The Economist | Великобритания
Украинская энергосистема находится на грани коллапса, пишет The Economist. Усиление атак со стороны России по генерирующим и передающим мощностям наложилось на характерную для Украины управленческую неразбериху, к которой в последнее время добавилась еще и грызня во власти.
Атаки пикирующих беспилотников призваны уничтожить энергетическую систему Украины в преддверии зимы.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Утверждается, что на встрече с Владимиром Зеленским 17 октября Дональд Трамп призвал Украину отступить из Донбасса и передал ему угрозу Владимира Путина о том, что Киев может быть уничтожен в течение нескольких дней. С тех пор Трамп снова изменил курс и ввел санкции против российских нефтяных компаний. Но пока Белый дом увиливает от более решительных действий, Россия усиливает воздушные атаки. Она наносит воздушные удары по энергосистеме, центральному отоплению и газовой инфраструктуре в преддверии зимы. Цель заключается в том, чтобы сделать восточные районы страны непригодными для жизни, подорвать промышленность и спровоцировать массовую эмиграцию и панику (в Москве неоднократно подчеркивали, что Вооруженные силы России наносят удары исключительно по военным и околовоенным целям, – прим. ИноСМИ).
"Буревестник" — новый кошмар для Запада. "Ядерный щит России" положит конец эре ПВО
Кремль действует еще хладнокровнее, чем прежде. За несколько дней до встречи Трампа и Зеленского ракеты и беспилотники нарушили водоснабжение украинской столицы. Впервые в истории погас свет в киевском метро. Прифронтовые Сумская и Черниговская области оказались обесточены на несколько дней.
Воздушная война эволюционировала. Украина значительно усовершенствовала свои средства противовоздушной обороны — наладив не только перехват ракет, но и систему средств радиоэлектронной борьбы по периметру режимных объектов. Она внедряет новую технологию беспилотников-перехватчиков, что само по себе можно считать выдающимся достижением. Но возможности и тактика России развиваются еще быстрее. В предыдущие годы Кремль запускал дорогостоящие и нередко неточные ракеты рассредоточенными залпами по всей Украине. Теперь же он атакует конкретные регионы волнами дешевых беспилотников “Герань”.
Доработанные беспилотники намного быстрее и точнее, чем первые прототипы 2022 года. Самые совершенные модели превышают скоростной рубеж в 300 км/ч и используют искусственный интеллект на подлете к цели, преодолевая украинские помехи. Беспилотники также атакуют иначе, обрушиваясь с почти вертикальных позиций, словно ракеты, вне пределов досягаемости пулеметов. Кроме того, их стало гораздо больше. Год назад 150 дронов за ночь считались серьезной атакой. Сейчас на Украину нередко обрушивается по 600 или 700. При таких комбинированных атаках несколько десятков беспилотников достигают цели практически одновременно. Защитить каждую цель для ПВО — задача непосильная.
Около 60% электроэнергии на Украине вырабатывается ядерными реакторами, а остальная часть — гидроэлектростанциями и тепловыми электростанциями, угольными или газовыми. Атомная энергетика обеспечивает постоянную мощность, тепловые электростанции уравновешивают спрос и предложение и жизненно важны для поддержания стабильности системы. Россия нацелила свои атаки на обе части этого уравнения: выработке электроэнергии и ее распределении. В течение трех недель Россия вывела из строя несколько тепловых электростанций и, возможно, до половины добычи газа на Украине — еще одной важной части балансирующих мощностей. Помимо собственно ущерба инфраструктуре, последние удары вынудили Украину потратить на импорт газа ошеломляющую сумму в 1,9 миллиарда долларов.
За пределами столицы Россия сосредоточилась на приграничных Сумской, Черниговской и Харьковской областях. По-видимому, цель состоит в том, чтобы разделить Украину надвое: отсечь промышленный восток, где потребление всегда было выше, от производства энергии на западе, и ослабить линии электропередачи, чтобы в итоге парализовать передачу с запада на восток. “Сначала они хотят отключить электричество на Левобережье, а не по всей стране”, — заявил источник в украинском правительстве.
СМИ узнали, что творится в секретном подземном госпитале ВСУ. Пациентов некуда девать
Передающая сеть Украины состоит примерно из 90 ключевых подстанций. Они преобразуют 750-киловольтный ток от электростанций в ток более низкого напряжения (330 кВ или 110 кВ), который питает региональные сети. Россия поражает эти подстанции одну за другой, постепенно пробираясь через систему и нащупывая в ней слабые места. На бумаге предполагалось, что важнейшие узлы будут обеспечены системами пассивной защиты: железобетонными конструкциями и проволочной сеткой. На деле же оказалось, что многие из систем попросту не соответствуют положенным стандартам.
Одна из причин — это нехватка ресурсов. С началом боевых действий в 2022 году правительство Украины ввело чрезвычайное положение, однако опытных управленцев, которые бы могли оперативно организовать ответные меры, не хватало. Когда энергетические кризисы и перебои с электроэнергией в 2022 и 2023 годах миновали, внимание переключилось на другие проблемы. Недостаток системного мышления усугубляется распрями в правительстве и чрезмерной централизацией в администрации президента. В 2024 году были уволены два чиновника, ответственных за создание оборонительных сооружений, — заместитель премьер-министра Александр Кубраков и глава “Укрэнерго” Владимир Кудрицкий. Кроме того, в период передачи президентской власти в США американская помощь иссякла. В условиях хаоса строительство велось для галочки. “Защитные системы не были установлены на всех объектах одновременно, — говорит один из подрядчиков. — Вот если бы ответственные компании работали быстро, эффективно и установили должный финансовый контроль, можно было бы достичь гораздо большего в тот же срок”.
Защите остатков энергосистемы мешают непрекращающиеся междоусобицы. Утром 21 октября, всего через несколько часов после того, как российские авиаудары почти полностью отключили свет в Черниговской и Сумской областях, стало известно, что сотрудники правоохранительных органов проводят обыски в доме Кудрицкого. Формально рейд объяснялся предполагаемой коррупцией, но момент его проведения говорит сам за себя. Бывший руководитель все обвинения отрицает и говорит, что давление связано с его активностью в СМИ и связями с западными партнерами. “Боюсь, это политический момент”, — говорит он. Как бы то ни было, этот эпизод не укрепит доверия западных покровителей на этапе, когда Украина отчаянно нуждается в дополнительных средствах для ремонта и защиты своей энергосистемы.
Настроения в отрасли пессимистичные, но отнюдь не пораженческие. Украина и прежде сталкивалась с трудными вызовами. У нее есть запас трансформаторов, которым она может воспользоваться для ремонта. Достижимая цель — замедлить производимые Россией разрушения настолько, чтобы хватило резервов. В стране создаются сотни новых военных подразделений, объединяющих средства противовоздушной обороны и беспилотники для защиты важнейших объектов. Но эта зима станет невиданным испытанием на прочность. Затяжные отключения электроэнергии в ряде областей — реальная перспектива. Кроме того, могут возникнуть перебои как с электричеством, так и с газом. Россия почуяла уязвимость противника и вряд ли остановится. В предыдущие годы ее атаки лишь укрепляли решимость украинцев. На этот раз они могут оказаться более эффективными.