Найти в Дзене
Хитрый койот

Детальный обзор книжной саги о Ведьмаке. "Кровь эльфов", часть 3.

Или про то, как Цирилла стала Цириллой, и почему так важны связи. Мда… завозился я с "Отблесками Этерны" и совсем забыл про наши разговоры о "Ведьмаке". И помнится, я обещал рассказать про Цири, ее воспитание и становление, благо это - один из основных мотивов третьей книги. Предыдущая часть - здесь. Следующая часть - здесь. Цири... Дитя Предназначения, наследница престола Цинтры, приемная дочь Геральта и главная героиня готовящегося к выходу четвертого "Ведьмака". Бойкая, отважная, начитанная и образованная девушка - она, пожалуй, может стать как хорошей императрицей, так и достойной преемницей Геральта. Но мало кто припомнит, что ее становление как умной и сильной девы-воительницы началось, вообще-то, с ее детских лет в Цинтре. Взятая от эльфов тамошняя традиция воспитания, в которой девочек с малых лет учат обращаться с оружием и ездить верхом, как и мальчиков - хороший задаток для того, чтобы Цири выросла бойцом. Что ни говори, а Aen Seidhe во многих отношениях были не дураки. Да

Или про то, как Цирилла стала Цириллой, и почему так важны связи.

Мда… завозился я с "Отблесками Этерны" и совсем забыл про наши разговоры о "Ведьмаке". И помнится, я обещал рассказать про Цири, ее воспитание и становление, благо это - один из основных мотивов третьей книги.

Предыдущая часть - здесь.

Следующая часть - здесь.

Цири. Кадр из третьего "Ведьмака"
Цири. Кадр из третьего "Ведьмака"

Цири... Дитя Предназначения, наследница престола Цинтры, приемная дочь Геральта и главная героиня готовящегося к выходу четвертого "Ведьмака". Бойкая, отважная, начитанная и образованная девушка - она, пожалуй, может стать как хорошей императрицей, так и достойной преемницей Геральта. Но мало кто припомнит, что ее становление как умной и сильной девы-воительницы началось, вообще-то, с ее детских лет в Цинтре. Взятая от эльфов тамошняя традиция воспитания, в которой девочек с малых лет учат обращаться с оружием и ездить верхом, как и мальчиков - хороший задаток для того, чтобы Цири выросла бойцом. Что ни говори, а Aen Seidhe во многих отношениях были не дураки.

Цири с Геральтом на "маятнике". Иллюстрация Дениса Гордеева.
Цири с Геральтом на "маятнике". Иллюстрация Дениса Гордеева.

Да и после того, как Цинтра была захвачена нильфгаардцами, нашлись те, кто продолжил ее физическую подготовку: Геральт и его товарищи в Каэр Морхене учили ее фехтовать, а Йеннифэр обучила гимнастике и рассказала про то, как работают мышцы и суставы.

Цири и Весемир изучают чудовищ. Иллюстрация Дениса Гордеева. Да, после удачного образа Весемира из игровой трилогии бородатый старик выглядит не очень привычно, согласен.
Цири и Весемир изучают чудовищ. Иллюстрация Дениса Гордеева. Да, после удачного образа Весемира из игровой трилогии бородатый старик выглядит не очень привычно, согласен.

Но и умственному развитию учителя тоже уделили внимание: в Цинтре ее совершенно точно учили читать и писать, Весемир - различать чудовищ и способам борьбы с ними, Трисс - Старшей Речи, которая в ходу у эльфов и остальных нелюдей и является высоким языком навроде латыни в нашем мире, Йеннифэр - основам магии, а в библиотеке храма Мелитэле было множество книг, как образовательных, так и для легкого чтения.

Вообще мне нравится, как Сапковский подробно и красочно расписывает различные сюжетики, из которых соткана "Кровь эльфов", в то же время не слишком затягивая их. Такие, как сцены обучения Цири, и среди них один из самых интересных моментов - то, как строились отношения Цири и Йеннифэр.

Цири и Йеннифэр. Иллюстрация Дениса Гордеева.
Цири и Йеннифэр. Иллюстрация Дениса Гордеева.

В отличие от эмпатичной и альтруистичной Трисс, которая сразу нашла контакт с девочкой, Йеннифэр и Цири поначалу между собой не поладили. Горделивая молодая княжна и стервозная, ехидная, циничная чародейка - казалось бы, не смогут ужиться между собой. Но Йеннифэр в первом же разговоре четко дала понять: "я здесь, чтобы помочь тебе". А Цири к тому времени давно одолевали кошмары от пережитого в захваченной Цинтре и от того, что ей в голову лез искавший ее враждебный чародей-инкогнито. И потому, несмотря на неприязнь и недоверие, Цири согласилась на обучение. Однако Йеннифэр поставила при этом условие: быть с ней откровенной, а в ответ она тоже будет с ней откровенной. Ехидно назвав ее при этом "утенком". Неприязнь со временем сменилась любопытством, да и Йеннифэр начала узнавать свою воспитанницу ближе: они стали разговаривать не только по учебе, но и о посторонних вещах, в том числе и о личных. Затем любопытство сменяется привязанностью: Цири и Йеннифэр начинают шутить, веселиться и проводить свободное время вместе. И наконец, Йеннифэр любит Цири искренне, как мать, называя ее "утенком" уже не ехидно, а ласково. И то, как автор художественным языком показывает это неспешное и постепенное развитие отношений Цири и Йеннифэр, действительно завораживает.

Так что Цирилла при всех ее талантах ни в коем случае не является Мэри Сью, а плодом воспитания и трудов многих учителей. И Анджей Сапковский правильно показал, что становление человека, который всесторонне развит не только физически, но и умственно - не только его личная заслуга, но и в первую очередь заслуга педагогов, и как важны при этом доверительные отношения между учителем и учеником. А еще то, насколько полезны бывают связи и знакомства с людьми (особенно с Йеннифэр и главой храма Мелитэле Нэннеке), которыми обзавелся опекун Цири Геральт.

С "Кровью эльфов" все, а в следующий раз возьмемся за "Час презрения".