Продолжаю медленно продвигаться по одной из самых известных китайских дорам, которую многие из вас назвали одной из своих любимых или самой любимой в списке лучших сериалов, который мы совместно составляем:
Приглашаю всех желающих дополнить список выше!
На данный момент посмотрела 24 серии "Списка архива Ланья", частично вместе с мужем. Это нечто. Бесконечные вопросы:
-А это кто?
-А чей это отец?
-А это чья жена?
-А почему он так сказал?
-А что это на вывеске написано? (как будто я должна знать и древнекитайский тоже))
-А этот тот, который...?
Потом ему показалось, что один из актеров "Списка.." играл в "Неукротимом повелителе", которого он без меня смотрел (!).
-А посмотри, вот этот актер, это же он?
Ну мне-то откуда знать, я-то "Повелителя" не смотрела!!!!
Потом вообще заявил, что планирует создать блог, который назовет "Комментарии Натальи Вадимовны при просмотре фильмов" и станет успешнее меня, как блогер, потому что эти комментарии точно произведут фурор и привлекут миллион подписчиков)))
***
Минутка для личных объявлений (муж читает мой блог, представляете), и мы продолжим, честное слово:
Не завидуй жене, Алексей) себе лучше позавидуй, что у тебя такая жена. И круассан с миндальным кремом купи уже, наконец, это просто неприлично- заставлять меня так долго ждать.
***
Сегодня продолжим говорить о культурных ремарках к дораме "Список архива Ланья". Первая часть здесь:
Давайте же обсудим все, что вынесено в заголовок.
1. Титул "хоу" в древнем Китае
Признаться, сама этого не знала. Услышала- и захотелось выяснить, а потом и вам рассказать.
"Хоу"- титул знати, один из нескольких рангов знатности, принятый в Поднебесной еще с древности (как минимум, с династии Чжоу). Приблизительно соответствует европейскому титулу «маркиз». В эпоху Чжоу (11-3 вв. до н. э.) хоу называли представителей владетельной знати, правителей царств и уделов, военачальников. По табели о рангах из 5 иерархических знатных титулов периода Чжоу хоу занимал 2-е место после титула гун (эквивалентен европейскому "герцог"). С династии Хань (206 до н. э. - 220 н. э.) в Китае титул хоу по традиции носили высшие сановники, родственники императора (как хоу Янь в дораме, шурин императора). Однако права наследственной передачи титула они уже не имели и необязательно титул был связан с военными заслугами носившего титул. Однако хоу всегда были богатыми и влиятельными людьми, обладающими реальной властью.
В дораме (в просмотренной мною части) упоминаются два хоу- хоу Нин и хоу Янь.
Се Юй, хоу нин, высокопоставленный военный, сторонник наследного принца. Как раз смотрела серии в этот раз, как он потерял свое могущество.
В дораме еще есть хоу Янь, уважаемый дипломат, удалившийся от дел (отец Юйцзиня). Вот он не военный, а носит титул за бывшие дипломатические заслуги и родство с императором.
2. Опять встречала ссылку на чэнъюй (фразеологизм) о птице рыболове и устрице, о котором вам уже рассказывала в первой части, и два других:
三思而行 sānsī ér xíng означает "трижды подумать, прежде чем начать действовать". Аналог русского "семь раз отмерь, один раз отрежь"
а также Ся Дун сказала "Показывать перед командующим Мэном свое мастерство- это как махать топором перед воротами Лу Баня".
Кто такой Лу Бань и зачем махать топором перед его воротами?
В период Весны и Осени (770–476 гг.) в царстве Лу жил искусный резчик по дереву и скульптор, широко известный, как Лу Бань. Все работы мастера были превосходными.
Говорят, что однажды Лу Бань вырезал из дерева красочного феникса, который был настолько похож на настоящего, что ожил и три дня порхал по небу.
Как-то раз, через много веков, один поэт династии Мин (1368–1644 гг.) посетил могилу Ли Бо у реки Цайши, чтобы отдать дань уважения «бессмертному гению поэзии», жившему во времена династии Тан (618–907 гг.).
К своему удивлению поэт увидел, что повсюду -на стенах гробницы, на камнях и деревьях - написаны стихи. Их оставили люди, которые приходили на могилу и хотели показать свой поэтический талант.
