Найти в Дзене
Mikhail DELYAGIN

Либералы Минфина бьют по НПЗ эффективней беспилотников

Еще с самого начала санкционной войны Запада против России, в далеком 2014 году, стало очевидно, что санкции, накладываемые на нашу Родину либералами отечественной сборки, в первую очередь Банка России и Минфина, намного страшнее и разрушительнее западных.

Здесь, безусловно, стоит еще раз напомнить «вечно вчерашним» всех мастей, что термин «либерализм» после создания ФРС США — уже намного более столетия назад — драматически изменил свой смысл. «Либерализм по Вольтеру», отстаивавший суверенитет, свободу и, что принято забывать, ответственность личности, сменился «либерализмом по Керенскому» (а в последние треть века уже и Березовскому с Чубайсом), под прикрытием старых лозунгов отстаивавшим интересы финансовых спекулянтов против интересов всех без исключения народов.

Ведь финансовые спекулянты — это не те, кого кто-то не любит, а предприниматели, занятые краткосрочными операциями на финансовых рынках. Они объективно, в силу самого характера своего бизнеса заинтересованы в максимальной нестабильности (так как зарабатывают на колебаниях рынков, а не их устойчивом движении) и дроблении государств (чтобы проще и дешевле покупать их власти для организации этой нестабильности). А и то, и другое прямо противоречит интересам в прямом смысле слова любого народа — без какого бы то ни было исключения.

Обслуживая сектор финансовых спекуляций, либералы кровно заинтересованы в максимальном перетоке в него ресурсов всех остальных секторов общественной деятельности, в первую очередь наиболее мощных — производительного и социального. Это столь же объективно заинтересовывает либералов, даже управляющих соответствующими обществами, в максимальной деградации этих секторов — вплоть до их прямого разрушения, так убедительно продемонстрированного в нашей стране в кровавые для народа и благословенные для воров и насильников 90-е годы.

Наконец, наиболее мощные финансовые спекулянты сосредоточены на Западе, который создал наиболее развитую инфраструктуру финансовых рынков. И если в США и Западной Европе они тесно связаны с производительным сектором и с информационными технологиями, то в Англии, к концу 90-х оптимизировавшей свою промышленность до превращения себя в «финансовый бутик», финансовые спекулянты в лице лондонского Сити представлены в качестве одного из столпов государства (наряду с Короной и спецслужбами) в наиболее чистом виде.

Поэтому либералы других стран — будь то Демократическая партия США, «соросята» Армении и Молдавии или адепты «Ельцин-центра» в России — объективно служат Западу, причем в ходе его углубляющегося разлома они вынуждены выбирать не угасающую континентальную Европу и не США, пытающиеся вырваться в будущее союзом цифрового и производительного капитала, а именно «старушку» Англию. Это ведет к превращению контролируемых либералами стран как минимум в экономические колонии.

В нашей стране они продолжают контролировать огромные сферы общественной жизни, причем далеко не только в области миграционной и национальной политики. В частности, за некоторыми (пусть и существенными) исключениями контролируют они и социально-экономическую политику государства, что позволяет говорить о завершении кровавых 90-х не более чем в пропагандистском формате.

Россия остается страной, вывозящей сырье и ввозящей, если позволят, продукцию его переработки — с оставлением перерабатывающим странам добавленной стоимости и соответствующих прибылей (по исследованиям аналитиков Credit Suisse, до 2022 года Россия поставляла Германии сырья на 20 млрд. евро, из которого та производила продукции на 2 трлн.).

По сути, мы остаёмся экономической колонией.

Одним из непосредственных проявлений колониального, а отнюдь не «суверенного» статуса России является «налоговый маневр», проведенный в нефтяной промышленности с 2019, а в черной металлургии – с 2022 года. Его суть заключается в переносе под прямым (хоть и кое-как скрываемом отечественными либералами) диктатом Запада фискальной нагрузки с экспорта сырья на его внутреннюю переработку – и, соответственно, подавлении последней в интересах развитых стран Запада и Востока и усугублении реальной, экономической колониальной зависимости России от ее глобальных конкурентов.

«Налоговый маневр» в нефтяной промышленности уже в 2019 году сделал полностью убыточной всю нашу нефтепереработку (которую теперь приходится субсидировать из федерального бюджета) и привел к банкротству единственного российского независимого НПЗ, не входившего в вертикально-интегрированные компании. При этом цены на бензин качественно выросли из-за увеличения налоговой нагрузки на его производство.

Схожие тенденции наблюдались и при распространении «налогового маневра» на черную металлургию, в ходе которого сверхдоходы металлургических олигархов от улучшения конъюнктуры международных рынков начали по рекомендациям этих же олигархов (в чем прямо признался в Госдуме министр финансов России Силуанов) изыматься из карманов граждан России и обычных российских предпринимателей, работающих преимущественно на внутреннем рынке. Результатом этого маневра стало, в частности, возобновление выпуска 5-ти и 10-рублевых купюр, так как, несмотря на дороговизну специальной бумаги и сложность высокотехнологичной печати, рост цен на металлы сделал их значительно более дешевыми, чем технологически примитивная печать соответствующих монет.

В конце лета и осенью 2023 года «налоговый маневр» стал первопричиной крайне болезненного топливного кризиса в России, в ходе которого взлет цен создал, по словам тогдашнего министра сельского хозяйства, прямую угрозу остановки осенне-полевых работ, а в ряде регионов возник забытый было дефицит нефтепродуктов (наглядно свидетельствующий о нерыночном характере российской экономики).

Однако экономические власти России отказались даже рассматривать возможность отмены «налогового маневра», объясняя это (словами первого заместителя министра энергетики П. Сорокина) категорической неприемлемостью удешевления нефти на внутреннем рынке, которое не позволит-де министерству контролировать качество произведенного из нее мазута!

Об уверенном нарастании неэффективности этой неоколониальной конструкции свидетельствует неуклонный рост доли субсидирования нефтепереработки во всем собираемом НДПИ на нефть: в момент введения «налогового маневра» она составляла около четверти, в 2023–2024 годах составляла 36–37%, а в 2027 официально ожидается на уровне 43,5%.

При этом, как и всякая субсидия, дотирование НПЗ рассматривается либералами как нечто противоестественное (и в случае НПЗ, которые «при прочих равных условиях» должны быть одним из «центров прибыли» всякой экономики, это справедливо) и потому подлежащее сокращению. А колоссальные размеры субсидирования — 4,1 трлн руб. по бюджету уже 2025 года — прямо-таки просятся «под нож». При этом не стоит забывать, что любое субсидирование в силу самой своей природы отстает от «кипучей действительности» и потому в конечном итоге не только кажется избыточным для бюджета, но и оказывается недостаточным для получателя.

В сочетании с искусственно созданной, но бесспорной убыточностью НПЗ это объективно превращает их для их собственников — нефтяных компаний, зарабатывающих на экспорте сырой нефти, — в бессмысленную обузу, в разновидность социальной нагрузки, которая к тому же (в силу дороговизны бензина) постоянно вызывает враждебность общества. Модернизация НПЗ становится объективно контрпродуктивной, так как усиливает убыточность и точно не будет компенсироваться из бюджета.

Идеальным вариантом становится передача НПЗ государству, что вполне логично: раз вы своим либеральным регулированием превратили центры прибыли в центры убытков, так и разбирайтесь сами с плодами своей гениальной политики.

Пока же нефтепереработка как отрасль медленно, но неумолимо хиреет и приходит в запустение. Нехватка специалистов на некоторых НПЗ, по имеющимся сообщениям, уже приближается к уровню полиции, медицины и школьного образования.

Конечно, разного рода «падения обломков БПЛА» с иногда сопутствующими им «хлопками» наносят определенный ущерб российской нефтепереработке, маскируя военными действиями последствия либеральной политики. Однако привычные рассуждения о причинах этого в стиле «бюрократия не может разрешить защищать себя даже крупнейшим корпорациям, так как потом неминуемо дойдет до самозащиты народа от завозимых ею в ходе организованной миграции стай религиозных фанатиков и преступников» представляются чрезмерно сложными для правящих российской экономикой «фиктивных менеджеров и молодых технокрадов».

Всё гораздо проще: в по-прежнему доминирующей в части российской бюрократии либеральной системе ценностей, ориентированной на Запад, Россия должна быть сырьевым придатком, и в ней не должно быть никакой переработки – в том числе и переработки нефти.

И эта политика реализуется «бюджетным маневром» Минфина гораздо эффективней и последовательней, чем беспилотниками бандеровцев.

Михаил Делягин, д.э.н., заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике («Справедливая Россия»)