Надо отдать должное Haval - эти ребята сегодня не просто «одни из китайцев». Это, по сути, новый стандарт. Они захватили рынок, и, надо сказать, захватили его грамотно. У них есть условная «Сити»-линейка - это машины типа народного хита Jolion. А есть «Про»-линейка - для тех, кто хочет покруче.
И вот в этой «Сити»-линейке, где уже правит бал Jolion, появился новый, очень интересный игрок - H3. Он выглядит брутальнее, злее, и, честно говоря, он сразу привлек мое внимание.
Я тут как раз подыскивал себе новую машину, и H3 показался мне очень «умным» выбором. Но, как это часто бывает, дьявол оказался в деталях. Точнее, в кредитном договоре. Я пообщался с одним парнем, который был в шаге от покупки. Он пришел в салон с деньгами, готовый подписать бумаги. А через час вышел оттуда - злой и без машины.
Дальше - его прямая речь. Это история о том, как хороший, в общем-то, автомобиль разбивается о скалы суровой финансовой реальности.
«Я, если что, не новичок в этом деле. Я прекрасно понимаю, что такое «китайский» автомобиль и с чем его едят. И я помню истории, как у нас запускались некоторые бренды - тот же Baic 5 Plus. Вроде дилеры открылись, машины пошли... а потом раз - и бренд «схлопнулся». И сидят теперь владельцы, не зная, где им брать на это чудо запчасти.
Так вот, с Haval H3 история ровно обратная. И это был мой главный аргумент «За». Я еще только присматривался, а они УЖЕ наводнили дороги. Они в такси, они в каршеринге. А это - лучший показатель. Это значит, что машина становится «народной». Это значит, что через год-два на нее будет вал запчастей, как оригинальных, так и аналогов. Что любой сервис будет знать, как ее чинить. Что она будет ЛИКВИДНОЙ.
Я пришел в салон уже «подкованный». Я знал, что H3 построен на той же модульной платформе «Leon», что и супер-популярный Jolion. Это отлично - унификация, дешевые запчасти. Я знал, что у него сзади - не какая-нибудь дешевая балка, а нормальная, взрослая «многорычажка». А спереди - классический «МакФерсон». Это обещало хороший баланс комфорта и управляемости.
По моторам тоже все понятно: полтора литра, турбо. Либо 143 «лошади» на переднем приводе, либо бодрые 177 «лошадей» на полном. Коробка - семиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями. То есть, по технике - это абсолютно современный, адекватный аппарат.
И вот я захожу в салон. Стоит он, красавец, в максимальной комплектации T Plus. И, черт возьми, он выглядит дороже, чем стоит. Сложные диодные фары, камеры по кругу, парктроники. А колеса! 18-е диски, и резина - Pirelli Scorpio. С завода! Не какой-то безымянный «Китай», а «Пирелли». Это подкупает.
Но по-настоящему они «добивают» тебя в салоне. Садишься - и понимаешь, куда ушли деньги. Материалы - отличные. Мягкий пластик, приятная эко-кожа. Вставки не под «дерево из 90-х», а под какой-то модный «точеный камень» и карбон. Декоративная подсветка. Центральная консоль «парящая» - как у «Вольво» или «Рейндж Роверов». Это круто смотрится.
Я начал придираться к мелочам. Руль - регулируется и по вылету, и по наклону. Наконец-то! Сиденья удобные, с электроприводом. Заглянул под капот - и там порядок. Газовые упоры, а не «кочерга». Аккуратная тепло- и шумоизоляция. Аккумулятор в специальном войлочном чехле. Видно контроллер Bosch. Они не прячут хорошие комплектующие.
Короче, я «поплыл». Я был готов. Я выбрал себе переднеприводную версию на 143 силы в «топе». Иду к менеджеру.
- "Отлично, - говорю, - Машину беру. Вот у меня первый взнос, 30%. Хотел взять Haval H3 в кредит на 3 года. Давайте считать".
И вот тут-то начался цирк. Менеджер, улыбаясь во все 32 зуба, достает калькулятор.
- "У нас для вас, - говорит, - Просто шикарное, эксклюзивное предложение. Беспроцентная рассрочка на 3 года! 0%!"
У меня, понятно, уши навострились. Рассрочка? 0%? На три года? Звучит как сказка.
- "А в чем подвох?" - спрашиваю, уже чуя неладное.
- "Да почти ни в чем, - улыбается он, - Первоначальный взнос по этой программе - всего 60%".
Я аж моргнул. Шесть-де-сят про-цен-тов. То есть, чтобы купить машину в «рассрочку», я должен принести больше половины ее стоимости? В этом же весь смысл кредита пропадает. Я иду за кредитом не потому, что у меня в кармане лежит 60% от цены. Это не рассрочка, это маркетинг.
- "А... что-то еще?" - с подозрением уточняю я.
- "Ну да, - говорит, - Для этой программы обязательное условие - покупка GAP-страховки (это которая покрывает разницу между долгом и выплатой страховой, если угонят или «тотал») и нашей фирменной карты помощи на дорогах. Тысяч на 150, в общем".
А, ну вот. Вот он, «беспроцентный» кредит. Ты просто покупаешь кучу дополнительных, не всегда нужных услуг, которые и покрывают банку весь «интерес». По этой «сказочной» программе платеж выходил что-то около 45 500 рублей в месяц.
- "Ладно, - говорю, - Давайте без этих игр. У меня 30% взноса. Считайте обычный, честный кредит на 3 года".
Менеджер снова стучит по клавишам.
- "Хорошо. Тогда смотрим стандартную программу от нашего другого банка-партнера. Ставка будет... 21.2% годовых".
Тут я уже перестал улыбаться. Двадцать один и два процента? Это ставка по кредитной карте, чтобы телевизор купить. Это не автокредит. Это грабеж.
- "А платеж?" - спрашиваю уже просто для проформы.
- "Ежемесячный платеж составит 59 850 рублей".
Почти 60 тысяч в месяц. За Haval H3. За 143-сильный кроссовер. Я просто посмотрел на него, потом на этот блестящий, красивый H3, потом снова на менеджера. Вся магия «премиальных» материалов, «парящей» консоли и резины «Pirelli» улетучилась в секунду.
И вот тут я понял, что меня не устроило. Дело было даже не в самой цифре. А в том, за что мне предлагали платить 60 тысяч в месяц под 21% годовых.
Пришел в салон, посчитали кредит - я развернулся и ушел. Сказал менеджеру «спасибо, я подумаю», и просто вышел. Я не знаю, на кого это рассчитано. Машина-то сама по себе неплохая. Но эти кредитные условия превращают ее из «умной покупки» в финансовую кабалу».
Вот такая вот история. И, по-моему, она очень показательна. Машины делать научились. Выглядят они отлично, едут достойно, по опциям - космос. Но вот финансовые инструменты, которыми их предлагают купить, - это какой-то дикий, дикий Запад.
А что думаете вы? Может, 21% годовых за новую машину - это уже норма, и это я отстал от жизни?
Понравилась история? Обязательно подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить новые честные отзывы. Поставьте лайк этому разбору и, конечно же, оставьте свой комментарий - это я «зажрался» или 60 тысяч в месяц за «китайца» - это и правда перебор?