Проживание август 2025г.
Когда я планировал поездку в Дагестан через Владикавказ, сперва решил проехать через Архыз, но когда попалась информация, что в 2-х номинациях престижной премии Russian Hospitality Awards 2024 «Открытие года» и «Лучший мини-отель года» финалистом и победителем стал пятизвёздочный бутик-отель «Лермонтовские ванны», расположенный в Пятигорске, планы изменились.
Побывать в Пятигорске хотели давно, поэтому маршрут с остановкой на пару ночей в городе, который стал последним в жизни Лермонтова и где успел отметиться Остап Бендер оказался оптимальным.
Название отеля неслучайно.
Конечно же название «Лермонтовские ванны» - название современное, а когда-то здесь располагались «Николаевские ванны» (получившие соё название в честь правящего императора Николая I) в которых в 1837 году Лермонтов отдыхал и проходил лечение. За время лечения поэт прошел курс из 20 процедур, в кабинете №4, а также подолгу гулял около здания ванн, поднимался на гору Горячая и описывал свое пребывание на курорте в своих многочисленных письмах. А последний в его жизни бал, организованный самим Лермонтовым в июле 1841 года, прошёл в гроте Дианы, расположенном менее чем в 100 метрах от входа в отель. Так что место знаковое и без небольшого отступления в историю никак не обойтись.
РАСПОЛОЖЕНИЕ И ЗДАНИЕ ОТЕЛЯ
«Николаевские ванны» являются первой капитальной постройкой Пятигорска, они были построены в период с 1825 по 1831 год по проекту известного петербургского архитектора Иосифа Шарлеманя, который был переработан с учётом особенности почв, климата и ландшафта братьями Джузеппе и Марко Бернардацци. Неформальное название «Лермонтовские ванны» закрепилось в начале XX века. В 1935 году «Лермонтовские ванны» (уже с таким официальным названием) были взяты под охрану государства, но после многочисленных перестроек и переделок комната, в которой принимал ванны Лермонтов, была утрачена.
Кстати, об истории появления и строительства «Лермонтовских ванн» в номерах отеля можно посмотреть небольшой фильм, который автоматически начинается при включении телевизора. Весьма правильное и продуманное решение.
Когда-то «Николаевские ванны» занимали одно из центральных мест на курорте, впоследствии перед ними был разбит парк «Цветник». Фактически отель расположен на окраине этого парка, примыкающего к горе Горячей. Выезд к отелю возможен лишь с одной стороны под шлагбаум, который открывается только для гостей отеля и только для того, чтобы разгрузить или загрузить машину. Парковки здесь нет.
С противоположной стороны дорожки тыльная часть сего-голубой «Лермонтовской галери», построенной в 1901 году и являющейся наверное самой узнаваемой и самой известной постройкой парка «Цветник».
Получается что отель будто спрятался от взора всех посещающих парк и это очень большой плюс, поскольку в любое время дня и ночи и в самом отеле, и рядом с ним - тишина и спокойствие.
Хотя правое крыло отеля, в котором расположено кафе «Оранжерея» всё же хорошо просматривается со стороны парка и от грота Дианы и привлекает к себе туристов открытой верандой. Территория вокруг отеля поддерживается в идеальном состоянии - подстриженные газоны с поливом, аккуратные кустарники, сосны и туи.
ПАРКОВКА
Парковка стоит отдельного упоминания и вот почему. Расположена она с внутренней стороны здания отеля. Въезд под шлагбаум только для гостей отеля. Но это не главное. Что бы попасть на парковку нужно обогнуть здание с одной из сторон (сквозной выход отсутствует) и если выбрать более длинный маршрут, придётся обойти расположенные по соседству «Ермоловские ванны», которые также являются исторической достопримечательностью Пятигорска.
Построены они были в 1880 году в форме двух, совмещенных вместе крестов. В отличие от «Николаевских ванн» изначально они предназначались для проходивших лечение военных (в том числе отставных и раненных). Внутренней же двор интересен и сохранившейся оригинальной кладкой стен и частично сохранившимися внешними элементами подвода воды из Александровской штольни.
Места на парковке вроде не так уж много, но видимо вполне достаточно что бы разместить всех желающих. При почти полной загрузке отеля с местами проблем не возникло.
Единственный небольшой недостаток парковки - при выезде отсутствует домофон, поэтому либо надо специально предупредить о выезде охранника, который отвечает за парковку, либо долго ждать.
ОБЩИЕ ЗОНЫ
О том что «Лермонтовские ванны» не просто историческое здание и отель категории 5*, но и объект культурного наследия, напоминает табличка на фасаде здания при входе в отель. Это на улице. А что же внутри?
Холл отеля просторный и немного пустынный - за 2 дня так и не увидел гостей, которые бы здесь расположились, хотя отель был полным. Это ни в коем случае не упрёк отелю, его интерьеру или персоналу. Вовсе нет. Тем более что оформление и интерьер выполнены на весьма высоком уровне, нет ничего лишнего или раздражающего.
Места с учётом количества номеров в отле вполне достаточно. Всё гармонично, строго, в классических формах и исполнении. Высококачественные материалы отделки и мебель, мрамор на полу, старинное пианино со свечами в углу.
Совсем небольшой, скромный лобби-бар рядом со стойкой ресепшен. В нём предлагается самый минимум алкогольных напитков и кофе.
Выпить кофе за столиком в лобби-баре так и не удалось... Времени не хватило.
В отеле всего один этаж, основные номера расположены в левом, более продолговатом крыле. Номера на обе стороны, но с учётом расположения отеля и окон в номерах - это совершенно неважно. Тихо со всех сторон, да и в окна особо не посмотришь, чуть позже станет понятно почему.
Коридоры широкие, светлые с приятным запахом. На стенах гравюры под старину с видами местных достопримечательностей. Качественная штукатурка в бежевых тонах на стенах в сочетании с отделкой деревянными панелями и дверями из массива дерева с синим ковролином с мелким насыщенным узором смотрится дорого и благородно.
Все номера сделаны на месте продолговатых комнат, в которых когда-то и располагались лечебные ванны. Лечебные воды подавались самотёком с горы Горячей у подножия которой и были построены «Николаевские ванны». Сейчас в отеле лишь 2 комнаты, сохранившие своё лечебное назначение, ванны конечно современные с подогревом, да и вода привозная.
НОМЕР
Номер категории Люкс при бронировании на сайте отеля на 2 ночи для 3-х человек с завтраком обошёлся в 47 200 рублей.
Сразу стоит упомянуть о главной особенности всех номеров - это окна. Они небольшие и расположены значительно выше привычного - подоконник здесь примерно на высоте чуть более 1.5 метров. Номер двухкомнатный, но небольшой, комнаты узкие, что также как и высота окон объясняется исторической планировкой здания.
При входе открытая вешалка и вместительный стеной шкаф с сейфом, халатами, тапочками, обувными принадлежностями и зеркальной дверью от пола до потолка. На полу бежево-серый ковролин, будто потёртый временем, когда попадаешь в номер нужно немного времени что бы к этому привыкнуть и не думать, будто он грязный. Пожалуй это единственное не очень удачное решение в дизайне интерьера номера.
В проходной комнате диван, кресло и журнальный столик. К моменту заселения диван был разложен и застелен (поэтому на фото не попал).
Конфигурация этой части номера немного нестандартная, но наполнение вполне привычное: чайник, капсульная кофемашина, чашки, стаканы, простенькие бокалы (игристое в бокалах своё).
И даже есть штопор, а точнее нож сомелье на своём отдельном месте. Это было приятно.
Мини бар. Он есть, наполнение конечно бывает и больше, но здесь всё его содержимое входит в стоимость номера и это его выгодно отличает от всех остальных.
На пару деньков вполне достаточно. Обновление воды отдельно, ежедневно и по запросу.
На стенах номера то ли фото-обои (что скорее всего) то ли что-то вроде фрески с видами южной растительности. Хотелось бы верить, что это виды кавказской природы, хотя мне изображение на стене в спальне напомнило Палатинский холм в Риме. Надеюсь я ошибаюсь. Поскольку такое визуальное наполнение номера очень уместно и гармонично в соотношении с тем что находится за пределами гостиницы.
Проход между кроватью и стеной совсем узкий, что бы не задевать телевизор приходилось немного наклоняться в сторону кровати - ещё одно мелкое неудобство, к которому быстро привыкаешь и не обращаешь внимания.
Зато сама кровать королевская. С бархатным изголовьем, шестью подушками на любой вкус и высококачественным бельём... Балдахина не хватает, хотя здесь он был бы лишним. Матрас жёсткий, одеяло лёгкое, в каждой комнате свой бесшумный кондиционер. Качество сна на 5+.
Выключатели в районе прикроватных тумбочек расположены удобно и функционально. А вот розеток не хватает. Небольшим недостатком был и всю ночь светящийся монитор телефона.
Повторюсь, спальня небольшая, но при этом в ней поместилось и кресло для отдыха, что бы книжку почитать...
И даже трельяж с лампой для женских штучек, и даже небольшой платяной шкаф.
САНУЗЕЛ
Здесь всё хорошо. Вся сантехника и оборудование новые. Фурнитура под бронзу очень удачно подобрана по дизайну. Душевая кабина на первый взгляд вроде небольшая, но за счёт неправильной формы оказалась удобной и вполне просторной.
Все принадлежности удобно расположены и функциональны.
С раковиной ситуация аналогичная - всё на своих местах. Количество полотенец даже больше чем нужно.
Качество предлагаемой косметики весьма высокого уровня. С напором и температурой воды проблем никаких.
Недостатки по номеру (за исключением совсем мелких неудобств о которых написано выше) отсутствуют. В номере тихо: плотные входные двери, за окнами ничего шумного, межкомнатные перегородки непробиваемые - звукоизоляция на уровне.
СЕРВИС
Категория 5* обязывает к соответствующему сервису и с этим в отеле всё в порядке, причём понимаешь это с первого момента, подъезжая к шлагбауму. При входе дежурит охранник (метрдотелем его назвать всё же нельзя) - он отвечает за въезд на территорию, разгрузку/погрузку автомобиля, парковку. Вежливый, приветливый, заботливый. Всё что касается сервиса на улице - это в его компетенции. За входными дверями ждут сотрудники ресепшен. Их всегда двое, они всё знают что касается гостиницы и готовы помочь со всеми вопросами или проблемами которые могут возникнуть. Тут вопросов нет. Заселение заняло 5 минут, пока оформлялись предложили по бокалу приветственного игристого или сока. Игристое конечно так себе, но персонал не имеет к его качеству никакого отношения.
Отношение к гостям со стороны персонала отеля весьма достойное, вполне соответствует категории 5* и заслуживает похвалы. И всё бы было прекрасно, если бы не завтрак...
А вот чем и как кормят на завтраках и что же не так, я расскажу в следующем обзоре. Заодно и подведу итоги, которые для многих, думаю, и так уже очевидны. Но не обойдётся без сюрприза и критики, так что не переключайтесь.
Тематическая подборка по Пятигорску, мест немного, но некоторые выводы сделать можно: