Найти в Дзене

Павловский дворец: скромный снаружи, шикарный внутри

В мае 1825 года на месте разобранного деревянного дворца Паульлюст был заложен первый камень будущего Павловского дворца. Заказчиками выступали Павел I и его супруга Мария Федоровна. Они доверили строительство дворца архитектору Чарльзу Камерону, а сами отправились в длительное путешествие по Европе. Для Камерона это был первый проект, где он строил всё "с нуля". Ведь, работая в Царском Селе, архитектор был вынужден считаться с теми постройками, что были созданы его предшественниками. Архитектор надеялся, что в Павловске он сможет дать волю своей творческой натуре и реализовать самые смелые замыслы. Но заказчики постоянно вносили изменения в уже согласованные части проекта, чтобы разместить купленные ими в Европе произведения искусства, да и деньги на строительство выделяли очень экономно. Эти разногласия привели к тому, что после 1786 года Камерон отказался от работ в Павловске. Последующие работы возглавил архитектор Винченцо Бренна. По его проектам получили отделку все основные

В мае 1825 года на месте разобранного деревянного дворца Паульлюст был заложен первый камень будущего Павловского дворца.

Фасад дворца Паульлюста (Пауль-луст) со стороны кухонного двора. 1760–1782 гг.
Архитектурное проекционное изображение со стороны нынешнего внутреннего двора. Фасад здания, находившегося на месте Павловского дворца до начала строительных работ по его возведению в 1782 году.
Фасад дворца Паульлюста (Пауль-луст) со стороны кухонного двора. 1760–1782 гг. Архитектурное проекционное изображение со стороны нынешнего внутреннего двора. Фасад здания, находившегося на месте Павловского дворца до начала строительных работ по его возведению в 1782 году.

Заказчиками выступали Павел I и его супруга Мария Федоровна. Они доверили строительство дворца архитектору Чарльзу Камерону, а сами отправились в длительное путешествие по Европе. Для Камерона это был первый проект, где он строил всё "с нуля". Ведь, работая в Царском Селе, архитектор был вынужден считаться с теми постройками, что были созданы его предшественниками. Архитектор надеялся, что в Павловске он сможет дать волю своей творческой натуре и реализовать самые смелые замыслы.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Но заказчики постоянно вносили изменения в уже согласованные части проекта, чтобы разместить купленные ими в Европе произведения искусства, да и деньги на строительство выделяли очень экономно. Эти разногласия привели к тому, что после 1786 года Камерон отказался от работ в Павловске.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Последующие работы возглавил архитектор Винченцо Бренна. По его проектам получили отделку все основные парадные залы дворца. Также в 1796 году Бренна надстроил галереи Камерона.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Возвёл два двухэтажных корпуса с башенками и церковный корпус. 

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

К окончанию строительства общая площадь дворца составляла более 11 540 м²

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Для многих залов были придуманы уникальные решения.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Например, во дворце есть Тронный зал с оптической иллюзией.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

В нём декоратор Гонзаго на совершенно плоской поверхности потолка нарисовал круговую ротонду-лоджию без купола.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Если встать в центр зала, будет ощущение, что зал «поднялся» и уходит ввысь.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

А в Императорской библиотеке (Библиотека Росси) — шторы специально прикрывают свет из окна, чтобы не выцветали книги, а потолки расписаны в технике гризайль, имитирующей скульптурный рельеф.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

В Греческом зале есть колоннада, которая сделана из искусственного мрамора и играет декоративную роль, так как колонны подвешены к потолку.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

А ещё в этом зале есть два уникальных светильника. По легенде один из них был создан во Франции мастером того времени Пьером Гутьером, а второй по его образцу сделан в России. Однако качество работы одинаковое, и французские искусствоведы отрицают авторство Гутьера.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Вообще все помещения дворца богато украшены.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

На стенах висят более 1500 картин.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

В коллекции есть произведения западноевропейских мастеров XVI–XIX веков и русская портретная и пейзажная живопись XVIII — первой половины XIX века.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Даже в домовом храме - на стенах вместо икон – копии картин европейских мастеров на сюжеты из Евангелия и деяний апостолов.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

А коллекция ваз музея насчитывает около ста предметов.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Среди экспонатов — гарнитур из пяти ваз с портретами Екатерины II, Павла Петровича и Марии Фёдоровны, подаренный вюртембергскими родственниками.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Также в Павловском дворце есть две вазы севрского фарфора и хрустальная ваза-треножник.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Экскурсоводы рассказывают, что и скульптуры в Павловском дворце не меньше, чем в Эрмитаже.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Многие статуи уникальны. Например, в Итальянском зале установлена скульптура «Эрот, натягивающий тетиву на лук» - это точная копия греческой бронзовой статуи IV века до н. э., автором которой был Лисипп — скульптор при дворе Александра Македонского.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Ещё во дворце собрана уникальная коллекция часов.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Среди которых, есть часы «Дезертир». Они созданы в XVIII веке по мотивам одноимённой оперы композитора Монсиньи. На часах изображена девушка, прощающаяся с юношей, за которым уже пришёл конвой, тут же находится и тюрьма. В часах есть шкатулка с музыкальным механизмом, исполняющим фрагменты оперы. 

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

А самым ценным предметом интерьера в Павловском дворце является Севрский туалетный прибор — подарок, который Павел I и Мария Фёдоровна получили от французской королевской семьи. Ансамбль создан в единственном экземпляре и изготовлен по эскизам скульптора Луи-Симона Буазо. Сервиз состоит из 72 предметов. В него входят, например, большое настольное зеркало в бронзовой раме, кувшины с тазиками для умывания, шкатулки для драгоценностей, флаконы для туалетной воды, баночки для помады и другие предметы. Во время Великой Отечественной войны сервиз был отправлен в эвакуацию под первым номером как самый ценный экспонат дворца-музея. 

Все эти ценности не раз были на краю гибели. Сначала их чуть не погубил пожар, возникший 10 января 1803 года из-за неисправности дымоходов. Пожар длился больше суток и повредил интерьеры дворца, но почти всё имущество удалось спасти: мебель, фарфор, бронзу, гобелены и ковры, скульптурные вставки, камины, зеркала и даже художественно оформленные двери.

Восстановительные работы Мария Фёдоровна поручила архитектору А. Н. Воронихину. Он дополнил утраченную отделку, создал новые гарнитуры мебели и ансамбли предметов художественного убранства помещений.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Кроме парадных залов, Воронихин оформил жилые комнаты первого этажа.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Павловский дворец был императорской резиденцией до вплоть до революции. После убийства императора Павла I дворец остался в распоряжении его вдовы Марии Федоровны.

После смерти императрицы в 1828 году наследство перешло ее младшему сыну – Михаилу Павловичу, в 1849 году – Константину Николаевичу (второму сыну Николая I). В 1872 году библиотека и организованный музей древностей стали открыты для ученого сообщества и великосветской публики, а перед дворцом был установлен памятник Павлу I.

Павловск. Памятник Павлу I. Фото автора
Павловск. Памятник Павлу I. Фото автора

Последним владельцем с 1915 по 1917 годы был князь Иван Константинович, сын Константина Николаевича. В 1918 году дворец официально стал музеем. Но многие предметы интерьера тогда были изъяты и проданы за границу ради «финансирования советской промышленности».

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Следующий огромный урон дворцу нанесла Великая Отечественная война, хотя многие экспонаты Павловского дворца были отправлены в эвакуацию и спрятаны в разных местах.

Античную скульптуру спрятали в подвале Северного квадратного корпуса. Узкий отсек, где разместили статуи, замуровали кирпичом, а чтобы стена не выглядела новой, её затёрли песком и грязью с остатками цементного раствора.

