Найти в Дзене
Усталый пилот: рассказы

Никотин — яд. От него самолёты горят

Рассказ, основанный на реальных событиях.. Капитан Александр Морозов никогда не курил. Даже в училище, когда все курсанты затягивались в туалете дешёвым «Беломором», он морщился от табачного дыма и отходил в сторону. А теперь, в тридцать пять лет, командуя экипажем Ту-154, он с горькой иронией думал о том, что сигареты могли стать причиной его смерти. Утром 17 ноября 1990 года в швейцарском аэропорту Базеля Морозов получил задание на грузовой рейс до Москвы. Груз был необычный — 1217 коробок американских сигарет «Winston». Восемнадцать тонн табачной продукции, которую предстояло доставить в СССР. — Саш, а куда мы всё это добро загружать будем? — спросил второй пилот Виктор Семёнов, глядя на горы коробок в ангаре. — Куда поместится, — пожал плечами Морозов. — Грузовых бортов нет, а рейс выполнять надо. Штурман Олег Крылов, молодой парень двадцати восьми лет, недовольно покачал головой: — В пассажирский салон что ли? Это же нарушение всех инструкций. — Зато выполнение приказа, — заметил
Оглавление

Рассказ, основанный на реальных событиях..

Капитан Александр Морозов никогда не курил. Даже в училище, когда все курсанты затягивались в туалете дешёвым «Беломором», он морщился от табачного дыма и отходил в сторону. А теперь, в тридцать пять лет, командуя экипажем Ту-154, он с горькой иронией думал о том, что сигареты могли стать причиной его смерти.

Неплановый рейс

Утром 17 ноября 1990 года в швейцарском аэропорту Базеля Морозов получил задание на грузовой рейс до Москвы. Груз был необычный — 1217 коробок американских сигарет «Winston». Восемнадцать тонн табачной продукции, которую предстояло доставить в СССР.

— Саш, а куда мы всё это добро загружать будем? — спросил второй пилот Виктор Семёнов, глядя на горы коробок в ангаре.

— Куда поместится, — пожал плечами Морозов. — Грузовых бортов нет, а рейс выполнять надо.

Штурман Олег Крылов, молодой парень двадцати восьми лет, недовольно покачал головой:

— В пассажирский салон что ли? Это же нарушение всех инструкций.

— Зато выполнение приказа, — заметил бортинженер Пётр Волков, единственный в экипаже, кому было за сорок. — В наше время это важнее инструкций.

Коробки действительно загружали в пассажирский салон. Между рядами кресел, в проходах, в центральной кухне — везде, где находилось свободное место. Самолёт превратился в летающий табачный склад.

На последнее место в кабине — кресло бортрадиста — сел Владимир Корнев, заместитель командира эскадрильи, выполнявший функции проверяющего. Опытный лётчик, за плечами которого были тысячи часов налёта.

Бортоператор Игорь Зайцев, самый молодой в экипаже, с любопытством оглядывал набитый коробками салон:

— Сколько же это сигарет? Миллионы штук?

— Миллионы, — подтвердил Волков. — На всю Москву хватит.

Взлёт прошёл штатно. Ту-154М, несмотря на необычную загрузку, вёл себя послушно. Морозов взял курс на восток, набрал эшелон десять тысяч метров. За бортом стояла ясная погода, самолёт шёл ровно, моторы работали как часы.

— Красота, — сказал Семёнов, глядя в иллюминатор на проплывающие внизу Альпы. — Жаль, пассажиров нет — посмотрели бы на такие виды.

— Зато сигареты не на что не жалуются, — усмехнулся Крылов.

Первый час полёта прошёл спокойно. Экипаж расслабился, завели обычные разговоры о службе, о семье, о планах на отпуск. Корнев время от времени делал записи в своём блокноте — оценивал работу экипажа.

Пожар

И тут Зайцев вдруг вскочил с места:

— В салоне дым! — прокричал он. — Горим!

Морозов почувствовал, как ёкнуло сердце. Пожар на борту — это самое страшное, что может случиться с самолётом. Особенно когда лететь над горами, а до ближайшего аэродрома сотни километров.

Корнев быстро отстегнул ремни:

— Я схожу посмотрю. Готовьтесь к аварийной посадке.

Через минуту он вернулся, и лицо его было мрачным:

— Дым идёт из плафонов освещения и вентиляционных отверстий. Электропроводка горит.

— Курс на Прагу, — решительно сказал Морозов. — Аварийное снижение.

— Обесточить салоны, — скомандовал Корнев. — Вентиляцию выключить.

Волков послушно переключал тумблеры. В наушниках затрещал голос диспетчера, но связь была плохой. Экипаж надел кислородные маски, но в суете забыл переключить микрофоны на "маски".

— Прага, это советский 664-й, — говорил в микрофон Морозов. — У нас пожар на борту, запрашиваем немедленную посадку.

Но диспетчер его не слышал. Микрофон работал вхолостую.

Корнев снова ушёл в салон, прихватив огнетушитель. Дым становился всё гуще, едкий запах гари проникал в кабину. Зайцев помогал ему тушить, но толку было мало — огнетушители быстро кончились, а дым только усиливался.

— Может, двигатель горит? — предположил Зайцев, кашляя от дыма.

— Или технический отсек, — согласился Корнев.

В кабине творилось что-то невообразимое. Семёнов и Крылов пытались вести самолёт в густеющем дыму, но приборы почти не были видны. Пришлось открыть форточки — поток воздуха на несколько секунд рассеивал дым.

— Быстрей снижаемся! — крикнул вернувшийся Корнев. — На какой высоте?

— Семь тысяч, — ответил Семёнов.

— Что?! — взорвался Корнев. — Почему так медленно?

Он посмотрел на указатель вертикальной скорости — десять метров в секунду. При аварийном снижении должно было быть шестьдесят.

— Аварийное снижение давай! — закричал он. — Мы сгорим раньше, чем сядем!

Посадка

Морозов дал штурвал от себя. Самолёт резко наклонил нос. Земля стремительно приближалась, но в облаках её не было видно.

— Горят все сигналы неисправности двигателей! — доложил Волков. — Но температура и обороты в норме! Что делать?

— Выключи второй! — приказал Корнев. — А первый и третий не трогай!

Чёрный дым заполнил кабину. Приборная панель исчезла в клубах гари. Морозов судорожно открывал и закрывал форточку, пытаясь рассмотреть хотя бы основные приборы.

Самолёт летел в облаках, полагаться приходилось только на приборы. Но их почти не было видно. Морозов пилотировал вслепую, доверяя интуиции и многолетнему опыту.

Вдруг завыла сирена ССОС — система предупреждения о близости земли.

— Шестьсот метров до земли! — крикнул Корнев, сорвав кислородную маску. — Выводи из снижения! Штурвал на себя! Сейчас ударимся!

Морозов изо всех сил потянул штурвал на себя. Самолёт нехотя выравнивался. Вертикальная скорость упала до восьми метров в секунду.

— Закрылки на пятнадцать! — скомандовал он.

— Не выпускаются! — ответил Семёнов. — Привод отказал!

На высоте двухсот метров Ту-154 вывалился из облаков. Внизу простиралась чешская равнина — поля, перелески, деревни. Аэропорта не было видно.

— Садимся на поле! — решил Морозов. — Вон там, вспаханное!

Земля мчалась навстречу со скоростью триста семьдесят километров в час. Слишком быстро для посадки на неподготовленную площадку, но выбора не было.

Касание произошло жёстко. Основные стойки шасси ударились о мёрзлую землю, самолёт подскочил и снова ударился. Морозов изо всех сил жал на тормоза, но на вспаханном поле они почти не работали.

Впереди показалась асфальтированная дорога с полутораметровой насыпью. По ней как раз ехал легковой автомобиль.

— Не успеваем! — крикнул Семёнов.

Водитель машины в последний момент затормозил, остановившись прямо перед несущимся на него самолётом. Горящий Ту-154 с поднятым носом врезался в насыпь.

Морозов почувствовал страшный удар, его швырнуло вперёд, потом в сторону. Что-то треснуло в груди — рёбра. В ушах стоял звон, перед глазами плыли красные круги.

Носовая часть самолёта с кабиной оторвалась от фюзеляжа, подскочила в воздух, врезалась в провода линии электропередач, завертелась волчком и рухнула на землю.

Когда Морозов пришёл в себя, кабина лежала на боку. Из разбитых стёкол тянуло холодным воздухом. Сзади полыхал огонь — горели остатки фюзеляжа с сигаретами.

— Живы? — прохрипел он.

— Вроде живы, — отозвался Семёнов, ощупывая разбитую голову.

Крылов держался за плечо — ключица была сломана. Волков и Зайцев отделались ушибами. Корнев помогал всем выбираться из искорёженной кабины.

— Быстрей отсюда! — торопил он. — Топливо может взорваться!

Они выползли через аварийный люк и отбежали подальше от горящих обломков. Поле вокруг было усеяно коробками сигарет — некоторые горели, другие валялись разорванными.

К ним бежал молодой чех на велосипеде. Лицо его было белым от испуга.

— Я видел, как вы падали, — говорил он на ломаном русском. — Думал, космическая ракета. Вы живы? Нужен доктор?

— Живы, — кивнул Корнев. — Спасибо.

Вскоре появились пожарные, скорая помощь, милиция. Экипаж отвезли в госпиталь, где оказали первую помощь. Морозов лежал на больничной койке с забинтованной грудью и думал о случившемся.

Причины

Тринадцать минут — от первого сообщения о пожаре до крушения. Тринадцать минут, которые могли стать последними в жизни. И главное — все живы. Чудо какое-то.

— Саша, — подошёл к нему Корнев, — ты молодец. Хорошо сел.

— Мы все молодцы, — ответил Морозов. — Команда сработала.

— Думаешь, что стало причиной?

— Сигареты, наверное. В кухне лежали, рядом с плитой. Может, кто-то забыл её выключить после разогрева еды.

— Или от вибрации тумблер сам включился.

— В любом случае — халатность. Нельзя было груз в салоне размещать.

На следующий день к ним приехала комиссия по расследованию. Долго опрашивали каждого, выясняли подробности. Самописцы, как оказалось, не зафиксировали сигналов о пожаре — система пожарной сигнализации была обесточена вместе с салонами.

— Получается, единственное свидетельство пожара — ваши закопчённые вещи и показания экипажа, — сказал председатель комиссии.

— А разве этого мало? — удивился Семёнов.

— Достаточно. Просто обычно техника фиксирует больше данных.

Местные жители долго собирали рассыпавшиеся по полю сигареты. Многие коробки уцелели при крушении. Как потом рассказывали очевидцы, всю зиму в окрестных деревнях курили «Winston» со вкусом авиационного топлива.

Через неделю экипаж вернулся в Москву. Никто не был наказан — комиссия признала, что лётчики сделали всё возможное для спасения самолёта и избежания жертв. Наоборот, отметили профессионализм при посадке в сложных условиях.

— Знаете что, товарищи, — сказал Морозов на разборе полётов, — в следующий раз, если дадут грузовой рейс, буду требовать грузовой борт. Хватит экспериментов.

— А если не дадут? — спросил кто-то из молодых пилотов.

— Тогда хотя бы проверю, выключена ли плита в кухне, — усмехнулся Морозов.

— И я проверю, — поддержал его Семёнов. — Не хочется ещё раз через такое проходить.

После той истории Морозов так и не начал курить. Но теперь, когда видел дым от сигарет, всегда вспоминал тот ноябрьский день над Чехословакией. Вспоминал чёрные клубы в кабине, вой сирены ССОС, жёсткий удар о землю.

И каждый раз благодарил судьбу за то, что тогда всё обошлось. Что команда сработала слаженно, что самолёт выдержал, что нашлось подходящее поле для посадки.

В авиации, как говорил старый инструктор в училище, везение — это тоже часть профессионализма. Главное — не полагаться на него слишком часто.

А коробки из-под «Winston» Морозов долго хранил дома как напоминание о том дне. Пустые коробки, пахнущие гарью и керосином. Немой свидетель того, как сигареты чуть не стали причиной катастрофы.

И ещё — свидетель того, что иногда профессионализм и везение идут рука об руку. И тогда даже из самой безнадёжной ситуации можно найти выход.

Главное — не терять головы и работать командой. Остальное приложится.

ЭПИЛОГ

Спустя годы, когда Морозов стал инструктором и обучал молодых пилотов, он всегда рассказывал им историю «сигаретного рейса». Не для острых ощущений, а для понимания.

— Запомните, — говорил он курсантам, — в небе мелочей не бывает. Любая халатность может стать смертельной. Невыключенная плита, неправильно размещённый груз, забытый тумблер — всё это может убить.

— А что самое главное в аварийной ситуации? — спрашивали молодые лётчики.

— Не паниковать, — отвечал Морозов. — И помнить, что ты не один. Экипаж — это команда. И только командой можно выйти из беды.

Эту истину он постиг тогда, в ноябре девяностого, когда горящий самолёт несся к земле, а в кабине было не видно приборов. Тогда, когда каждый делал своё дело, не думая о героизме, а просто выполняя обязанности.

И выжили. Все шестеро. А это в авиации — самая большая победа.

***

Рассказ основан на реальных событиях крушения Ту-154М рейса Базель-Москва 17 ноября 1990 года.

Начало романа🔽

Моя книга на Литрес

Можно оформить Премиум подписку всего за 100 рублей и читать всё...