Найти в Дзене
На Лавочке о СССР

Трояк измором, отпуск досрочно: байки из армейского училища, которые не выдумать

Я не знаю, как там сейчас учат в военных вузах, но в советское время жизнь там была одновременно суровой и… странно уютной. Особенно если тебе повезло попасть в хороший коллектив и под нормального генерала. У нас так и было. Даже черчение, увольнительные и перья с тушью вплетаются в эти воспоминания как родные. Хотите — расскажу? Я, например, был хитрый. Попал в хор. А хористов у нас любили. Или, по крайней мере, не трогали. Репетиции были по субботам после обеда, аккурат когда вся рота ПХД (приборка территории) выполняла. А я — в клуб, голос развивать. Не убирать плац, не драить умывальник — почти отпуск. А ещё зимние каникулы у хористов начинались на неделю раньше. Мы сессию сдавали досрочно. Заходишь к преподу, он спрашивает:
— На сколько учишься?
— На четвёрки.
— Давай зачётку. Шлёп-шлёп-шлёп — всё, свободен. Правда, была у нас одна преподавательница по черчению — гражданская. Вот она сломать меня пыталась. Трижды гнала. То перспектива у меня «не ленинская», то буквы не тем перо
Оглавление

Я не знаю, как там сейчас учат в военных вузах, но в советское время жизнь там была одновременно суровой и… странно уютной. Особенно если тебе повезло попасть в хороший коллектив и под нормального генерала. У нас так и было. Даже черчение, увольнительные и перья с тушью вплетаются в эти воспоминания как родные. Хотите — расскажу?

Пел в хоре, не знал ПХД

Я, например, был хитрый. Попал в хор. А хористов у нас любили. Или, по крайней мере, не трогали. Репетиции были по субботам после обеда, аккурат когда вся рота ПХД (приборка территории) выполняла. А я — в клуб, голос развивать. Не убирать плац, не драить умывальник — почти отпуск.

А ещё зимние каникулы у хористов начинались на неделю раньше. Мы сессию сдавали досрочно. Заходишь к преподу, он спрашивает:

— На сколько учишься?

— На четвёрки.

— Давай зачётку.
Шлёп-шлёп-шлёп — всё, свободен.

Правда, была у нас одна преподавательница по черчению — гражданская. Вот она сломать меня пыталась. Трижды гнала. То перспектива у меня «не ленинская», то буквы не тем пером. Но измором я её взял. Трояк поставила. Победа!

Генерал — как батя. Без иронии

Училище у нас было авиационное, инженерное. Уставщины минимум. Генерал — афганец. Уважали его. Не «рубил» без повода, не выгонял за ерунду. Только если уж совсем перегнёшь — самоволка, воровство, ну или если СО (систематическое опоздание) зашкалит.

Увольнительные? Были. С третьего курса — чуть ли не по графику. Наряд, пара больных — остальные могли выйти в город. Девушки, батон с молоком. Романтика. Мы же молодые, нам многого не надо.

Бывали и другие генералы

А вот у товарища в другом училище был генерал совсем другого пошиба. Хоры? Секции? Не-не-не. Только учёба и работа. В увольнительную? Зачем тебе увольнительная, если можно бетон мешать на стройке?

Этот командир доказывал нам в прямом эфире, что «труд облагораживает». Мы с этим не спорили — просто тихо завидовали тем, у кого генералы были менее «облагораживающие».

Начальник с чувством юмора

А наш генерал — красавец. С третьего курса официально разрешал носить хромовые сапоги. Мог шарф под шинель, свитер под подшинельник — лишь бы не мёрз. А на разводах говорил:

«Товарищи курсанты! Не лезьте через забор в самоход. Не пачкайте его сапогами. Надо в город — подойдите к дежурному, я распорядился: пусть отпустят вас часа на три-четыре. По-человечески!»

Вот так и жил народ. Почти как в санатории, если бы не подъёмы в 6:00 и наряды на кухне.

Про милицию — отдельно

А ещё, кстати, любопытный факт. В милицейские школы тогда брали только тех, кто уже прошёл армию. Или сотрудников из органов. А в 90-х, когда с кадрами стало совсем грустно, на пару лет открыли набор без армии. Но только на рядовые должности.

Так что если у тебя не было армии за спиной — никакого «подполковника с нуля». Только сержант, только хардкор.

Отличников любили. Даже карту им гнули

Медалисты, красно дипломники — у них была привилегия: выбирать место службы. Это не метафора. Давали карту, складывали её по кривому озеру, и всё, что правее — твоя зона выбора. Хочешь — Урал, хочешь — куда подальше, если повезёт. Крутили её так, что и географам было бы интересно.

-2

Полит училище и хлопковая подготовка

В политическом училище профильные предметы, говорят, были простыми. Даже для нацкадров, которые до этого только хлопок собирали. Без иронии: люди вливались, учились, сдавали. Никто не валил. Никто не требовал сверхъестественного. Там даже хозработ не назначали дополнительно — типа и так справятся.

После Афгана — только вверх

В завершение — важный штрих. Я много слышал историй, но не встречал ни одной, где бы человека после Афгана отправили на понижение. На равную должность — бывало. В академию — тем более. Но чтоб вниз по карьерной лестнице? Не было такого. Там уважение было реальное, не показное.

И что в итоге?

Каждому училищу — своя правда. Где‑то поют в хоре, где‑то пашут. Где‑то генерал говорит: «Прыгай с забора», а где‑то: «Забор не тронь, я тебе дверь открою». Но вспоминается всё это с теплом. Даже черчение. Даже тот трояк, который выцарапал у преподавательницы с голосом, как у майора.

А ты учился в училище? Был ли у тебя генерал, про которого сейчас можно вспоминать с улыбкой? Или наоборот — такой, что до сих пор иногда снится в форме, с папкой в руке?

Пиши в комментариях, как у вас было. Поддержи статью, если понравилось — лайк, подписка, всё как в уставе. И да, будет ещё много таких армейских баек. Так что не теряйся.

Подпишись чтобы не пропустить: https://dzen.ru/lavochkaosssr

Вышли новые статьи: