Найти в Дзене
Что могут короли...

Поле золотой парчи: рукопашная борьба королей Ренессанса.

Генрих VIII известен своей тиранией, обезглавливанием жен и разрывом с церковью, но до того, как Генрих стал монархом огромных размеров (и физически весьма крупным), Генрих был цветком эпохи Возрождения в Европе, прекрасным примером чего явилась его встреча с не менее ярким королем эпохи возрождения – французским королем Франциском I на "Поле золотой парчи". Когда вы слышите «Генрих VIII», имя короля, как правило, вызывает в воображении образ тирана, создавшего собственную церковь из-за развода. Но Генрих не начинал свое правление так, как он ее закончил. Вступив на престол в 1509 году в юном возрасте 18 лет, полный решимости возродить славу своих предков, Генрих смотрел на Францию ​​и свои (очень) отдаленные претензии на ее трон как на способ навсегда вписать свое имя в учебники истории. К 1510-м годам Генрих был известен по всей Европе как яркий представитель короля-рыцаря, и известный покровитель искусств и науки - оба качества, необходимые для успешного правления в XVI веке. Однако

Генрих VIII известен своей тиранией, обезглавливанием жен и разрывом с церковью, но до того, как Генрих стал монархом огромных размеров (и физически весьма крупным), Генрих был цветком эпохи Возрождения в Европе, прекрасным примером чего явилась его встреча с не менее ярким королем эпохи возрождения – французским королем Франциском I на "Поле золотой парчи".

Встреча королей.
Встреча королей.

Когда вы слышите «Генрих VIII», имя короля, как правило, вызывает в воображении образ тирана, создавшего собственную церковь из-за развода. Но Генрих не начинал свое правление так, как он ее закончил. Вступив на престол в 1509 году в юном возрасте 18 лет, полный решимости возродить славу своих предков, Генрих смотрел на Францию ​​и свои (очень) отдаленные претензии на ее трон как на способ навсегда вписать свое имя в учебники истории.

К 1510-м годам Генрих был известен по всей Европе как яркий представитель короля-рыцаря, и известный покровитель искусств и науки - оба качества, необходимые для успешного правления в XVI веке. Однако Англия как королевство все же находилась в тени как чрезвычайно богатой Франции, так и всемогущей Священной Римской империи, что невероятно раздражало Генриха. Потому к 1513 году Генрих уже воевал с Францией, пользуясь случаем, чтобы заявить на своих претензиях на трон. Однако земель было захвачено очень мало.

Венецианский посол Себастьян Джустиниани описывал молодого Генриха следующим образом:

«Его Величество — самый красивый монарх, какого я когда-либо видел. Он выше обычного роста, с чрезвычайно тонкими икрами, у него светлый и яркий цвет лица, каштановые волосы, зачесанные прямо и коротко по французской моде, и круглое лицо, настолько красивое, что оно подошло бы хорошенькой женщине. Шея у него довольно длинная и толстая».

Это описание отражает восприятия европейской элиты Генриха, но английский король был не единственным принцем королевской крови с «исключительно красивыми икрами», поскольку молодой французский король Франциск I (Франcуа I) пользовался такой же популярностью среди населения, как и его английский коллега. Франциск взошел на престол в 1515 году в возрасте 20 лет, после смерти своего кузена Людовика XII, не оставившего сына. И новый король был не меньше королем эпохи Возрождения, чем Генри VIII: высокий, крепкого телосложения и весьма способный военачальник, как казалось вначале.

Франциск и Генрих были похожи друг на друга, но это не мешало им конфликтовать, поскольку оба, вероятно, завидовали друг другу. Особенно это чувство испытывал Генрих по отношении к Франциску, который, возможно, видел менее значимого человека на троне гораздо более богатого и могущественного королевства.

Третий монарх той примечательной эпохи, которого стоит упомянуть, — будущий император Священной Римской империи Карл V, племянник Генриха от брака с Екатериной Арагонской и потенциальный союзник англичан. И Франциск, и Генрих боролись за престол Священной Римской империи после смерти Максимилиана в 1519 году, но немецкие курфюрсты выбрали его покойного императора, испанского Габсбурга, Карла.

***

Итак, после нескольких лет боевых действий во Франции у короля Генриха и английское правительство начали заканчиваться деньги — проблема, которая преследовала мародерствующих английских королей прошлого, — что вынудило блестящего и всемогущего канцлера Генриха, кардинала Томаса Уолси, разработать план, позволяющий одновременно остановить войну (и связанные с ней расходы) и вывести своего короля на передний план европейской политики.

Франциск I и Генрих VIII
Франциск I и Генрих VIII

В 1518 году между Англией, Францией, Священной Римской империей, Испанией и более чем десятком более мелких государств и королевств был подписан один из первых в мире «современных» пактов о ненападении, составленный под руководством блистательного Уолси. Уолси (род. В 1473 г.) был сыном скромного мясника, но быстро понял, что выполнение более скучных и рутинных административных задач, как гражданских, так и церковных, – это быстрый путь к вершине власти, и вскоре возглавил правительство Генриха VIII.

Договор о всеобщем мире, часто называемый Лондонским договором (из-за подписания в Лондоне), был разработан, чтобы удержать европейские державы от взаимных кровопролитий внутри Европы, поскольку папа Лев X с помощью Уолси планировал очередной крестовый поход, чтобы вернуть Константинополь, захваченный турками-османами в 1453 году.

