Найти в Дзене
Оскар Хартманн

Как я запустил онлайн-аукцион в Японии и продал долю за миллионы долларов

Мой путь в автомобильной индустрии длится годами. Я запускал аукционы машин с пробегом в десятках стран, и каждая имела свою специфику. Но именно Япония стала одной из самых интересных и парадоксальных историй. Хотя Япония входила в число крупнейших рынков по объему сделок между автодилерами, сами процессы там оставались исключительно оффлайновыми. Машину нужно было отвезти на специальную площадку, провести ручную инспекцию, подготовить к показу, потом физически участвовать в аукционе. Это все занимало ресурсы, время и создавало серьезные транзакционные издержки. Я сразу увидел: если мы сможем перевести этот процесс в онлайн и дать возможность продавать авто без транспортировки, прямо с той точки, где она сейчас стоит — это снимет огромный пласт затрат. Поначалу идея была простая — найти уже готовую команду и проинвестировать в нее. Но оказалось, что на японском рынке невозможно найти сильный стартап в этой сфере. Предпринимательство в Японии развивается крайне сдержанно: там не принят
Оглавление

Мой путь в автомобильной индустрии длится годами. Я запускал аукционы машин с пробегом в десятках стран, и каждая имела свою специфику. Но именно Япония стала одной из самых интересных и парадоксальных историй.

В Японии не было онлайн-аукционов автомобилей. Мы решили это изменить

Хотя Япония входила в число крупнейших рынков по объему сделок между автодилерами, сами процессы там оставались исключительно оффлайновыми. Машину нужно было отвезти на специальную площадку, провести ручную инспекцию, подготовить к показу, потом физически участвовать в аукционе. Это все занимало ресурсы, время и создавало серьезные транзакционные издержки.

Я сразу увидел: если мы сможем перевести этот процесс в онлайн и дать возможность продавать авто без транспортировки, прямо с той точки, где она сейчас стоит — это снимет огромный пласт затрат.

Искал, куда инвестировать, но пришлось делать самому

Поначалу идея была простая — найти уже готовую команду и проинвестировать в нее. Но оказалось, что на японском рынке невозможно найти сильный стартап в этой сфере. Предпринимательство в Японии развивается крайне сдержанно: там не принято ошибаться.

В России пробуют, ищут идеи, запускают много стартапов. В Японии же — точечные исключения. И тогда я понял: искать смысла нет, нужно строить самому.

Я переехал в Японию. Нашел четырех сооснователей. Инвестировал 5 миллионов долларов из собственных средств в запуск бизнеса с нуля.

-2

В команду вошли те, кто уже имел опыт — но неудачный: это были основатели стартапов, которые провалились. Чтобы сэкономить время и не погрязнуть в юридических согласованиях, мы нашли обанкротившуюся компанию, у которой были нужные нам лицензии.

И именно эта команда лузеров за три месяца запустила первый в Японии онлайн-аукцион авто.

Доверие на японском рынке — главный актив

В Японии репутация решает все. Бренды с историей получают мгновенное внимание, а молодые игроки вызывают настороженность. Никто не хочет быть первым.

Мне говорили: на такой рынок зайти быстро невозможно. Что крупные партнеры не поверят. 12 месяцев — минимальный срок.

Но уже спустя 7 недель после запуска, я привлек 5 миллионов долларов от Mitsui — одного из крупнейших холдингов страны. Нас оценили в 25 миллионов долларов и сделали частью Mitsui Group. Это был момент, когда стало понятно: мы реально поменяли рынок.

Хорошо продавать — мало

Наш трафик стоил дорого. Мы научились продавать, но возник вопрос: где брать сами машины?

Японцы отдавали свои автомобили дилерам вроде Toyota за цены, вдвое ниже рыночных. Они в этом плане абсолютно нерациональны: их решения строятся не на выгоде, а на лояльности к бренду. И тогда стало ясно: нужен трафик, которому японцы доверяют на 100%.

В нужный момент появился Rakuten. Это крупнейшая интернет-компания Японии. Мы договорились, что Rakuten выкупает мою долю. Так проект стал частью их экосистемы под брендом car.rakuten.co.jp.

От момента старта до выхода прошло менее двух лет. За это время я:

  • нашел команду, которой никто не верил;
  • зашел в один из самых закрытых рынков в мире;
  • продал долю корпорации, входящей в число крупнейших в стране.

Считаю это хорошим результатом.

Главное — вовремя увидеть, где рынок еще не перестроен

Иногда успех приходит не к тем, кто сильнее всех, а к тем, кто раньше заметил окно возможностей. Ты смотришь на рынок, видишь, что он все еще старый, и заходишь первым с новым решением. Именно в такие моменты рождаются компании, которые меняют правила.

Подписывайтесь, если вы занимаетесь бизнесом. В этом канале я разбираю конкретные кейсы и способы масштабирования.