В мае 1825 года на месте разобранного деревянного дворца Паульлюст был заложен первый камень будущего Павловского дворца.
Заказчиками выступали Павел I и его супруга Мария Федоровна. Они доверили строительство дворца архитектору Чарльзу Камерону, а сами отправились в длительное путешествие по Европе. Для Камерона это был первый проект, где он строил всё "с нуля". Ведь, работая в Царском Селе, архитектор был вынужден считаться с теми постройками, что были созданы его предшественниками. Архитектор надеялся, что в Павловске он сможет дать волю своей творческой натуре и реализовать самые смелые замыслы.
Но заказчики постоянно вносили изменения в уже согласованные части проекта, чтобы разместить купленные ими в Европе произведения искусства, да и деньги на строительство выделяли очень экономно. Эти разногласия привели к тому, что после 1786 года Камерон отказался от работ в Павловске.
Последующие работы возглавил архитектор Винченцо Бренна. По его проектам получили отделку все основные парадные залы дворца. Также в 1796 году Бренна надстроил галереи Камерона.
Возвёл два двухэтажных корпуса с башенками и церковный корпус.
К окончанию строительства общая площадь дворца составляла более 11 540 м².
Для многих залов были придуманы уникальные решения.
Например, во дворце есть Тронный зал с оптической иллюзией.
В нём декоратор Гонзаго на совершенно плоской поверхности потолка нарисовал круговую ротонду-лоджию без купола.
Если встать в центр зала, будет ощущение, что зал «поднялся» и уходит ввысь.
А в Императорской библиотеке (Библиотека Росси) — шторы специально прикрывают свет из окна, чтобы не выцветали книги, а потолки расписаны в технике гризайль, имитирующей скульптурный рельеф.
В Греческом зале есть колоннада, которая сделана из искусственного мрамора и играет декоративную роль, так как колонны подвешены к потолку.
А ещё в этом зале есть два уникальных светильника. По легенде один из них был создан во Франции мастером того времени Пьером Гутьером, а второй по его образцу сделан в России. Однако качество работы одинаковое, и французские искусствоведы отрицают авторство Гутьера.
Вообще все помещения дворца богато украшены.
На стенах висят более 1500 картин.
В коллекции есть произведения западноевропейских мастеров XVI–XIX веков и русская портретная и пейзажная живопись XVIII — первой половины XIX века.
Даже в домовом храме - на стенах вместо икон – копии картин европейских мастеров на сюжеты из Евангелия и деяний апостолов.
А коллекция ваз музея насчитывает около ста предметов.
Среди экспонатов — гарнитур из пяти ваз с портретами Екатерины II, Павла Петровича и Марии Фёдоровны, подаренный вюртембергскими родственниками.
Также в Павловском дворце есть две вазы севрского фарфора и хрустальная ваза-треножник.
Экскурсоводы рассказывают, что и скульптуры в Павловском дворце не меньше, чем в Эрмитаже.
Многие статуи уникальны. Например, в Итальянском зале установлена скульптура «Эрот, натягивающий тетиву на лук» - это точная копия греческой бронзовой статуи IV века до н. э., автором которой был Лисипп — скульптор при дворе Александра Македонского.
Ещё во дворце собрана уникальная коллекция часов.
Среди которых, есть часы «Дезертир». Они созданы в XVIII веке по мотивам одноимённой оперы композитора Монсиньи. На часах изображена девушка, прощающаяся с юношей, за которым уже пришёл конвой, тут же находится и тюрьма. В часах есть шкатулка с музыкальным механизмом, исполняющим фрагменты оперы.
А самым ценным предметом интерьера в Павловском дворце является Севрский туалетный прибор — подарок, который Павел I и Мария Фёдоровна получили от французской королевской семьи. Ансамбль создан в единственном экземпляре и изготовлен по эскизам скульптора Луи-Симона Буазо. Сервиз состоит из 72 предметов. В него входят, например, большое настольное зеркало в бронзовой раме, кувшины с тазиками для умывания, шкатулки для драгоценностей, флаконы для туалетной воды, баночки для помады и другие предметы. Во время Великой Отечественной войны сервиз был отправлен в эвакуацию под первым номером как самый ценный экспонат дворца-музея.
Все эти ценности не раз были на краю гибели. Сначала их чуть не погубил пожар, возникший 10 января 1803 года из-за неисправности дымоходов. Пожар длился больше суток и повредил интерьеры дворца, но почти всё имущество удалось спасти: мебель, фарфор, бронзу, гобелены и ковры, скульптурные вставки, камины, зеркала и даже художественно оформленные двери.
Восстановительные работы Мария Фёдоровна поручила архитектору А. Н. Воронихину. Он дополнил утраченную отделку, создал новые гарнитуры мебели и ансамбли предметов художественного убранства помещений.
Кроме парадных залов, Воронихин оформил жилые комнаты первого этажа.
Павловский дворец был императорской резиденцией до вплоть до революции. После убийства императора Павла I дворец остался в распоряжении его вдовы Марии Федоровны.
После смерти императрицы в 1828 году наследство перешло ее младшему сыну – Михаилу Павловичу, в 1849 году – Константину Николаевичу (второму сыну Николая I). В 1872 году библиотека и организованный музей древностей стали открыты для ученого сообщества и великосветской публики, а перед дворцом был установлен памятник Павлу I.
Последним владельцем с 1915 по 1917 годы был князь Иван Константинович, сын Константина Николаевича. В 1918 году дворец официально стал музеем. Но многие предметы интерьера тогда были изъяты и проданы за границу ради «финансирования советской промышленности».
Следующий огромный урон дворцу нанесла Великая Отечественная война, хотя многие экспонаты Павловского дворца были отправлены в эвакуацию и спрятаны в разных местах.
Античную скульптуру спрятали в подвале Северного квадратного корпуса. Узкий отсек, где разместили статуи, замуровали кирпичом, а чтобы стена не выглядела новой, её затёрли песком и грязью с остатками цементного раствора.
Парковую скульптуру закопали на газонах вблизи пьедесталов. Для этого вырыли специальные ямы со слоем песка на дне. Мраморные статуи опускали в землю в деревянных ящиках, после чего закапывали и покрывали дёрном. Ещё одним местом, куда свозились пригородные коллекции, был выбран Исаакиевский собор⬇️
При отступлении из Павловска фашисты подожгли дворец, заложив большое количество фугасов и мин в его корпуса. Пожар длился три дня, так как тушить было некому и нечем. От огня рухнули межэтажные перекрытия, разрушилась и сгорела колоннада.
От купола остался только опалённый огнём кирпичный остов барабана, поддерживавшие его колонны рухнули вниз вместе со сгоревшими деревянными стропилами. Погибла вся гипсовая скульптура.
Но уже в 1944–1945 годах в Павловске начались работы по консервации сохранившихся фрагментов художественной отделки, расчистке завалов, поиску и сбору музейных предметов в окрестностях дворца и парка. Руководила работами директор музея Анна Ивановна Зеленова - легендарный человек!
Позже Анне Ивановне предложили ученую степень без защиты за методику восстановления Павловского дворца. Она отказалась: «Нельзя зарабатывать ученые степени на такой всенародной трагедии, как война». Благодаря её стараниям обновлённый дворец полностью открыли в 1970 году.
А Зеленову, отдавшую всю жизнь Павловскому дворцу, вскоре сместили с должности и менее, чем через год, она умерла.
Сейчас, конечно, не все экспонаты, во дворце являются подлинными. Например, из двенадцати статуй Египетского вестибюля подлинными являются десять.
В Старой гостиной подлинными считаются мебельный гарнитур мастера Анри Жакоба, пейзажи западных мастеров, канделябры, фарфоровая посуда, вазы, часы, шкатулка для рукоделия и другие предметы.
Многие утраченные экспонаты специалисты до сих пор разыскивают по всему свету и возвращают домой.
Как бывает со многими старинными постройками с Павловским дворцом связано множество легенд и преданий. Есть легенда о призраке Белой Дамы - императрицы Марии Фёдоровны, которая умерла в этом дворце. Говорят, что её дух бродит по коридорам дворца, предупреждая о грядущих несчастьях. Призрак Павла I тоже якобы до сих пор появляется в дворцовых коридорах.
Но Павловск - это не только дворец, это ещё огромный парк, который не обойдешь за один день.
Есть в нём и собственный садик императрицы, и аллеи, и павильоны, и скульптуры.
О многих достопримечательностях парка я уже рассказала в своём телеграмм-канале, также там есть видео прогулка по дворцу.
А часть парка больше похожа на лес, но всё равно удивительно красива!
А вы были в Павловске? Пишите в комментариях!
Если вам понравилась моя статья, то теперь в дзене появилась возможность поблагодарить автора не только словами. Но вы можете просто поставить👍и подписаться на канал "Бюджетные путешествия на машине" здесь и в телеграмм, чтобы прочитать и другие статьи: