Продолжение. Начало тут
Тут некоторые наши уважаемые читатели высказали мнение, что всё у Кончаловского чётко с точки зрения историзма и хронологии. Не зря же он полтыщи книжек прочитал по этой теме. Увы, должен разочаровать - с хронологизмом сплошной анохронизм.
Действие фильма начинается в октябре 1905 г. "Император Всероссийский", как значится в титрах кадра, где Никита Ефремов с накленными усами и бородой изображает портрет Николая Второго кисти Валентина Серова, только что издал Манифест, про который в народе сразу же возникла частушка
Царь Николашка издал манифест,
Мертвым свобода, живых под арест.
Но тут же, какая неблагодарность со стороны облагодетельствованного "Императором" народа, некие боевики совершают ограбление Государственного банка России в городе Гельсингфорсе, по нынешнему Хельсинки.
Лихой налёт среди бела дня. Руководит налётом некий Лютер, о нем у нас в предыдущей части, в числе налетчиков его любовница Ариадна. Так вот, ограбление это было совершенно не в октябре 1905г., а в феврале 1906. И совершили его не эсеры, и не большевики, а боевики Латвийской социал-демократической партии возглавляемые Янисом Лутером. Правда, деньгами потом латыши поделились с товарищем Красиным, который потом снабдил их оружием.
Кончаловский переделал латышского эсдека Лутера в эсера-боевика Лютера. Заодно и дату передвинул. Мы не придираемся. Просто констатируем.
По версии Кончаловского именно это ограбление и побудило "Императора Всероссийского" создать некий специальный отдел по борьбе с терроризмом. Начальником которого и назначили Мишу Прохорова в исполнении Юры Борисова. Вот только непонятно в каком ведомстве был создан этот отдел. Миша Прохоров представляется своим подчиненным как начальник Особого отдела. Но Особый отдел в Департаменте полиции МВД РИ был уже давно создан и ему подчинялись все охранные отделения империи. В т.ч. и города С.-Петербурга.
Но почему-то наш Миша идёт на доклад к некоему полковнику Курловскому. который в титрах кадра обозначен как начальник охранки. Ладно, охранка и охранка, какая неважно, хотя Охранных отдлений, этих специальных оперативно-розыскных подразделений политического сыска, было тогда по стране 25.
Вот он Курловский, сидит полирует ногти, как настоящий филолог эстет, и читает прессу. Сразу же в лоб новому подчиненному - "И зачем ты, Мишаня, в нашу охранку служить пришёл. У нас здесь террористы и убить могут. А я люблю шампанское, цветы, мороженное, женщин."
И тут где-то так бабахнуло, что в кабинете начальника Охранного отделения С.-Петербурга окна повылетали.
А это произошёл взрыв в гостинице "Бристоль". В одном из номеров подорвался боевик эесеровской Боевой организации Максмилиан Швейцер. Он был спецом по бомбам и чего-то неосторожно сделал. Бомба рванула. Номер в клочья. Швейцер тоже. Но непонятно почему в охранке окна повылетали от взрыва. Охранка помещалась тогда на Мойке,12, дом княгини Волконской, бывшая квартира А.С. Пушкина, а "Бристоль" тогда стоял на месте, где сейчас находится гостиница "Астория". Километра два между ними будет. Да ещё и улочки-переулочки, Зимний дворец и т.д. Но Кончаловский так видит. К тому же взрыв этот произошёл в феврале 1905 г.. а не в октябре, как в фильме.
Ну это опять же мелочи, чего придираться. кто хочет знать настоящую хронологию - смотрите документальное кино или читайте книжки. А это "художественный", от слова "худо", фильм.
Но самое интересно начинается дальше. Прохоров знакомится с сотрудниками отдела. Вот тут и наступают "Улицы разбитых фонарей", про ментов-оперов. Скорее всего, Андрей Сергеевич не особо заморачивался с диалогами, и так сценарий на 700 страниц потянул, и на сьёмках дал полную волю фантазиям исполнителей. Мол, давайте пацаны, сами-сами. Ну, пацаны и сами. Что помнили по ментовским сериалам как проходят оперативные совещания у ментов, то и лепили.
Вот наш Юрочка с казачьими усами занимает место в торце стола и предлагает начальнику отдела наружного наблюдения Департамента полиции Медникову, по должности выше нашего Мишани, реальное историческое лицо, легенда российского сыска, доложить "политическую обстановку в столице." Вот так прямо и говорит строгим голосом молодого начальника - "доложите политическую обстановку в столице". Хотя бы сказал "оперативную обстановку", так нет, именно "политическую". И как тебя такого назначили начальником отдела по борьбе с политическим терроризмом. если ты обстановку не знаешь.
Медников, как простой унтер, изгибается перед сидяшим молодым дарованием, называет его "ваше высокоблагородие", хотя вся грудь в орденах, (у нашего Мишани ни одного, даже захудалых Анны третьей степени и Станислава четвертой), и имеет классный чин надворного советника, что соответствует подполковнику, то есть по заванию равен Мишаньке.
Отдергивает занавесочки на стене и вот вам полная картина фигурантов, всё как в американских полицейских фильмах. "Вот тут у нас их полный кафе-шантан. По каждому региону у боевиков есть свои смотрящие. Но если между эсерами и большевиками возникают разногласия, то их разрешают авторитеты - эсеры Савинков и Гершуни в Женеве, у большевиков ленин и Богданов в Базеле".
Ну, а чего такого, почему сейчас есть "смотрящие", "положенцы" и "авторитеты", а тогда их не было? Может и не было, но современному зрителю так понятней, проще разобраться кто есть ху.
Тут Миша замечает, что на планерке не хватает одного сотрудника. Оказалось, что ротмистр князь Цуладзе отсыпается на чердаке после вчерашней пьянки по поводу своего тридцатилетия. За ним побежали, а подполквник Медников извиняется перед новым начальством -"Больше такого не повторится, ваше высокоблагородие". А вот и князь с похмелья.
Начальник заинтересовано спрашивает - что вчера пили. Князь отвечает - "хванчкару", правда, так это вино стало называться только с 1932 г., а на тот момент звалось "кипиановское". Но это мелочи. Это же любимое вино товарища Сталина.
Но казак Миша не поверил, нельзя с "хванчкары", так напиться спросил: "А водку?". Князь сразу и раскололся:"Ещё чача была." Начальник с грустью признался - "Не пил". То есть чачу никогда не пил. Казаки они только водку и пьют. Ну, в крайнем случае самогон.
Какой-то Юра тут напряженный. Оно и понятно, надо же на ходу придумывать слова, которые Андрей Сергеевич так и не написал. Хорошо, что сериалов про ментов насмотрелся в детстве, запомнил как в убойном отделе проходят оперативные совещания.
А в завершении совещания молодой начальник Миша проникновенно попросил новых подчиненых оправдать доверие "Императора Всероссийского" -"Давайте поработаем!" Очень духоподьемно.
А вот Миша с князем идут на проведение оперативного внедрения в банду эсеровских боевиков. Под видом торговцев взрывчаткой они должны захватить Лютера с сообщниками. Юрасик тут канает под блатного - развинченная походочка, как в море лодочка, блатная чёлка на лоб, наглое поведение. Зубы торчком, пальцы веером, понты дороже денег, не надо лохматить бабушку, в общем, "слово пацана" и "мама, не горюй" в одном флаконе.
Рядос ним князь, тоже изображает бандоса. Ждут эсеровских боевиков, те задерживаются. Юрасик так вошёл в роль, что вспомнил Косого-Крамарова - "Чё, кина не будет!" Князь тут должен был ему ответить -"Электричество кончилось", но, наверное, он этот фильм не смотрел или забыл.
А тут и эсеры. Раскололи они этого Володю Шарапова на раз-два. Хватанули взырывчатку - и ноги. Утёк Лютер.
Вот опять сидят наши опера в отделе, переживают провал операции, пьют чачу с "хванчкарой". А молодой начальник опять не пьёт, не лезет в него ни чача, ни водка. "Вот поймаем, тогда выпьем!"- говорит. И как отрезал. Типа, хорош бухать пацаны, давайте поработаем, оправдаем доверие "Императора Всероссийского".
И ведь поймали. Но перед этим Андрей Сергеевич обгадил выдающегося народного революционного вождя времен первой русской революции священника Георгия Гапона. Вот как в советское время пропаганда приклеила ему ярлык "провокатора" и "агента охранки", придумала термин "гапоновщина", так и всё это и продолжается. Да даже раньше, ещё в 1906 г., эсеры и большевики, боясь конкуренции о стороны этого самого популярного тогда в мире русского революционера, начали клеветать на него в средствах массовой информации,, а эсеры даже убили его в марте 1906 г. за то, что Гапон предал дело революции и взял и премьера царского Правительства Витте 30 тыс. рублей.
