Часть 3.
Почему у одного автосалона много новых машин в наличии, а у другого все под заказ?
Выбирая новый автомобиль для покупки постоянно сталкиваешься с какими-то сложностями, сначала нужно определиться с маркой и моделью, потом найти выгодное предложение, а в итоге оказывается, что машины нет в наличии и нужно внести предоплату, чтобы машину привезли с какой-то площадки.
Почему многие дилеры не держат машины в наличии?
Ответ на этот вопрос достаточно простой - для дилера это дорого. Изначально все автомобили принадлежат дистрибьютору (мы это обсуждали в первой части) и хранятся на его площадках, когда дилерскому центру нужна какая-то машина, он её оплачивает дистрибьютору и после этого может её забирать. Теперь представьте себе, у каждой марки есть как минимум две модели, каждая модель представлена в пяти цветах, а то и больше... Получается, чтобы у дилера были все машины в наличии нужно выкупить как минимум 10 машин, но это совсем по скромным расчётам.
Сколько автосалону нужно держать машин в наличии и сколько они тратят на закупку
Давайте посчитаем на реальном примере марки Chery, у которой модельный ряд из 5 машин: тиго 4, 7, 8, 9 и Аризо. У каждой модели 5 цветов + у некоторых моделей есть три цвета которые возможны с черной крышей, итого получается 8 вариантов расцветок для одной модели и не забывайте, что у каждой модели существуют разные комплектации, а ещё у того 9 может быть два цвета салона... Получается, чтобы у дилера в наличии были все цвета, нужно выкупить на свой склад как минимум 25-40 машин и то они будут по одной штуки каждого цвета, а если всё это ещё держать в ассортименте и в разных комплектациях, то это количество можно смело умножать на 5, а это уже получится 125-200 шт.!!!
Невольно вспоминаются видео блогеров, где они показывают огромные площадки, заполненные под завязку новенькими автомобилями, сколько их там? тысяча, две, три? А теперь подумайте, так ли это много? Если только одному автосалону требуется держать в наличии от 40 до 200 машин. А сколько всего автосалонов у той же Chery в одной только Москве и в каждом держат машины в наличии, они постоянно продаются, а это значит нужно заказывать новые. Ну и еще докину вам, что в 2024 году в России было продано 157040 автомобилей Chery в России, поэтому с подачи блогеров может показаться, что действительно «склады» заполнены под завязку, а на самом деле это только малая часть, которая требуется для полноценного снабжения дилеров автомобилями.
Давайте сделаем очень грубый расчет, возьмем за основу среднюю стоимость автомобиля в 2,500,000р и умножим её на 125 машин = 312,500,000р минимум вот такую сумму дилер должен заморозить, чтобы у него все машины были в наличии.
Во-первых, такое количество машин держать в наличии очень проблематично, так как их нужно где-то хранить.
Во-вторых, далеко не каждый автосалон готов потратить такие деньги на закупку автомобилей.
Поэтому дилер старается держать в наличии только самые ликвидные модели и цвета, а остальные закупают в ограниченном количестве. При любом раскладе закупить такое количество машин за собственные средства достаточно накладно, поэтому на помощь приходят банки.
Автосалоны тоже покупают машины в кредит. Факторинг
Банк выкупает автомобили у дистрибьютора и даёт автосалону отсрочку на оплату автомобилей от одного до двух месяцев, такая схема называется факторинг, а если не выкупили, то начинают капать проценты, другими словами это уже будет кредит. Фактически получается, что машины находятся уже у дилера, он ими торгует, но ЭПТС находится у банка в залоге и для дилера будет идеальным вариантом успеть продать машины в этот льготный период, ну а если не успели, то нужно выкупить машину у банка и ждать когда она продастся, понятное дело, что дилеру это не выгодно, так как его деньги на это время будут заморожены. Если выкупить по каким-то причинам не получается, банк начинает начислять проценты и машина с каждым днём становится всё дороже и дороже для автосалона, понятное дело, что в какой-то момент машина продастся, но сумма дохода может сильно отличаться от прогнозируемой, а за частую приходится продавать даже в минус, чтобы закрыть долг перед банком.
С одной стороны банки помогают автосалонам держать в наличии больше автомобилей, но есть и обратная сторона медали, так как спрогнозировать динамику продаж со 100% точностью не возможно, рынок достаточно не предсказуемый, сегодня продажи есть, а завтра их нет и из-за этого у дилеров случаются «промахи», которые ведут к закрытию салонов. Например только в 2025 году закрылось больше четырёхсот автосалонов из-за того что продажи рухнули, машины которые набрали нужно оплачивать, аренда, зарплаты и т.д.
Получается, что всё крутиться вокруг банков и кредитов, производители берут кредит на запуск производства, автосалоны берут кредит, чтобы держать машины в наличии, покупатели берут кредит, чтобы стать обладателями этих машин. Вот такой он реальный мир автомобилей.
Ссылки на ранее опубликованные статьи:
первая часть Представительство иностранного автомобильного бренда.
вторая часть Автосалон и дилерский центр одно и тоже? Кто обманывает лучше.
Напомню, что я рассказываю Вам про изнанку автобизнеса от А до Я, впереди будет очень много интересного, так что не забудь подписаться на канал.