Найти в Дзене
Сто грамм и пирожок

Чем питались Бровкины в романе Толстого Петр Первый. Как изменился рацион питания семьи благодаря преобразованиям царя-реформатора

С первых страниц романа А.Толстого «Петр Первый» мы знакомимся с семьей Бровкиных. И на всем протяжении романа следим за судьбой главы семейства и его детей.

ЛЕБЕДУ ЕДИМ...

Глава семьи – Иван Артемич Бровкин (для односельчан Ивашка) хоть и считается крепким хозяином в деревне (имеет в хозяйстве коня, корову, несколько куриц), но живет бедно, впроголодь.

Семья Бровкиных принадлежит боярину Василию Волкову. Сам Волков небогатый боярин, и крестьяне его перебиваются с хлеба на квас.

Так и семья Ивашки Бровкина, несмотря на свою «зажиточность», голодает. Ведь в семье пятеро ребятишек, мал мала меньше. И в предыдущий год Бровкины вынуждены были отдать старшего сына Алешу боярину Волкову в вечную кабалу, ибо семья испытывала большую нужду.

Голод – основной бич русского крестьянства. Как бы не старался Иван Бровкин работать, а прокормить семью трудно.

Будущее Бровкину кажется туманным и неопределенным. Царь Федор Алексеевич умирает. Кто будет новым царем? Слабоумный Иван или малолетний Петр? Жди боярского правления, а за ним может последовать и Смута. Ох, и тяжелые времена наступают. На дворе конец семнадцатого века.

Питание многодетной семьи Бровкиных полуголодное. Хоть автор и детально не описывает еду семейства, но можно предположить, что они питались тем же самым, что и тысячи других крестьян в России.

«… Да божьим изволением всегда у нас хлебная недорода, поля наши всегда морозом побивает, и ныне у нас ни хлеба, ни дров, ни скотины нет, погибаем голодною и озябаем студеною смертью… Мясо свиные и коровьи и птицу и весь столовый запас нам, нищим и беспомощным, ставить помещику нечем стало… Лебеду едим, тело пухнет...».
Толстой А. Петр Первый

КАША - ПИЩА НАША

Первое место на крестьянском столе отводилось кашам из злаков (пшеница, овес, ячмень, рожь). Традиционные щи из рубленной капустой. Чаще всего пустые, без мяса. Если лето было грибное, то добавляли грибы. А так для сытости - все те же крупы. Лишь по большим церковным или семейным праздникам на столе могло появиться мясо. Хотя у Бровкиных какое мясо! Немногочисленных куриц явно держат для яиц. Зимой никаких яиц от куриц в те времена не дождешься. Коровенка - для молока, чтоб детей прокормить да оброк отдать.

Если лето было урожайным, то хотя бы на столе были овощи. Та же редька, репа, соленые огурцы, морковь, горох, чеснок, квашеная капуста могли хоть как-то скрасить стол таких же семей, как Бровкины.

И главное - хлеб. Недаром с первых страниц романа мы видим, что мать Саньки и Алешки «творит тесто». Да и самый главный перекус - ломать хлеба. Иван Артемич, приехав в дом Волкова, держит хлеб за пазухой. Но делиться с сыном Алешей не желает. Хотя явно малому живется несладко в дворницкой у боярина.

Жена Ивашки Бровкина «творит тесто», не замешивает, не делает, а «творит», что перекликается со словом «творчество». Тесто любит, когда его замешивают с хорошим настроением, «бьют», держат в тепле, относятся с любовью. Недаром мать кричит на ребятишек, которые выходят в сени, чтобы двери закрыли, тесто должно быть теплым.

Если Бровкины перебиваются с хлеба на квас и считаются «зажиточной» семьей, тогда, что было на столе у тех, у кого не было такого «большого» хозяйства!

СЫТЫЙ ЖИВОТ БРОВКИНА

Так бы и жили Бровкины в голоде и нужде. Но судьба улыбнулась крестьянской семье. Да и сами они были не промах.

Алеша, старший сын Ивана Артемича, оказался близ Петра Первого.

«Алешка выхватил из кармана горсть, да не медных, - серебра: рубля с три али более. Ивашка обомлел. И когда принял в заскорузлую, как ковш, руку эти деньги, - затрясся...».
Толстой А. Петр Первый

И с тех трех серебряных меняется жизнь семьи. Поставили новый дом, арендовали пашню и луга, а самое главное в семье стали есть досыта. Теперь на столе и мяса вдоволь, а сам Иван Бровкин возит в Преображенское к столу царя продукты из своего хозяйства.

«… а на круглый, досыта сытый живот Ивана Артемича Бровкина глядели мужики...»
Толстой А. Петр Первый

Не пропил, не прокутил те три рубля глава семейства, а вложил в дело.

И теперь коровье масло не только в кашу Иван Бровкин кладет, а волосы им смазывает.

Кадр из фильма "В начале славных дел"
Кадр из фильма "В начале славных дел"

А дальше - больше: и дом на Москве поставил, и овес и сено в войско стал поставлять, а потом и суконный заводик построил.

Не стыдно и царя угостить, если он приехал в качестве свата. И яичница не считается уже чем-то диковинным, и блюда из кур к столу часто можно подавать.

Еще выше поднимается Иван Артемич Бровкин, а тоска по деревенской жизни все равно не отпускает его.

И вспоминает свое бедное житие в деревне. А когда нет в доме детей, то ужинать идет на поварню, к мужикам. Щи с мужиками самые вкусные, вкуснее заграничных деликатесов. Или в кабак сходить, языком почесать хочется Бровкину, но не положено теперь - с самим царем на короткой ноге.

А ДЛЯ ГОСТЕЙ - ЗАГРАНИЧНАЯ ЕДА

Обеды дает по-заграничному для своих гостей.

« кроме обычных трех палат, - спальней, крестовой и столовой, - была и четвертая — гостиная, где гостей выдерживали до обеда, и не на лавках вдоль стен, чтобы не зевать в рукав со скуки, а на голландских стульях посреди комнаты, кругом стола, покрытым рытым бархатом. … стояли поставцы, или шкаф огромные, - при гостях дверцы у них открывали, чтобы видна была дорогая посуда».
Толстой А. Петр Первый

За Иваном Бровкиным следит его дочь Санька, а она поклонница всяких новшеств, в том числе и в еде. Можно предположить, что Бровкины стали пить кофе, на стол могли выставить и заграничные деликатесы: ветчина, сыр, «масло галанское», паштеты. Мясные блюда подавались не только целыми тушами, но и порционными кусками.

Семья Бровкиных в романе А. Толстого «Петр Первый» - яркий пример того, что реформы Петра Первого благотворно влияют на жизнь в стране. Они смогли выбраться из нищеты и голода, благодаря трудолюбию и незаурядным данным. Также меняется и их стол: от голодного и однообразного до сытого и разнообразного с заграничными деликатесами.