В русской революции было только два таких истинно народных вождя - Георгий Гапон и Нестор Махно. Кто не читал, у нас есть статья про Нестора Ивановича
И оба так похожи друг на друга своим феноменальным воздействием на народные массы. И оба - Гапон, и Махно были оболганы и оклеветаны советской пропагандой.
Не будем подробно рассказывать о Гапоне, (вообще удивительно как Кончаловский, снимая "хроники русской революции" обошелся без описания деятельности Гапона, без "Кровавого воскреснья", без начальника Особого отдела МВД Сергея Зубатова) скажем только, что действительно, Витте, узнав, что Гапон, которой был в розыске у охранки, тайно вернулся в октябре 1905 г. в Питер, предложил ему денег, чтобы тот опять сразу же уехал за границу, а не то арестует. Гапон согласился, но потребовал 30 тыс. рублей от правительства в возмещение ущерба, который был причинен разогнанному после 9 января 1905 г. его профсоюзу "Собранию русских фабрично-заводских рабочих С.-Петербурга". Витте дал эти деньги. При этом члены "Собрания" дали согласие. чтобы Гапон взял эти деньги. И на эту сумму возобновилась работа "Собрания". Гапон стремился создать первый настоящий русский профсоюз рабочих по типу английских тред-юнионов.
Но Кончаловский "так видит". В фильме Витте покупает за 50 тыс. Гапона, чтобы он агитировал за сотрудничество с правительством, не призывал народ к свержению самодержавия. Потом на даче в Озерках Гапон предлагает и Лютеру сотрудничать с правительством, за это Лютеру тоже будут платить. Но тут выходят эсеровские боевики, хватают Гапона. Ариадна сооружает петлю и Гапона вешают за предательство.
Но перед этим Лютер узнал у Гапона где иудины 50 тыс. У чиновника по особым поручениям Витте Манасевича -Мануйлов. И Лютер посещает этого авантюриста. Манасевич денежки то притырил, Гапону не передал. Лютер назначает Манасевичу встречу в кинотеатре "Аврора" на Невском. Манасевич заберет деньги из банка и передаст в кинотеатре Лютеру. Правда, кинотеатр "Аврора", названный так в честь крейсера революции под таким названием стал существовать только в 1932 г. И вообще он открылся только в 1913 и назывался "Пикадилли", а на дворе 1906 г. Но это тоже мелочи, режиссер так видит.
Манасевич пришел к Мише Прохорову и сдал Лютера, предложил поделиться гапоновскими деньгами. Лютера повязали в кинотеатре. Но он недолго пробыл в ментовке. Своим корзырным оружием - карандашом в ухо, убил конвоира и сбежал. К тому же он оказался агентом охранки, лично на связи у Курловского.
На этом всё. Вернее действие фильма делает скачок на пять лет вперед, в 1911г. И правильно, чего тянуть, а то ещё и Московское вооруженное восстание показывать придётся, взрыв дачи Столыпина, восстание военных в Свеаборге, "сторлыпинские галстуки, никаких денег на эти "хроники" не хватит.
Миша уже полковник, но так и непонятно, чем занимается. Каковы его успехи на поприще политического сыска. На сцену выходит Петр Аркадьевич Столыпин. Его через пару дней агент охранки, анархист Мордка Богров застрелит в Киевском театре. Но Столыпин успевает сказать Мише, что вот есть у него такая папочка, а там компромат на всех -министров, капиталистов, Распутина и царицу. Все воруют. Надо же как это необычно, ведь в России всегда в верхах воровали, Алексашка Меньшиков государственными бюджетами воровал. И надо эту папочку передать царю лично в руки. Столыпин поручает это Мише, так как самого его в Киеве должны убить и он знает кто.
Миша отвечает- "Так точно". Вот эта фраза постоянно повторяется Юрой. В армии то он не служил, но просто глах режет как ему приятно ощущать себя русским жандармским офицером в кино. И грудь колесом сделает, и строевым шагом пройдется, и "я ведь русский офицер" на всякие непотребные предложения скажет.
Столыпин уезжает в Киев. Там его Мордка Богров в Киевском городском театре во время антракта оперы "Сказка о царе Салтане" тяжело ранит. Столыпин умрет в больнице от раны. Но успеет сказать Мише - "Спасай Россию. Бери мой вагон и пулей в Питер. Папочка в моем сейфе. Передай её царю лично в руки."
Продолжение следует.