Для заключения договора была запланирована встреча Генриха, Франциска и императора Священной Римской империи, но случившаяся смерть императора Максимилиана вынудила Уолси отложить запланированную встречу до лета 1520 года. Поскольку встреча была перенесена на июнь 1520 года, Генрих и Франциск начали со всей тщательностью планировать, возможно, самый запоминающийся по своей роскоши саммит в истории— все было готово для проведения битвы на Поле Золотой Парчи.

Организаторы вечеринки понимали важность этого события и возможные последствия ошибки. Оба короля были твёрдо уверены в себе и, в меньшей степени, друг в друге, и относились друг к другу с некоторой отстранённостью и недоверием.

Были приложены все усилия, чтобы обеспечить максимально равное участие в турнире. Местом проведения турнира была выбрана земля между английским городом Гинес и французским городом Ардр, что позволяло обеим сторонам быстро вернуться на свои земли в случае неблагоприятной ситуации.

Поскольку выбранная территория технически находилась в руках англичан, чтобы французский король чувствовал себя в большей безопасности, ему разрешили самому установить правила турниров, которые должны были состояться в течение времени встречи. В рамках турнира на две недели были запланированы рыцарские поединки, групповые (но очень постановочные) бои между смешанными группами французских и английских рыцарей (чтобы избежать настоящего боя) и борьба.

Ещё более экстремальным, чем выбор места, было решение полностью выровнять выбранную землю. Но несмотря на все усилия, направленные на то, чтобы два монарха чувствовали себя максимально равными, оба старались превзойти друг друга в расточительности и пышности.

Генрих построил целый дворец на кирпичном фундаменте, с витражами и, что самое главное, в стиле Ренессанса, с фонтаном, льющимся вином, разумеется… Франциск же, напротив, сосредоточился на своём чувстве стиля, шокируя английский двор экстравагантными нарядами как на себе, так и на своих придворных, чем вызвал раздражение Генриха.

Франциск также возвел гигантский золотой шатер, но, в отличие от кирпичного дворца Генриха, шатер частично обрушился, что вынудило его быстро перестроить его, чтобы избежать неловких ситуаций.

К началу празднеств в начале июня был практически построен небольшой городок, где два друга-врага могли разгуливать, притворяясь в миролюбии по отношении друг к другу.

Два короля встретились 7 июня, и оба были напряжены. Но все же молодые люди обнялись, как братья. Празднование началось. 19 июня 1520 года два короля встретились в состязании по стрельбе из лука, победу в котором одержал Генрих VIII. 23 июня того же года кардинал Уолси отслужил мессу, за которой последовали турниры и рыцарские поединки.

Учебные бои, известные как «рукопашные бои», а также рыцарские турниры (любимое развлечение Генриха) были центральным событием мероприятия. Пиры, выпивка и маскарады продолжались до поздней ночи. Оба короля наслаждались обществом друг друга, подшучивали друг над другом и прекрасно проводили время, в то время как Уолси и другие организаторы следили за тем, чтобы два монарха не встретились напрямую на поле боя, поддерживая максимально возможное равенство сил.

Всё шло почти идеально, пока Генрих не вызвал своего французского коллегу, наблюдая за борьбой.

***

Греко-римская борьба была популярна во Франции и занимала важное место на французских праздниках. Франсуа любил наблюдать за борцовскими поединками и, сам участвовать в них. Наблюдая за борьбой французов, Генрих, как сообщается, схватил Франсуа за воротник, как бы подстрекая его к схватке с огромным английским королём.

Англичанин предстал перед Франциском и, уверенный в своём положении, счёл нужным обратиться к нему:

«Брат мой, я хочу сразиться с тобой».

Валуа не дрогнул и принял вызов. Толпа в удивлении наблюдала, как крепкий английский король Генрих (1,87 м.) схлестнулся с огромным французским королём (1,90–1,95 м). Однако Франциск сумел быстро расправиться с Генрихом, сравнительно легко повалив его на землю. Французский король много лет тренировался как борец и был весьма искусен в поражении более крупных соперников. Надо сказать, англичанин был тучным. Унижение было полным.

Поле золотой парчи
Поле золотой парчи

Самолюбие Генриха VIII было уязвлено, и он немедленно потребовал возобновления боя. Объявили ужин, и его разочарование было равносильно поражению. Он выдавил из себя поверхностную улыбку.

Сведения об этом событии немногочисленны и разрозненны, но большинство сходятся во мнении, что если оно видимо и произошло, то это практически испортило Генриху настроение и день.

Но борьба королей, судя по всему, фактически ознаменовал конец «Поля золотой парчи». Казалось, что в целом, масштабная пропагандистская вечеринка королей имела колоссальный успех.

***

После этой встречи Уолси, вероятно, полагал, что ему удалось заключить прочный мир между двумя самыми воинственными королями, но, Генрих не стал терять времени даром. Всего через несколько недель после возвращения в Англию Генрих встретился с врагом Франциска, Карлом V, новым императором Священной Римской империи. Будучи родственниками по браку, именно Генрих и Карл в конечном итоге заключили союз на недовольство французского короля, что через два года после битвы на Золотом поле Англия, Франция и Священная Римская империя снова оказались в состоянии войны.

Итак, была ли встреча двух монархов полным провалом? Что ж, если ожидаемым результатом был всеобщий мир, то да, это была полная трата времени и денег, но если ожидаемым результатом было, пожалуй, шикарное празднество в истории человечества, то это было успехом. Ведь поле Золотой Парчи, с его балами-маскарадами, щедрыми дарами, рыцарскими турнирами и золотыми шатрами, продемонстрировало истинный размах Возрождения и то, на что готовы были пойти Генрих VIII и Франциск I, чтобы произвести друг на друга впечатление.