"Бутылочный зеленый и кулак под ребро" Непростая жизнь Нонны Мордюковой
"У меня дурной характер? Зато я никогда не врала и не подстраивалась под других". Эти слова Нонны Мордюковой могли бы стать эпиграфом к её биографии.
Она прожила жизнь без масок и компромиссов, платя за это разрывами с друзьями и конфликтами с режиссерами. Но за что же мы до сих пор любим эту своенравную актрису, чьи фильмы смотрят уже новые поколения? Давайте разберемся в этом феномене народной любви.
Казачка, которая не умела молчать
Представьте советский кинематограф 50-х годов. Идеальные улыбки, приглаженные образы, тщательно отобранные типажи. И вдруг - она. Нонна Мордюкова.
Своей прямолинейностью и нежеланием соответствовать стандартам она шла вразрез со всей системой. "Я ведь всё делаю в доме сама - и квартиру убираю, и окна мою, и готовлю, и стираю", - признавалась она журналистам, не стесняясь простых бытовых деталей, которые другие звезды экрана старательно скрывали.
Её любимым цветом был зеленый. "Бутылочный", - уточняла она с характерным хитрым прищуром. В этой самоироничной шутке - весь Мордюкова. Казацкая простота, идущая от корней, и острый, как осколок стекла, характер, который она никогда не пыталась скрывать или смягчать.
Интересный факт Родилась Нонна в станице Отрадной Краснодарского края в самой что ни на есть казацкой семье. Её мать, родом из донских казаков, с детства прививала дочери принципы "казачьей правды" - говорить то, что думаешь, и не бояться отстаивать свою точку зрения.
"Тихий Дон" Громкая ссора из-за Герасимова
История её конфликта с Элиной Быстрицкой напоминает сюжет остросюжетного фильма. Режиссер Сергей Герасимов, создатель знаменитой киноэпопеи "Тихий Дон", был серьезно увлечен молодой Мордюковой.
Он даже пришел к её матери просить руки дочери. Но получил категорический отказ - "слишком стар". Герасимов был старше всего на 19 лет. Сегодня, глядя на современные пары с 40-летней разницей, этот факт кажется особенно ироничным.
Обиженный режиссер не взял Мордюкову на роль Аксиньи. Её место заняла Быстрицкая. После премьеры фильма Мордюкова подошла к сопернице и выпалила "А ты всё-таки сыграла, проклятая!"
До конца своих дней она не могла простить этой «подмены» «Кого он взял на главную роль? Там должна играть настоящая казачка, как я! А она кто? Это не казачка - нет ни сильного духа, ни пронзительного взгляда. Казачка одним только взглядом как посмотрит, уже покоряет! А Быстрицкая что?».
"Бриллиантовая рука" Спор с Гайдаем за правду образа
Казалось бы, роль управдома в комедии - что может быть проще? Но Мордюкова и здесь проявила свой неуживчивый характер.
В "Бриллиантовой руке» она наотрез отказалась играть чисто комическую роль, настаивая на психологической глубине образа. "Как режиссёр вы - ноль! Вам не в кино, а в цирке работать!" - крикнула она Гайдаю в пылу жаркого спора о трактовке персонажа.
Позже, после оглушительного успеха фильма, она нашла в себе силы подойти и извиниться. Но принципиальный Гайдай десять лет не давал ей ролей в своих картинах. Лишь в 1977 году, спустя целое десятилетие, он пригласил её на роль городничихи в "Инкогнито из Петербурга". Видимо, понимал - таких уникальных, правдивых актрис больше нет.
Мало кто знает, но именно Мордюкова придумала знаменитую фразу «А вдоль по улице метла гуляет, гуляет» — она настояла на этой импровизации, чувствуя, что именно такие детали создают подлинный образ.
"Родня" Кулак против Михалкова
Самый знаменитый скандал случился на съемках «Родни». Никита Михалков, известный своим перфекционизмом до мозга костей, замучил актрису бесконечными дублями. "Михалкову всё время чего-то не хватало. Он требовал снимать дубль за дублем, изводя меня придирками и издёвками", - вспоминала потом актриса.
Чаша терпения лопнула. "Сволочь! Я и до этого так же говорила!" - прогремело на площадке. Последовал удар кулаком в грудь, пинок по колену и громкий хлопок дверью.
Но дальше произошло невероятное. Михалков пришел к ней в номер в слезах. Умолял о прощении, признавая свою неправоту. Этот эпизод лучше всего показывает — даже маститые режиссеры признавали её особый талант и ту уникальную правду, которую она несла в своем творчестве.
Историческая справка Мнения современников
Коллеги и критики по-разному оценивали сложный характер Мордюковой, но все сходились в одном - это была актриса огромного дарования.
Кинорежиссер Сергей Бондарчук как-то заметил "Нонна - это сила природы. С ней невозможно спорить, потому что она всегда говорит то, что думает. В нашем мире притворства это и раздражает, и восхищает одновременно".
Актер Вячеслав Тихонов вспоминал «" ней было непросто работать, но зато какой результат! Она вытаскивала из партнеров такие эмоции, какие не мог добиться ни один режиссер. Её правдивость заразительна".
Кинокритик Нея Зоркая писала "Мордюкова создала на экране тип русской женщины, который до нее практически отсутствовал в кино. Сильная, властная, где-то грубоватая, но до мозга костей искренняя".
Режиссер Станислав Ростоцкий признавался "Да, она могла быть невыносимой. Но когда я видел её в кадре, понимал - ради такого таланта можно потерпеть любые сложности характера".
Писатель Виктор Астафьев сказал как-то "В её героинях - вся наша страна с её болью и радостями. Она не играла - она жила перед камерой".
Правда как принцип Почему мы прощали ей всё
Секрет народной любви к Мордюковой прост - она была настоящей. В эпоху лжи и притворства она оставалась собой до конца.
Она не боялась бедности - рассказывала, как моет окна и стирает белье, не стесняясь простого быта, что было неслыханно для звезды такого масштаба
Она не льстила начальству - могла назвать знаменитого режиссера бездарностью в лицо, если действительно так считала
Она признавала ошибки - находила смелость извиниться, если понимала, что была не права, как в случае с Гайдаем
Её прямолинейность ранила многих. Ругалась с закадычной подругой Риммой Марковой. Конфликтовала с коллегами. Но все это было от искренней, безграничной любви к искусству.
Она не могла молчать, когда видела фальшь, не могла играть недостоверно, не могла предавать свои принципы ради карьеры или удобства.
Наследие казачки из станицы
Уходя, Нонна Викторовна оставила нам больше, чем роли. Она оставила пример честности и верности себе. В современном мире, где всех с детства учат "быть удобными", её жизнь - мощное напоминание. Правда может быть неудобной, колючей, сложной.
Но только она делает нас по-настоящему живыми, только она рождает то искусство, которое проникает в самые глубины души.
Её героини - будь то Ульяна Громова в «Молодой гвардии» или простая работяга в "Председателе" - дышали подлинностью, потому что сама актриса никогда не надевала масок.
Она доказала, что можно пройти через все жизненные бури, сохранив себя, свое достоинство и свою, пусть и сложную, правду.
Последняя воля актрисы была характерной — скромные похороны без официальных речей и помпезности. "Хочу, чтобы меня провожали просто, по-человечески", — говорила она.
А как вы думаете, можно ли в наше время позволить себе такую прямоту, как у Мордюковой? Или сегодня это неизбежно приведет к одиночеству и проблемам в карьере? Поделитесь своим мнением в комментариях!
У нас появился телеграмм канал, подписывайтесь туда!
А еще мы появились в одноклассниках!
Ну а на этом все. Спасибо, что дочитали до конца! Пишите свое мнение в комментариях и подписывайтесь на канал!
Тоже интересно: