Найти в Дзене
Автомобильная Россия

Первый полноприводный грузовик СССР пошедший в серию

Сегодня поговорим о первом серийном полноприводном грузовике СССР.
Перед вами ЗиС-32 с колёсной формулой 4×4. В серию он должен был пойти ещё в 1940 году, однако производство удалось наладить только в августе 1941-го, а уже в октябре началась эвакуация завода ЗиС из Москвы, поэтому выпуск прекратился. Несмотря на трудности, успели выпустить меньше 200 автомобилей. До наших дней сохранился только этот экземпляр. Небольшой видео обзор уже готов.
Спасибо реставратору Евгению Шаманскому за сохранение нашей истории и музею «Моторы войны», где сейчас находится автомобиль. Возможно, существуют другие сохранившиеся экземпляры разной степени сохранности, но этот образец оснащён полным комплектом деталей, включая оригинальный кузов со специальными ящиками для инструментов сзади. Проблему грузовиков повышенной проходимости в СССР изначально пытались решить иначе: брали серийный грузовик и оборудовали его гусеницами. Полугусеничные автомобили успешно преодолевали бездорожье, но уже к концу 1930-

Сегодня поговорим о первом серийном полноприводном грузовике СССР.
Перед вами ЗиС-32 с колёсной формулой 4×4. В серию он должен был пойти ещё в 1940 году, однако производство удалось наладить только в августе 1941-го, а уже в октябре началась эвакуация завода ЗиС из Москвы, поэтому выпуск прекратился. Несмотря на трудности, успели выпустить меньше 200 автомобилей. До наших дней сохранился только этот экземпляр. Небольшой видео обзор уже готов.


Спасибо реставратору Евгению Шаманскому за сохранение нашей истории и музею «Моторы войны», где сейчас находится автомобиль. Возможно, существуют другие сохранившиеся экземпляры разной степени сохранности, но этот образец оснащён полным комплектом деталей, включая оригинальный кузов со специальными ящиками для инструментов сзади.

Проблему грузовиков повышенной проходимости в СССР изначально пытались решить иначе: брали серийный грузовик и оборудовали его гусеницами. Полугусеничные автомобили успешно преодолевали бездорожье, но уже к концу 1930-х стало ясно, что будущее принадлежит полноприводным колёсным автомобилям. Для их разработки привлекли специалистов Научного автотракторного института (НАТИ). Вместе с заводом ЗиС создали опытные образцы полноприводной техники на основе шасси серийных грузовиков ЗиС-5 и ЗиС-6, получивших рабочие индексы К-1 и К-2 соответственно. Индекс К-1 получил трёхосный грузовик с колёсной формулой 6×6, созданный на базе ЗиС-6. Первые испытания состоялись в 1937-м. Отличительной чертой полноприводных версий стали установка двухступенчатой раздаточной коробки и передние ведущие мосты с импортными шарнирами равных угловых скоростей. Отсутствие отечественных шарниров задерживало начало массового производства.

-2

Первоначально инженеры НАТИ предложили использовать передний ведущий мост с разрезным картером и главной передачей от грузовика ГАЗ-ММ («полуторка»). Позже от этой идеи отказались. Трёхосный грузовик К-1 первоначально создавался для военных нужд, но после проведения испытаний армия сочла конструкцию чрезмерно тяжёлой, сложной и потребляющей много горючего. Тогда специалисты НАТИ сосредоточились на разработке упрощённой модели с колёсной формулой 4×4. Такой машиной стал проект К-2 на базе двухосного грузовика ЗиС-5. Первые два опытных образца собрали в 1939 году, после ряда испытаний разработку передали московскому автозаводу для дальнейшей работы над проектом.

-3

Завод ЗиС назвал новый автомобиль ЗиС-32. Грузовик ЗиС-32 с колёсной формулой 4×4 является первым советским серийным полноприводным автомобилем довоенного периода. За основу взяли опытный образец НАТИ-К-2, который требовалось адаптировать и унифицировать для серийного производства. Главной задачей была организация отечественного производства шарниров аналогичной конструкции Rzeppa.

-4

Осенью 1940 года представили обновлённую версию ЗиС-32. Передняя ось использовала неразрезной мост от ЗиС-5 с шестеренчатым дифференциалом и шарнирами Rzeppa. Конструкция оказалась тяжеловатой, что увеличило массу машины и снизило её динамику. Изначально на ЗиС-32 устанавливали стандартный мотор ЗиС-5 мощностью 73 лошадиные силы, позже для военных применяли усовершенствованный двигатель ЗиС-16 мощностью 88 л.с. Специально для внедорожника подготовили новую двухступенчатую раздаточную коробку, буксирные крюки и крепления для винтовок в кабине. Масса машины выросла примерно на 600 килограммов относительно обычного ЗиС-5, максимальная скорость достигла 65 км/ч, расход топлива составил около 35—40 литров на сто километров пути.

-5

Московский завод выпустил две модификации опытного образца НАТИ-К-2: одну с продвинутыми, но дорогостоящими шарнирами Spicer («Спайсер»), обозначенную как ЗиС-32С, она осталась экспериментальной версией, вторую — с шарнирами Rzeppa («Рцеппа»), получившую название ЗиС-32Р, именно она пошла в серию. Серийный выпуск первого советского полного привода начали задерживать из-за отсутствия отечественных шарниров. Массовое производство запустилось с опозданием: первая партия сошла с конвейера только летом 1941 года и продолжалось недолго, вплоть до эвакуации завода.

-6

Автомобили сразу поступали на фронт, многие использовались как артиллерийские тягачи, некоторые получили установку зенитных орудий. Предполагалось возобновление выпуска ЗиС-32 после эвакуации предприятия в Ульяновске, но эти планы реализованы не были. Почти все выпущенные ЗиС-32 оказались утрачены в ходе боевых действий.

-7

Опыт эксплуатации показал преимущества американских грузовиков типа Studebaker US6 с колесной формулой 6×6, поэтому вскоре советские конструкторы приступили к созданию нового трёхосного полноприводного грузовика. Это уже другая история.