Прочитав все стихи, поэт раcсердился, потому что они были жалкими и написаны плохо. Он достал свою кисть и написал стихотворение, посвящённое тем, кто приходил на могилу поэта и ещё придёт туда в будущем:
У реки Цайши есть могила.
Слава Ли Бо простирается до небес.
Люди приходят и уходят, оставляют стихи,
Словно с топором в руках хвалятся перед воротами Лу Баня.
В этом стихотворении поэт говорит людям, которые написали те стихи, что это равнозначно тому, что они красуются своим умением перед величайшим поэтом.
Идиома 班门弄斧 (bān mén nòng fǔ - бань мэнь нун фу) возникла из этого стихотворения и истории о Лу Бане. Она означает, что обычный ремесленник хвалится своими умениями перед воротами искусного плотника. Сегодня это выражение используется для описания людей, которые бахвалятся перед знатоками, показывая себя в нелепом свете.
3. Мы уже немного говорили с вами о стихах Ли Бо здесь:
Захотелось рассказать о еще одном его стихотворении- Так подумалось мне на закате в горах
На облаке я долго возлежал,
Став постоянным гостем дивных мест,
И насыщалась красотой душа,
Покуда диск закатный не исчез.
Над башней монастырскою - луна,
Среди камней открылся ток ручью.
Чиста душа становится, ясна,
Вот - истина, которой я хочу!
Из рощ коричных слышен плач летяг,
Осенний ветер стих, настал покой.
За море синее глаза глядят -
Умение Хун Я владеет мной.
Пока я жду Небесной Колесницы,
К чему вздыхать и зряшно суетиться...
Пояснения к стихотворению:
Осень 750-го года Ли Бо, овладевая умением Хун Я (методикой обретения бессмертия) и глядя за синее море (то есть высматривая остров бессмертных Пэнлай, который, согласно мифологии находится в Восточном море), провёл в гроте отшельника в горах Лушань (возлежать на облаке и означает жить как святой даос-отшельник), где он был «пришельцем», гостем, но как бы сжившимся с этими горами, ожидая появления Небесной Колесницы - одного из средств передвижения бессмертных.
4. Наверняка вы заметили, что чиновники, император и его сыновья носят какие-то украшения на поясе. Часто там есть круглые пластины с отверстием посередине.
Еще в VI веке до нашей эры китайские императоры начали носить пояса, украшенные пластинками нефрита и ритуальными рисунками с надписями. Размеры, форма и рисунок на таких пластинках соответствовали чину и рангу носящего. Это были своеобразные знаки различия высших чиновников, по смыслу подобные нынешним погонам военных. Кроме того, такие нефритовые пластинки служили для ритуальных целей: ими отпугивали злых духов.
4. Гуцинь
Вчера начала с него свое утро. Слушала запись игры на гуцине. Очень красиво!
Это древний китайский семиструнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность цитры.
Первые упоминания о гуцине встречаются в «Книге песен», и уже в эпоху Чжоу инструмент приобрёл широкое распространение. На протяжении долгого времени гуцинь был спутником учёных и мудрецов, олицетворяя знания, спокойствие и духовность. Считалось, что каждый благородный муж должен уметь играть на гуцине, заниматься каллиграфией и владеть игрой в шахматы.
Игра на гуцине требует особого мастерства и «медитации на звук». Исполнитель держит инструмент горизонтально, широко используется техника глиссандо (скольжение по струне). Сегодня гуцинь — не только символ древней музыки Китая, но и актуальный инструмент для медитации и духовных практик. Его звучание вдохновляет, успокаивает и помогает погружаться в философские размышления.
Звучание Гуцинь очень подходит этой дораме.
Линь Шу в исполнении Ху Гэ меня совершенно покорил. Такой умный, такой сильный, такой слабый, такой несчастный и такой счастливый человек.
Абсолютно влюблена в этого актера, а еще в его шубы и губы.
Все, все, знаю, про Линь Шу так неуместно говорить.
Дерзкий автор не смеет даже показаться. Чуть позже тогда придет многим на радость))
А еще потом расскажу, как я на лекцию сходила- о корейском искусстве. По итогу записалась на учебу к доценту ВШЭ, известному искусствоведу.
Довольна собой, стартуем в конце октября.
Как вам сегодняшний разбор? Узнали что-то новое?)