Найти в Дзене
сергей СМИРНОВ

УБС Як-130М--что изменилось при модернизации самолета. Второй опытный Як-130М присоединился к испытаниям.

23 октября на Иркутском авиазаводе завершена постройка второго опытного образца учебно-боевого самолёта Як-130М. Новый борт, окрашенный в пиксельный камуфляж, присоединится к программе наземных и лётных испытаний. Параллельно ведётся сборка третьего опытного образца. Об этом сообщили в пресс-службе ОАК. Первый прототип Як-130М, изготовленный на Иркутском авиационном заводе, уже проходит цикл наземных отработок. По словам заместителя главного конструктора по программе Як-130 Дмитрия Попова, создание Як-130М основано на анализе опыта боевого применения авиации в региональных конфликтах. Он также отметил, что разработка лёгких боевых самолётов на базе учебно-боевых – общая тенденция в развитии военной авиации. Модернизированный Як-130М, созданный на базе Як-130, предназначен для подготовки пилотов не только истребителей четвертого, но и пятого поколений. Ключевая цель модернизации – расширение боевых возможностей самолёта. В отличие от базового самолёта, Як-130М оснащён современным бортов
Як-130М.
Як-130М.

23 октября на Иркутском авиазаводе завершена постройка второго опытного образца учебно-боевого самолёта Як-130М. Новый борт, окрашенный в пиксельный камуфляж, присоединится к программе наземных и лётных испытаний. Параллельно ведётся сборка третьего опытного образца. Об этом сообщили в пресс-службе ОАК.

Первый прототип Як-130М, изготовленный на Иркутском авиационном заводе, уже проходит цикл наземных отработок.

По словам заместителя главного конструктора по программе Як-130 Дмитрия Попова, создание Як-130М основано на анализе опыта боевого применения авиации в региональных конфликтах. Он также отметил, что разработка лёгких боевых самолётов на базе учебно-боевых – общая тенденция в развитии военной авиации.

Модернизированный Як-130М, созданный на базе Як-130, предназначен для подготовки пилотов не только истребителей четвертого, но и пятого поколений. Ключевая цель модернизации – расширение боевых возможностей самолёта. В отличие от базового самолёта, Як-130М оснащён современным бортовым радиолокационным комплексом (БРЛС-130Р) с активной фазированной антенной решёткой (АФАР). Она позволяет обнаруживать и сопровождать как воздушные, так и наземные цели в любых погодных условиях. Также самолёт получил интегрированный оптико-лазерный и тепловизионный модуль (СОЛТ-130К), обеспечивающий эффективное целеуказание и ведение боевых действий днём и ночью. .Серьёзным нововведением стал комплекс радиоэлектронной борьбы «Президент-С130», защищающий самолёт от современных средств ПВО и ракет. Установка комплекса средств связи КСС-130 расширила функции обмена данными, за счёт чего усилена интеграция машины в тактические группы и управление полем боя.

Также ранее сообщалось, что в отличие от свое предшественника, модернизованный УБС Як-130М получит новые более мощные и более ресурсные двигатели СМ-100 тягой до 3 тонн каждый, которые при аналогичных габаритах и весе являются развитием базового двигателя АИ-222-25 с тягой 2,5 тонны, устанавливаемых на серийные машины Як-130. Помимо этого, новая версия самолета будет оснащена новой и современной цифровой кабиной с ЖК дисплеями.

Все эти новые системы и современное вооружение, интегрированные в модернизированную версию машины, теперь кардинально отличают Як-130М от учебного самолета и ставят его в касту полноценного боевого многофункционального истребителя, поколения 4+.

Впервые прототип Як-130М был представлен на выставке «Армия-2024». Как тогда заявил Гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев, Як-130М позволит удовлетворить спрос как на внутреннем, так и на экспортном рынке. Помимо Министерства обороны России, заказчиками данной машины могут стать страны Азии и Африки, заявил Михеев.

Теперь Як-130М способен применять широкий спектр вооружения: от высокоточных ракет класса «воздух–воздух» и «воздух–поверхность» с радиолокационным, спутниковым и лазерным наведением, до поражения БПЛА и легкобронированных целей. Всё это превращает модернизированный Як-130М из «летающего класса» для обучения пилотов в полноценный штурмовик – многоцелевой боевой самолёт нового поколения.

Наличие у Як-130М данного вида вооружения и современного бортового комплекса обороны БКО «Президент-С130» говорит о том, что самолет возможно будет использовать на переднем крае. То есть он будет способен выполнять те же задачи, которые сегодня «на передке» выполняет легендарный Су-25 «Грач».

Як-130М на выставке «Армия-2024»
Як-130М на выставке «Армия-2024»

Причем в таком амплуа Як-130М теперь выглядит более предпочтительным Су-25, учитывая, что легендарный советский штурмовик со своим боекомплектом устаревшего неуправляемого и управляемого советского ракетного вооружения малого радиуса действия, требующего непосредственного участия летчика в процессе наведения, и сам неминуемо устарел.

А теперь поразмышляем. А если на Су-25 заменить электронику? Будет современный, да ещё и бронированный. Но он серийно больше не производятся, а срок эксплуатации, особенно с учётом СВО, заканчивается... Модернизировать бессмысленно, учитывая что непродуманы они под открытую архитектуру. А ОКР этого самолёта под этот планер советской разработки не имеет смысла. Единственный момент дать ему сегодня возможность применения тех же ФАБ-250 с УМПК.

Как Як-130М будет себя вести на поле боя, но Грачи прилетали подбитыми и приземлялись. Вопрос, и когда же он поможет Грачу в деле?

Хотя не совсем правильно сравнивать Як-130 и Су-25. Як-130 был есть и будет учебным комплексом, достаточно удачным. За счет хорошей электроники он может работать на ЛБС, не сильно близко подходя, кидать КАБы или за дронами гоняться, но это бонусная задача не более. А так в учебках на Яки спрос большой и загрузка машин огромная, этому самолету не нужно выдумать область применения, она у него и так есть.

Похоже, Як и затачивали как такую своебразную замену Грачам, с поправкой на работу преимущественно высокоточкой вместо НАРов. И ещё на экспорт. Не то чтобы он тянет на полноценный истребитель, но там уже вполне достаточные скорость и дальность, чтоб считаться "многоцелевым" (лёгким бомбером) по меркам небогатых стран, которые не могут позволить себе большую красивую сушку в модной апельсиновой ливрее - вместо какого-нибудь МиГ-21 гонять по джунглям бандюков на тачанках или отбить нападение из соседнего Гондураса, самое то.

Но есть и такое мнение "Як-130 создавался как учебный самолёт, учебная парта для пилотов. Это как ПО-2 нашего времени. Мда,наступаем на те же грабли. ПО-2 приспособили под "бомбардировщик. Ничего из этого путнего не выйдет.Только восторженные статейки".

А что вы думаете по этому поводу, дорогие читатели. Выскажите свое мнение в комментариях.

Другие мои публикации можно посмотреть на канале: сергей СМИРНОВ