«Ласточки КГБ — таково прозвище привлекательных женщин-агентов советской спецслужбы, что соблазняли иностранных дипломатов, шпионов или других лиц для получения ценной информации, вербовки или компрометации.
- Ласточки появились еще до войны в системе НКВД. Сюда обычно отбирались молодые и интеллигентные девушки, образованные, со знанием языков. Например, актрисы театра или кино. Они-то и становились основной «приманкой» в непростых тайных операциях, так называемых «медовых ловушках» - говорил ветеран контрразведки Глеб Черкасов. - При этом особого отдела «ласточек» у нас в КГБ никогда не существовало, в отличие от той же восточногерманской Штази. Каждое управление вербовало и воспитывало своих «ласточек».
Попадали девушки в число «ласточек КГБ» либо в погоне за обещанием успеха в карьере, материальных благ, дефицита в виде чулок или ширпотреба. Из чистого патриотического желания послужить Родине, готовности пожертвовать ради блага страны даже собственной честью... Или же сюда попадали девицы, будучи сами завербованы КГБ - например, если «контора глубинного бурения» нарывала на ту или иную актрису опасный компромат.
- Мы создавали настоящих универсальных солдат в юбках, - рассказывал полковник КГБ в отставке Василий Корзов. - Все начиналось со внешности - идеальная "ласточка" должна была быть привлекательной, в меру красивой, но не вызывающе. Ухоженной, но не кричаще. И готовой в момент притвориться хоть невинной юной стенографисткой, хоть опытной светской львицей. Попутно обладая острым умом, железной выдержкой и фотографической памятью.
Готовили «ласточек» на особых полугодовых курсах, где важно было не просто подготовить девушек к работе, но и раскрепостить их.
- На лекциях девушек могли обязать раздеться и далее сидеть нагишом, - вспоминал историк спецслужб Олег Холобустов. - Они же должны были обязательно пройти «практику» в виде совместной бани с коллегами-мужчинами. И непременно обучиться «азам любви», для чего общались с настоящими «ночными бабочками», пробовали себя при гостиницах как валютные путаны. Кандидаток обучали тонкостях макияжа, им привозили лучшую заграничную одежду. Учили светским манерам... и азам стрельбы. В общем, на выходе получалась фотомодель, способная соблазнить любого дипломата.
Очень важна была и тонкая психологическая подготовка «ласточек». Например, вызнавать любую информацию у своего любовника требовалось строго по крупицам. Никак ему не показывая, что молодая девица вдруг интересуется чертежами новейшей сверхсекретной ракеты или же особенности работы сети агентов ЦРУ в Москве.
- «Ласточка» должна была не просто быстро втереться к доверие к жертве, - делился Холобустов. - Но и как можно более быстро ее соблазнить, влюбить в себя. Так чтоб иностранец, даже сам опытный шпион, в момент голову потерял. Но при этом думал, что все случилось чисто спонтанно. Что, согласитесь, задача непростая.
Одной из самых известных «ласточек КГБ» стала известная киноактриса Лариса Кронберг, любимая ученица самого Герасимова, что в середине 1950-х смогла соблазнить посла Франции в Советском Союзе Мориса Дежана. Известного бабника, питавшего особую слабость к стройным блондинкам. Таким как длинноногая и соблазнительная Лариса с ее крайне заразительным смехом...
- По «легенде», ее мужем был уехавший в далекую командировку геолог, что нежданно вломился в квартиру, прямо во время любовных утех Дежана с Ларисой. Французскому послу, во избежание крупного дипломатического скандала, пришлось пойти на сотрудничество с КГБ. За свое участие в «спецоперации» Лариса награждена была... именными часами, московской пропиской и комнатой в коммуналке вне очереди.
Еще одну знаменитую операцию провела «ласточка» по имени Эдита. Ее задачей стала провокация против работавшего под прикрытием журналиста японского разведчика в Москве Кэндзи Миядзавы, которого нужно было дискредитировать в глазах собственного руководства. Эдита со своей миссией справилась на отлично. Прыгнула к японцу прямо на переднее сиденье в машину, порвала на себе платье, тут же прибежала все запротоколировавшая милиция... Сей публичный скандал и привел к отзыву Миядзавы из Москвы, уничтожению всей его обширной шпионской сети в СССР.
- Это была такая грязная работа, но очень нужная. Благодаря ей вербовались иностранные послы и бизнесмены, разоблачались целые шпионские сети. Без провала и предательств тоже не обходилось, - вспоминает подполковник Корзов. - Пару раз случалось, что девушки наши сами влюблялась в своих жертв. И вместе с ними убегали за границу, предав Родину. Бывали и досадные конфузы - как-то одна наша «ласточка» близко подобралась к иностранцу, а тот оказался слишком застенчив негоден по мужской части...
Еще одним феерическим провалом стала попытка завербовать самого индонезийского президента Сукарно, известного свою страстью к женщинам.
- Мы подослали к нему целую группу наших «ласточек», сняли все на скрытую камеру. А потому показали ему же, - смеется Корзов. Сукарно ничего не понял, но цокнул языком и попросил сделать ему несколько копий того скандального фильма - мол, в его стране такое оценят и его сочтут настоящим героем-соблазнителем...