Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Фильм «Долгая прогулка» – одна из самых наивных антиутопий в мире

Экранизация во многом под стать роману Стивена Кинга. Нелепые предлагаемые обстоятельства, неубедительные мотивы героев, непроработанный мир, подмена истории метафорами и аллегориями... При этом фильм Фрэнсиса Лоуренса, как ни парадоксально, можно считать одной из самых деликатных и точных постановок по Кингу. Может быть, в этом и проблема. Невзрачные дистопичные альтернативные США, без заметного успеха встающие с колен под властью диктатора Майора (Марк Хэмилл). Раз в год он лично ведет национальное шоу «Долгая прогулка». 50 парней от 50 штатов, лучше, чем книжные 100) идут 3 мили в час (реалистичнее, чем книжные 4 мили), пока на дороге не останется один Идущий. Всех уставших тут же уничтожают. Бедолаги, попавший на шоу без принуждения, да еще через конкурс, довольно взрослые ребята. Даже главный герой Рэймонд Гаррати из штата Мэн, которому в книге было 16. Они прекрасно знают правила игры, в которой шансы выжить ничтожны. Но почему-то участвуют. Демонстрируя или крайнюю степень отча

Экранизация во многом под стать роману Стивена Кинга. Нелепые предлагаемые обстоятельства, неубедительные мотивы героев, непроработанный мир, подмена истории метафорами и аллегориями... При этом фильм Фрэнсиса Лоуренса, как ни парадоксально, можно считать одной из самых деликатных и точных постановок по Кингу. Может быть, в этом и проблема.

Невзрачные дистопичные альтернативные США, без заметного успеха встающие с колен под властью диктатора Майора (Марк Хэмилл). Раз в год он лично ведет национальное шоу «Долгая прогулка». 50 парней от 50 штатов, лучше, чем книжные 100) идут 3 мили в час (реалистичнее, чем книжные 4 мили), пока на дороге не останется один Идущий. Всех уставших тут же уничтожают.

Бедолаги, попавший на шоу без принуждения, да еще через конкурс, довольно взрослые ребята. Даже главный герой Рэймонд Гаррати из штата Мэн, которому в книге было 16. Они прекрасно знают правила игры, в которой шансы выжить ничтожны. Но почему-то участвуют. Демонстрируя или крайнюю степень отчаяния или «сказочность» – как собственную, так и всей этой истории.

Экранизация корректирует мотивы героев и дает другую развязку, забавно играя с темой монаха и воина (одна из драматургических удач), но в целом максимально близка к тексту, часто дословно. Есть основания ставить фильм на полку с самыми точными экранизациями Кинга. Однако верность первоисточнику не всегда залог качества. Недавняя «Обезьяна», например, в своих вольностях очень хороша.

Фрэнсис Лоуренс (несколько «Голодных игр», «Константин», «Я – легенда») крепкий постановщик, и это видно на экране. Но просто ремеслом фильм не спасти. Его стоило делать более похожим на правду или наоборот уводить в гротеск и панк, чего можно было ожидать от Джорджа Ромеро, который еще давно претендовал на право экранизировать роман.

Кинг нередко вдохновлялся написанным и снятым ранее. Роман «Долгая прогулка» спекулировал на успехе «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?», заменив танцевальный марафон (там было всякое, но герои все-таки не покупали билет в один конец) бесхитростной и прямолинейной как шоссе аллегорией в виде безнадежного и унылого похода обреченных.

Постановка Лоуренса спекулирует выигрышными «дорожным» и «приятельским» стилями, это держит людей у экранов. Такова жизнь, всех увлекают путешествия. Не говоря уж про реальных участников мирных долгих прогулок. В моем Свердловске в 1984 году (в этих цифрах нет тоталитаристского давления) придумали «Майскую прогулку» на 50 км. Это веселое занятие. Только Кингу на подобных акциях в США такая дистанция не давалась, вот он и обиделся.

Факт добровольного участия делает персонажей неубедительными. Какому зрителю захочется идентифицировать себя с фальшивыми персонажами? Кто не догадался, с первых кадров, каким будет финал? Какой бы долгой ни была прогулка, она не помогает понять героев. Сколько бы они ни болтали, адекватных обоснований своего выбора дать не могут, для зрителя остаются лишь психопатологические трактовки (только в одном случае поступок героя можно списать на политический радикализм и жажду мести).

Кроме неоправданности участия героев, туманна концепция шоу. Зрелище ведь унылое, особенно по сравнению с вычурными шоу «Королевская битва» и «Голодные игры». Также трудно понять якобы имеющуюся пропагандистскую силу Долгой прогулки. Как и кого это может мотивировать? У Кинга был формальный ответ: на игроков делают ставки, растет ВВП. Но и это не очень интересно.

Гипертрофированное расстояние около 530 км (почти 5 дней) вряд ли возможно физически. Исправив ошибку книги в скорости, авторы позабыли скорректировать дистанцию. Так же вызывает сомнения способность к длинному мучительному пути в одном темпе с серьезными повреждениями стоп, босиком и т.п. Если в кресле режиссера не Ромеро, то уберите из кадра ходячек.

Однажды соврав, тут уже ничего не исправить. На экране нет достоверных историй и судеб, есть лишь несчастные участники несвежей аллегории. Особенно жалко звучит болтовня Идущих о бунте против системы, о подавлении, отсутствии выбора. Смотришь и представляешь, как оправдывается сценарист, создатель изумительно остроумного триллера Strange Darling ДжейТи Моллнер. Кто заставлял авторов идти по заведомо проигрышному пути? Что за голливудский Майор?

Кадр из к/ф «Долгая прогулка».
Кадр из к/ф «Долгая прогулка».

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!