Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Фильм «Орудия» – один из лучших «умных» хорроров года

Суперхит автора «Варвара» Зака Креггера заслуживает всяческих похвал. Фильм с бюджетом в 38 млн долларов собрал в прокате 252 миллиона и вызвал восторги критиков. Тут всё очень хорошо. Крепкая драматургия, задевающая за живое история, сравнимая по проникновенности с лучшими романами Стивена Кинга, неожиданно подкатывающая жуть, да еще метафоры и аллегории, благодаря которым фильм можно заносить в топы «возвышенных» хорроров.

Городок Мэйбрук, штат Пенсильвания США. Однажды в класс Джастин (Джулия Гарнер) пришел только Алекс Лили (Кэри Кристофер). Остальные 17 учеников ночью исчезли: вышли из домов в 02:17 и растворились во тьме (простим допущение о том, что камеры наблюдения не отследили маршрут побега?). С этого начинается двухчасовой хоррор-детектив.

Силовики в поиске бессильны. Полицейский Пол (Олден Эренрайк), друг Джастин, советует ей не вмешиваться. Половина города считает учительницу ведьмой, директор школы Маркус (Бенедикт Вонг) запретил ей общаться с Алексом... Джастин не слушается и узнает, что дом мальчика странный, как и родители... История Джастин – одна из шести. Далее идут главы: «Арчер», «Пол», «Джеймс» (Остин Абрамс), «Маркус» и «Алекс».

Арчер (Джош Бролин) страдает от потери сына, требует от полиции давить на Джастин, раскачивает гнев родителей... Как и Джастин, видит сны, в которых лица детей превращаются в жуткую клоунскую маску (поначалу кажется, что авторы передают привет Пеннивайзу, но клоун ли это, если приглядеться?).

Пол озабочен не поисками детей, а тем, чтобы не было последствий от уличной потасовки с молодым маргиналом Джеймсом... Джеймсу нет дела до социума, но его привычка искать темные углы приводит в страшное место... Маркус вступает в диалог с тетей Глэдис (Эми Мэдиган), похожей на сестру Длинноногого (Николас Кейдж) из хоррора «Собиратель душ» (Longlegs) Осгуда Перкинса...

Джош Бролин сказал, что герои могут означают реакции на горе. Джастин – вина. Арчер – гнев. Пол – упадничество. Джеймс – замкнутость. Маркус – агрессию... Якобы есть и отголоски модели Кюблер-Росс... Но вряд ли это сильная теория. Слишком разные персонажи и предлагаемые обстоятельства.

Гораздо интереснее, что Креггер посвятил кино другу-актеру, покинувшему этот мир как раз после двух ночи – на почве страсти к выпивке и ровно за 4 года до премьеры. Все герои тут со слабостями. Даже мальчик Алекс: у него очевидная созависимость и отклонения, вызванные притеснением в школе.

Судьба Алекса тревожит: он похож на ребенка из неблагополучной семейки, вынужденного нянчиться с неадекватными предками, терпеть их вредные привычки и сохраняя видимость благополучия для школьных наблюдателей. Несколько раз появляющиеся треугольники в круге выглядят чем-то неоязыческим и отсылкой к сообществу анонимных любителей заложить за воротник.

Выстраивание персонажей вокруг необычного события вдохновлено «Магнолией». Время 02:17 отсылает к номеру отеля из книги «Сияние» Кинга, а потом еще и отсылка к киношному Николсону, оправданная темой зависимости. Появление Джастина Лонга и подвал – привет «Варвару». Раскинутые руки бегущих детей напоминают знаменитое вьетнамское фото «Напалмовая девочка». Не очень этичный ход, но что возьмешь с американцев? Гигантская винтовка со встроенным будильником намекает на шутинг...

Образ антагонистки – мрачная метафора зависимости. Некоторые слова, неопределенность возраста и прочие признаки говорят о том, что тетя Глэдис вышла из Новой Англии 17 века, когда шли процессы над ведьмами. Её странный внешний вид таков, словно она не помнит (или не знала), что значит выглядеть человеком. Хотя самой кажется, что всё в порядке, как часто бывает с людьми под веществами.

История роднится с «Собирателем душ», где одна из проблем – сокрытие от ребенка семейной информации, и с книгами Кинга, где дети дают бой силам зла. Затейливый и остроумный детектив грамотно переплетает истории нескольких героев, добавляет соцдраму, погружает в плотный саспенс вокруг тайны, которая со временем всё мрачнее. Да еще – сумасшедший хоррор, который сначала разогревается через ночные кошмары, а потом прорывается в реальность и кидается на всё, что движется. Можно отбросит все метафоры и аллегории, фильм и без них очень хорош. Но с ними совсем шикарно.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!