Очередное предложение от представителя наших властей вызвала на днях широкий общественный резонанс. На сей раз темой обсуждения стала наша «милая картошка - пионеров идеал». Так вот, одна из сенаторш предложила «вспомнить хорошо забытое старое» и привлекать старшеклассников и студентов к осенним сельскохозяйственным работам: первых вывозить на поля на один день, а вторых - на выходные.
Прозвучало это примерно так:
«В России наступила осень, и проходит сельскохозяйственная уборочная кампания. Во всех регионах нашей страны специальные работники при помощи механической техники, а также вручную, убирают урожай. Предлагаю рассмотреть вопрос о привлечении к труду молодого поколения- учеников старших классов, а также студентов бакалавриата».
По её мнению, это поспособствует не только социализации и укреплению здоровья молодёжи (в т.ч. психического), но и отвлечёт от негатива.
К слову, привлечение школьников к общественно-полезному труду ещё два года назад было закреплено на законодательном уровне, и соответствующие поправки внесены в закон «Об образовании». Помимо закрепления за учениками обязанностей по поддержанию чистоты и порядка в образовательных организациях, было разрешено привлекать их к общественно- полезному труду, не предусмотренному образовательной программой. Но только: с их согласия, согласия их родителей, с учётом возрастных и психофизических особенностей, а также в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Собственно, в некоторых российских регионах (включая моё Подмосковье) школьников и студентов не стесняются привлекать к уборке овощной продукции.
Так нужны ли современной молодёжи полевые работы? Пожалуй, сформулирую вопрос по-другому: а нужны ли сегодня подростки на российских полях?
Как водится, мнения на сей счет разделились. Анализ интернет- комментариев позволяет сделать определённые выводы.
Так, около 60% высказавшихся (в основном, это родители среднего возраста) крайне отрицательно относятся к подобной идее, ссылаясь на возможную дополнительную нагрузку на детей, родителей и школу.
И действительно учебная нагрузка в школах очень высокая! Во многом потому, что существенно изменились учебные программы, образовательные схемы и грамотность подхода. Если раньше принцип подачи материала был от простого к сложному, когда всё подавалось очень постепенно и взвешенно, вследствие чего в голове не образовывалась мешанина, то сегодня учащимся предлагается какой-то винегрет, связанный с освоением интернет-пространства. Многие педагоги откровенно дистанцируются от учеников: «Мы вас не собираемся учить, мы вам даём задания, а вы уж самообразованием занимайтесь!». Наблюдается парадоксальная ситуация, когда государство перекладывает заботу о воспитании и образовании детей на плечи их родителей. Которые, заметим, ещё и работать должны!
Теперь о целесообразности. Не секрет, что привлечение школьников и студентов в советское время к сельхозработам происходило из-за отсутствия у колхозов и совхозов необходимых трудовых ресурсов и уборочной техники. Кроме того, поджимали сроки из-за неблагоприятных (как правило) погодных условий. Сегодня же процесс уборки почти полностью механизирован: картофелеуборочные комбайны не только выполняют последовательные операции по сбору и обработке урожая, но картофель ещё и калибруется, очищается от земли и на конвейерной ленте доставляется в оборудованное помещение для последующего хранения. Для выбраковки повреждённых и загнивших плодов хватает собственных работников, а потому особого (профессионального) интереса к школярам нет. Так что пусть они лучше учатся на хороших инженеров, создающих нужные сельскохозяйственные машины для автоматизированной уборки картофеля! И не только.
Насчёт отвлечения от негатива, под которым (как я понимаю) подразумевается интернет. Если эти разовые выезды ещё можно воспринимать как элемент природоведения или уроков труда, то вряд ли подобные полумеры (подчеркну-разового характера) решат проблему рисков для современной молодёжи, порождённых цифровизацией. И наивно полагать, что они вытащат детей из виртуального пространства.
Но не стоит смотреть на всё через призму негатива и оценивать ситуацию только лишь с позиций выгоды.
Ностальгирующие по советским выездам на картошку представители старших поколений (это порядка 30% высказавшихся) считают задумку полезной, по крайней мере, не видят в ней ничего вредного для детского организма. По их мнению, такие мероприятия предоставляют хорошую возможность неформального общения и способствуют развитию коллективизма и чувства ответственности. Ведь практикуются же в школах культурные мероприятия, связанные с экскурсиями и походами в театры, на концерты, в кино. А вот что касается вывоза ребят на природу, да ещё с привлечением к труду - такое случается нечасто.
Нахлынули личные воспоминания. Будучи школьниками, каждой осенью учащиеся средних и старших классов в течение двух-трёх недель регулярно привлекались к уборке колхозного картофеля. Порой создавалось впечатление, что его посадки в таком немыслимом объёме осуществлялись с единственной целью - приобщить молодёжь с детского возраста к нелёгкому сельскохозяйственному труду. Срабатывало не всегда, поскольку особой приметой каждой уборочной картофельной кампании становилась мерзкая погода, а дождь и слякоть никак не способствовали привитию школьникам необходимых навыков коллективного (подчеркну!) труда.
Признаюсь честно: для большинства приученных с детства к помощи родителям по ведению домашнего хозяйства это «испытание колхозным полем» проходило без напряги и было даже в радость. Рядом с учениками работали взрослые- колхозные полеводы и всевозможные шефы, направляемые для оказания помощи в приказном порядке райкомом партии. И никто из нас не переломился, не скулил и не требовал оплаты!
Из года в год апофеозом завершившейся трудовой кампании становилась церемония торжественного вручения грамот отличившимся классам и ученикам. Все были горды и готовы к новым свершениям!
Есть сегодня и такие, кто не бросается в крайности, а является сторонником конструктивного подхода. И тут возникают самые разные варианты.
Раньше колхозы-совхозы всегда выделяли определённую долю овощей для школьных столовых, да и каждому участвующему в уборке доставалось по ведру картошки (последний бонус для городских был неплохим подспорьем). Почему бы и сегодня не вспомнить о подобных «взаимозачётах»?
Не будем забывать, что если раньше эта самая картошка являлась колхозно-совхозной (по сути - государственной) собственностью, то сегодня производителями являются частные агрофирмы и фермерские хозяйства. А это большая разница с точки зрения условий привлечения рабочей силы к уборке урожая, в первую очередь - в части справедливой оплаты труда школьников. Сегодня менталитет у детей иной - любая работа должна достойно оплачиваться! А потому натуральные расчёты необходимо заменить деньгами - вот пусть они и посмотрят, каким трудом те достаются...
А что вы думаете по этому поводу?
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!