Павловск. Дворец. Фото автора c информационного стенда
Павловск. Дворец. Фото автора c информационного стенда

Парковую скульптуру закопали на газонах вблизи пьедесталов. Для этого вырыли специальные ямы со слоем песка на дне. Мраморные статуи опускали в землю в деревянных ящиках, после чего закапывали и покрывали дёрном. Ещё одним местом, куда свозились пригородные коллекции, был выбран Исаакиевский собор⬇️

При отступлении из Павловска фашисты подожгли дворец, заложив большое количество фугасов и мин в его корпуса. Пожар длился три дня, так как тушить было некому и нечем. От огня рухнули межэтажные перекрытия, разрушилась и сгорела колоннада. 

Павловск. Дворец. Фото автора c информационного стенда
Павловск. Дворец. Фото автора c информационного стенда

От купола остался только опалённый огнём кирпичный остов барабана, поддерживавшие его колонны рухнули вниз вместе со сгоревшими деревянными стропилами. Погибла вся гипсовая скульптура.

Павловск. Дворец. Фото автора c информационного стенда
Павловск. Дворец. Фото автора c информационного стенда

Но уже в 1944–1945 годах в Павловске начались работы по консервации сохранившихся фрагментов художественной отделки, расчистке завалов, поиску и сбору музейных предметов в окрестностях дворца и парка. Руководила работами директор музея Анна Ивановна Зеленова - легендарный человек!

Фото с сайта https://ru.wikipedia.org
Фото с сайта https://ru.wikipedia.org

Позже Анне Ивановне предложили ученую степень без защиты за методику восстановления Павловского дворца. Она отказалась: «Нельзя зарабатывать ученые степени на такой всенародной трагедии, как война». Благодаря её стараниям обновлённый дворец полностью открыли в 1970 году.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

А Зеленову, отдавшую всю жизнь Павловскому дворцу, вскоре сместили с должности и менее, чем через год, она умерла.

Памятник А.Зеленовой в Павловске. Авторство: Maryanna Nesina. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=9735608
Памятник А.Зеленовой в Павловске. Авторство: Maryanna Nesina. Собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://ru.wikipedia.org/w/index.php?curid=9735608

Сейчас, конечно, не все экспонаты, во дворце являются подлинными. Например, из двенадцати статуй Египетского вестибюля подлинными являются десять.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

В Старой гостиной подлинными считаются мебельный гарнитур мастера Анри Жакоба, пейзажи западных мастеров, канделябры, фарфоровая посуда, вазы, часы, шкатулка для рукоделия и другие предметы.

Многие утраченные экспонаты специалисты до сих пор разыскивают по всему свету и возвращают домой.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Как бывает со многими старинными постройками с Павловским дворцом связано множество легенд и преданий. Есть легенда о призраке Белой Дамы - императрицы Марии Фёдоровны, которая умерла в этом дворце. Говорят, что её дух бродит по коридорам дворца, предупреждая о грядущих несчастьях. Призрак Павла I тоже якобы до сих пор появляется в дворцовых коридорах.

Павловск. Дворец. Фото автора
Павловск. Дворец. Фото автора

Но Павловск - это не только дворец, это ещё огромный парк, который не обойдешь за один день.

Есть в нём и собственный садик императрицы, и аллеи, и павильоны, и скульптуры.

О многих достопримечательностях парка я уже рассказала в своём телеграмм-канале, также там есть видео прогулка по дворцу.

А часть парка больше похожа на лес, но всё равно удивительно красива!

Павловск. Фото автора
Павловск. Фото автора

А вы были в Павловске? Пишите в комментариях!

Если вам понравилась моя статья, то теперь в дзене появилась возможность поблагодарить автора не только словами. Но вы можете просто поставить👍и подписаться на канал "Бюджетные путешествия на машине" здесь и в телеграмм, чтобы прочитать и другие статьи: