияне отмечают день России, который символизирует рождение современной Российской Федерации, национальное единство и гордость за свою страну (патриотизм и гражданственность),
3) всероссийское общественное движение «Волонтёры-медики» оказывают помощь медицинскому персоналу в больницах на безвозмездной основе (высокие нравственные идеалы).
Если нет указания на то, где стоит пример в задании 19, можно поставить его и в начало, и в конец, главное, чтобы проверяющий понял, что имел ввиду экзаменуемый. Здесь снова работает правило «структуируй свой ответ».
Как правильно формулировать пример? Ответ не очевидный. Давайте разбираться.
Как правильно формулировать примеры в задании 19 ЕГЭ по обществознанию
Основная рекомендация разработчиков ЕГЭ заключается в том, что примеры должны быть конкретными (не должны быть абстрактными).
Обычно я рекомендую в каждом примере указывать субъекта, место и конкретные действия:
- субъект - тот, кто совершает действия,
- место - где совершаются действия,
- действия - какая именно деятельность субъекта иллюстрирует в качестве примера заявленное в задании общественное явление.
Разберем наглядно, как это работает, на примере реального задания:
В задании указано, что в современном обществе первичные потребности социализированы, а нам надо доказать это на примерах.
Вспоминаем, что такое первичные потребности:
Субъект: Мария
Место: общественный туалет
Действия: воспользовалась общественным туалетом, потому что справлять нужду в неположенном месте нельзя, эти действия наказуемы.
Ответ: Мария воспользовалась общественным туалетом, чтобы справить нужду, поскольку в современном обществе запрещено делать это в неположенных местах.
Можно придумать примеры про другие общественные места, где принято удовлетворять биологические потребности (в современном мире не принято рожать в поле, спать и принимать пищу в неположенных местах).
Я думаю, у вас уже зародились новые примеры, иллюстрирующие социализацию первичных потребностей, вы можете поделиться ими в комментариях к посту.
С помощью примеров необходимо уточнить, детализировать, конкретизировать какие-либо обобщенные положения теории, характеристики и т.д.
Где брать примеры для задания 19? Есть несколько источников:
- личный социальный опыт участника ЕГЭ,
- исторические факты (не стоит углубляться в древность),
- реальные общественные события современности из СМИ,
- примеры из искусства,
- смоделированные (выдуманные) ситуации (нельзя использовать, если есть указание на иллюстрацию современной России).
То есть помимо заучивания теории, отработки алгоритмов заданий ЕГЭ нужно еще и ориентироваться в истории экономических, политических, социальных и культурных реалиях? Было бы славно. На сам деле заданий, обращенных к историческим реалиям, встречалось немного.
Лучше моделировать пример самому, если нет прямого указания на использование фактов современной России
Критерии оценки задания 19 в ЕГЭ по обществознанию
- В задании 19 нужно привести три примера.
- Максимальное количество баллов за 19 задание - три балла.
НО: если вместе с примером не указан общественное явление, которое этот пример иллюстрирует, балл поставлен не будет, даже если пример правильный.
Таким образом, для успешного выполнения задания 19 необходимо не только привести конкретные и развернутые примеры, но и правильно выполнить инструкцию, указанную в каждой конкретной модели этого задания.
Отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров в задании 19
Типичные ошибки при выполнении задания 19 в ЕГЭ по обществознанию
Далее мы разберем типичные ошибки, допускаемые при выполнении задания 19 на примере реальных работ:
Используя обществоведческие знания, назовите любые три конкурентных преимущества фирмы и проиллюстрируйте действие каждого из них примером. (В каждом случае сначала назовите преимущество, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Верный ответ:
1) высокое качество продукции (беговые кроссовки производителя Н. пользуются высоким спросом из-за долгой службы товара в условиях постоянной эксплуатации);
2) удобное расположение (салон красоты Р. расположен на центральной пешеходной улице города, что облегчает доступ клиентов к услугам),
3) привлекательная цена (цены сотового оператора К. ниже, чем у конкурентов на 15-20%, при высоком качестве услуг связи).
Обратите внимание, что примеры должны быть не просто приведены, а конкретизированы, применительно к заданию: цена товара ниже при аналогичном конкурентам качестве.
Типичная ошибка № 1: ответ содержит не все требуемые элементы
К сожалению, в ответе нет ни одного примера. Использование не научных слов в ответе тоже слегка смущает. Но даже если бы были приведены хорошие примеры, можно было бы простить просторечные формулировки «крутой товар», «соблазнительная цена».
Типичная ошибка № 2: пример сформулирован неразвернуто
Здесь нельзя поставить даже 1 балл, хотя указано конкурентное преимущество и, вроде бы, в скобках содержится пример, иллюстрирующий его.
Но в данном случае пример не приведен, просто упомянут слоган акции. Развернутый пример является распространенным предложением и содержит субъект, метсо и деятельность, иллюстрирующую обществоведческое явление - в ответе выше нет ничего из перечисленного.
Типичная ошибка № 3: вместо примера дано объяснение
Ошибка в том, что дан не пример, а аргумент. Есть рассуждение, а не конкретизированная ситуация. Объяснение развернутое, но не конкретное.
Хороший пример всегда развернутый и конкретный
Общая характеристика задания 20 ЕГЭ по обществознанию
20 задание предлагает использовать информацию из текста и собственной головы экзаменуемого для того, что подтвердить или опровергнуть ту или иную точку зрения.
20 задание требует от экзаменуемого самостоятельно сформулировать аргументацию, оценку или прогноз проблемы, связанной с тематикой текста.
В задании 20 необходимо аргументировать ту или иную точку зрения. И часто на занятиях ученики начинают ответ на задание 20 с слов «ну, например…», а это в корне не верно.
Аргумент и пример - не равнозначные понятия.
Пример помогает найти подтверждение из жизни для тех или иных обществоведческих явлений:
социальная функция государства заключается в поддержке социально незащищенных слоев населения, например, Алина очно обучается в университете и получает академическую стипендию.
Аргумент помогает обосновать ту или иную точку зрению с опорой на научную информацию:
в условиях рыночной экономики недобросовестные производители могут вводить потребителя в заблуждение, поэтому государство должно контролировать качество предлагаемых услуг и товаров и защищать интересы потребителей.
Не путайте аргумент и пример, это разные понятия. Аргумент - обобщенное научное рассуждение. Пример - развернутая и конкретная ситуация, которая что-то иллюстрирует
В задании 20 необходимо написать три аргумента. Если экзаменуемый написал больше трех аргументов верно, то дополнительных баллов он не получит. Если же он перечислил более трех аргументов, но допустил ошибки в любых из них, за это снимут баллы.
Аргумент, как и пример, нужно формулировать развернуто. Перечисленные в ответе простые слова и словосочетания не являются верным выполнением заданием 20.
Аргумент должен представлять собой развернутое рассуждение и сформулирован как распространенное предложение
Критерии оценки задания 20 ЕГЭ по обществознанию
В задании 20 необходимо привести три аргумента.
Если задание 20 выполнено верно, можно заработать три балла.
Два верных аргумента - два балла, один верный аргумент - один балл.
Типичные ошибки при выполнении задания 20 в ЕГЭ по обществознанию
Далее мы разберем типичные ошибки, допускаемые при выполнении задания 20 на примере реальных работ:
Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость проведения антимонопольной политики для создания эффективной рыночной экономики. (Каждый аргумент должен быть сформулирован развернуто.)
Верный ответ:
1) антимонопольная политика создает благоприятные условия для развития здоровой конкуренции;
2) эффективная антимонопольная политика позволяет снять преграды для входа на рынок новых производителей,
3) антимонопольная политика позволяет установить правовой режим регулирования ответственности участников рынка при нарушении правил честной и добросовестной конкуренции.
Типичная ошибка № 1: аргумент сформулирован абстрактно, не как развернутое предложение
Простые словосочетания не являются ответом на вопрос в задании 20. Необходимо формулировать распространенное конкретное предложение, которое доказывает необходимую точку зрения.
Типичная ошибка № 2: в рассуждениях не содержится аргументации
Под цифрой 1 изложены рассуждения экзаменуемого о сути антимонопольной политики.
Под цифрой 2 не указано, почему снижение числа монополий полезно для рыночной экономики.
Под цифрой 3 раскрыты представления экзаменуемого о работе Федеральной антимонопольной службы.
Типичная ошибка № 3: вместо аргумента указан пример
Может сложиться впечатление, что экзаменуемый обладает широким кругозором, поскольку довольно конкретно ответил на вопрос. Но аргументации пользы антимонопольной политики для эффективной рыночной экономики в ответе не представлено.
Не бойтесь ошибиться: лучше допустить ошибку до экзамена и исправить ее под руководством опытного наставника, чем не ошибиться на этапе подготовки ни разу, но получить опыт ошибки на экзамене впервые
Как правильно оценивать ответы на задания 19 и 20 ЕГЭ по обществознанию
Теперь вы знаете все, что необходимо о заданиях 19 и 20 в ЕГЭ по обществознанию. Настало время применить полученные знания.
Почувствуйте себя в роли проверяющих: ниже будут представлены реальные ответы экзаменуемых, а вы попробуйте их оценить.
Оцениваем задание 19:
Укажите и проиллюстрируйте примерами три различных функции денег. (В каждом случае сначала укажите функцию, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)
Вариант правильного ответа:
1) средство обращения (во время обеда в школе Мария купила себе в столовой булочку и чай);
2) мера стоимости (Антон изучает цены на Iphone 17 Pro max в разных магазинах);
3) средство платежа (муж Софьи Владимировны вовремя заплатил за услуги Интернет-провайдера, чтобы она могла проводить интересные онлайн-уроки с учениками).
В каждом ответе верно сначала указана функция, а затем пример. Но подкачали пробелы в знаниях. 2 ответ – пример иллюстрирующий такую функцию денег,как мера стоимости, а не средство платежа.
Вообще не указаны функции денег в 1 и 2 пунктах. Пункт 2 вообще абстрактный, никак не отвечает критериям. Верно выполнен только пункт 3.
Оцениваем задание 20:
Приведите три аргумента в защиту утверждения, что в современных условиях предпринимательская деятельность является средством самовыражения. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.)
Вариант правильного ответа:
1) Предпринимательство – это свободная инициативная деятельность, следовательно, предприниматель может реализовать именно свои желания и задумки.
2) Предпринимательство часто подразумевает создание нового предприятия и работу по развитию этого предприятия. То есть – своеобразное творчество, а в творчестве человек находит самовыражение.
3) Предпринимательство обычно подразумевает процесс управления фирмой, руководство наёмными работниками. В этих делах человек может удовлетворить свою потребность во власти, реализовать себя в качестве лидера и выразить свои лидерские качества.
А сколько поставили вы?
В 1 пункте ответ дан абстрактно, нет конкретики. Во 2 пункте указан пример, а не аргумент. А в 3 пункте ответ дан верно.
Задания 19 и 20 действительно не простые. Надеюсь, эта статья помогла вам разобраться в них чуточку лучше. А если вам нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по обществознанию, вы можете смело обращаться по номеру +7 921 601 28 36 или в личные сообщения, буду рада помочь.