Найти в Дзене
Андрей Краевед

Почему люди на местности при царях жили в других местах, нежели потом при империи.

Почему люди на местности при царях жили в других местах, нежели потом при империи. Примечание: данный пример работает только для средней полосы России, юга и за Уралом там как-то по-своему это было. Одним из самых главных факторов заселения территории в эпоху русского средневековья была система налогообложения. Никогда не задумывались об этом? А это так. Так вот, налогообложение от Рюрика до царя Фёдора Алексеевича (старший брат Петра первого) было посошным. От слова «соха», что являлось тогда мерой измерения пахотной земли. Как сейчас гектар или сотка. То есть люди платили налоги в прямой пропорции от распахиваемой ими земли. Прямой налог с источника дохода. Однако это хорошо работает для чернозёмной зоны, там, где земля действительно являлась единственным и основным источником дохода. Тогда как для средней полосы России или Русского царства такой тип налогообложения работал очень плохо. Точнее говоря, плохо для князей и очень хорошо для людей на местности и бояр. Почему? Потому что

Почему люди на местности при царях жили в других местах, нежели потом при империи. Примечание: данный пример работает только для средней полосы России, юга и за Уралом там как-то по-своему это было.

Одним из самых главных факторов заселения территории в эпоху русского средневековья была система налогообложения. Никогда не задумывались об этом? А это так.

Так вот, налогообложение от Рюрика до царя Фёдора Алексеевича (старший брат Петра первого) было посошным. От слова «соха», что являлось тогда мерой измерения пахотной земли. Как сейчас гектар или сотка. То есть люди платили налоги в прямой пропорции от распахиваемой ими земли. Прямой налог с источника дохода.

Однако это хорошо работает для чернозёмной зоны, там, где земля действительно являлась единственным и основным источником дохода. Тогда как для средней полосы России или Русского царства такой тип налогообложения работал очень плохо. Точнее говоря, плохо для князей и очень хорошо для людей на местности и бояр.

Почему? Потому что основным источником дохода для жителей этих территорий была не земля, а ремёсла и промыслы.
Например, люди целого поселения жили сбором смолы в лесу и варкой дёгтя. Под распашкой у них были небольшие огороды с капустой, свёклой и репой. Естественно, налоги они платили мизерные.

И таких ремёсел и промыслов было большое множество. С доходов от торговли можно было свободно и без проблем на рынке покупать рожь и пшеницу, привезённую из Курска или Белгорода.

Изменить посошную систему налогообложения на подушную (когда платят с человека, а не с куска земли) пытались ещё золотоордынские ханы. Например, при Тохтамыше. Что вызвало народные восстания и чуть ли не привело к убийству русских князей, кто эту идею поддержал.

Теперь по сути заметки. При посошной системе налогообложения люди на местности жили там, где им удобно, а именно на своих участках земли в отдельных усадьбах, то, что мы называем «однодворки». Как американские фермеры в 19-м веке. Однако так продолжаться бесконечно не могло, и уже при царе Фёдоре Алексеевиче Романове была организована налоговая реформа, и для серединных земель Русского царства была установлена система налогообложения «с дыма». То есть подворовое. Платить надо было с каждого жилого двора.

Очень быстро люди на местности сориентировались, как при этом платить налогов ещё меньше, чем раньше. Братья и другие родственники стали съезжаться на один двор. Домов много, каждый живёт отдельно с семьёй, но двор один. А чтобы не платить за старые дворы, они их поджигали. Ну, чтобы сборщикам налогов пояснить, что так-то они временно тут живут, свой дом сгорел, вот и временно переехали к брату.

Ну а уже при Петре первом налогообложение удалось привести к подушному, с каждого взрослого человека. И это также привело к изменению формы заселения и к тому, что большая часть современных сёл и деревень как раз сформировались именно в тот период.