Найти в Дзене
Анна Бердникова

Дочь испытывает меня, потому что школа вот так решает свои проблемы, перекидывая их на семью

Из рабочего процесса: У дочки в классе на прошлой неделе произошла суицидальная попытка. Одноклассница пыталась отравиться таблетками потому, что поссорилась с матерью из-за школьного задания. Девятый класс, еще год только начался, а с подготовкой к ОГЭ уже все на ушах, нужно было на каком-то сайте прорешать несколько вариантов ОГЭ и сроки уже горели. У нас тоже дочь решала, но без какого-то надрыва, сидела два или три вечера. А здесь, видимо, пришлось все в один последний вечер все упаковывать, а девочка еще и с друзьями встретиться хотела, мать не пустила, заперла в комнате. Таблетки у нее припрятаны, наверное, были… Деталей не знаю. Суть в другом. В школе все забегали: с детьми психологическую работу начали, психолог от них не вылезает, все им про нежно-внимательное отношение к себе рассказывает, не надо оставаться наедине со своими проблемами, надо их немедля на родителей перекладывать. Родительское собрание в классе организовали, и снова-здорова, про внимательное отношение к детя

Из рабочего процесса:

У дочки в классе на прошлой неделе произошла суицидальная попытка. Одноклассница пыталась отравиться таблетками потому, что поссорилась с матерью из-за школьного задания. Девятый класс, еще год только начался, а с подготовкой к ОГЭ уже все на ушах, нужно было на каком-то сайте прорешать несколько вариантов ОГЭ и сроки уже горели. У нас тоже дочь решала, но без какого-то надрыва, сидела два или три вечера. А здесь, видимо, пришлось все в один последний вечер все упаковывать, а девочка еще и с друзьями встретиться хотела, мать не пустила, заперла в комнате. Таблетки у нее припрятаны, наверное, были… Деталей не знаю.
Суть в другом. В школе все забегали: с детьми психологическую работу начали, психолог от них не вылезает, все им про нежно-внимательное отношение к себе рассказывает, не надо оставаться наедине со своими проблемами, надо их немедля на родителей перекладывать. Родительское собрание в классе организовали, и снова-здорова, про внимательное отношение к детям, своевременное удовлетворение их нужд. А в конце собрания все по головам пересчитали и в протоколе собрания расписаться заставили, что мы всю эту чушь выслушали.
Самая большая проблема сейчас начинается с дочерью. Ей в связи со всей этой суетой стало казаться, что ее в семье слушают недостаточно, ее нуждами пренебрегают, заставляют перед уроками с ее же собственной собакой гулять – жуткое насилие тем самым осуществляют. Поэтому она начинает на аптечку со значением посматривать. Если раньше на какие-то обращения к ней реагировала агрессивно, то теперь вселенская скорбь на лице – посмотрите, родители, до чего дочь довели. Пару раз в разговоре проскакивало, что лучше вообще не жить, чем так – это через час после уроков бежать к репетитору вместо залипания в тик-ток. И смотрит на реакцию. Но я на это не куплюсь. Школьная суета вокруг ситуации недельной давности во многих семьях сейчас подобные проблемы создает, знаю, потому что с родителями общаюсь. Вопрос: что делать?

Понимаете, самая большая проблема здесь в том, что что бы школа ни сделала в сложившейся ситуации все равно будут проблемы. Вышестоящие инстанции требуют от школы соответствующей суеты и отчетов: что было сделано для предотвращения ситуации, что было сделано для профилактики последствий, комиссии, проверки документации и прочая суета – при любом раскладе.

Что касается Вашей дочери, то происходящее с ней сейчас смыкается со школьной проблемой только в том месте, где школа задает модель возможного поведения. Вы предполагаете на основе того, что слышите и наблюдаете в поведении дочери и родительском чате, что многие дети сейчас, благодаря случившемуся, получили разрешение шантажировать родителей своим психологическим состоянием: если я не пропущу репетитора прямо сегодня, то, боюсь, впаду в депрессию тотчас же, а привести это может к самым фатальным последствиям, вы же понимаете…

Да, подростки увидели такую возможность, они, опять же судя по родительскому чату массово в меру своих способностей и чувства меры апробируют эту модель в собственных семьях. Получается с разной эффективностью. Эта разная результативность обусловлена набором факторов, преимущественно завязанных на родителях. На том, как родители воспринимают происходящее, как к нему относятся, как строят отношения со своим подростком, насколько хорошо помнят себя в возрасте детей и делают скидку на возрастные особенности своего чада.

Вы эксперт по своему ребенку. Если Вы замечаете и ощущаете, что дочь испытывает Вас, наблюдает за Вашей реакцией, сказав нечто, например, вот эти слова о том, что лучше не жить, Вы, если располагаете временем, можете остановиться и вернуть ей реплику. Если не располагаете, то запомнить и вернуться позже: ты сегодня утром по дороге в школу сказала, что… Так вот…

Вернуть – это отреагировать честно и открыто, продемонстрировав в том числе и метатекст.

Такая разная семья: как различное понимание того, что представляет собой семья, влияет на отношения и семейный климат | Слово психологу | Sponsr

Так вот, когда я услышала, я сначала вздрогнула, потому что вся эта ситуация в школе, с собраниями, поверками и проверками, напрягает, если честно. Потом я заметила, что ты оцениваешь мою реакцию, что эти слова не для выражения твоего состояния – как риторическое высказывание, они для меня, чтобы я дернулась. Потому что, когда я вздрогнула, ты улыбнулась. Наверное, я могу понять, что это очень интересно, наблюдать, как твои слова влияют на окружающих. Но взрослый человек, когда говорит что-то подобное, обычно думает, как воспримут его слова те, кто рядом. Невзрослый человек может требовать к себе чуткого и внимательного отношения в одностороннем порядке, ему за собственными изменениями и реакциями, другие бывают просто не видны. А взрослый уже может. Мне было страшно и неприятно. Мне было бы горько допустить даже мысль о том, что мой ребенок может совершить что-то подобное, что он не поговорит со мной о том, что его беспокоит – серьезно и в деталях, а не завуалированными угрозами. Поэтому сейчас я говорю то, что говорю. Давай говорить прямо и без намеков.

Анна Бердникова

Если Вы при чтении испытали лучшую эмоцию на свете - интерес, Вы можете поблагодарить автора.