Найти в Дзене
Владимир Немыченков

Археологи нашли византийскую просфору VII-VIII вв. с иконой Христа

Оглавление
Византийский хлеб с надписью и изображением Иисуса. Фото: Караман Валилиги
Византийский хлеб с надписью и изображением Иисуса. Фото: Караман Валилиги

Во время археологических раскопок в древнем городе Топрактепе (Иренополис) в районе Эрменек провинции Караман (Турция) были обнаружены обугленные хлеба возрастом 1300 лет. Один из этих хлебов, датируемый VII–VIII веками н. э. имел на себе образ Христа. а другие - мальтийские кресты.

***

Редкая находка в Турецкой Анатолии

Археологическая кампания по раскопкам, проведенная на месте Топрактепе , соответствующего древнему городу Иренополису , принесла открытие исключительной научной значимости: пять обугленных просфор, датируемых VII-VIII веками н. э., сохранившихся в состоянии морфологической целостности, беспрецедентном для Анатолии.

Открытие было еще больше подтверждено той деталью, что на одном из этих хлебов имеется образное изображение Иисуса Христа с надписью на греческом языке — эпиграфическое и иконографическое сочетание, которое эксперты называют исключительным.

Работа, проведенная под руководством дирекции музея Карамана, позволила восстановить эти хрупкие органические останки в условиях, благоприятствовавших их сохранению посредством процесса карбонизации.

Вид с воздуха на место находки. Фото: Караман Валилиги
Вид с воздуха на место находки. Фото: Караман Валилиги

Это явление, возникающее в результате воздействия огня в особых температурных условиях и при недостатке кислорода, послужило естественным консервантом, что позволило изделиям дойти до наших дней с детализацией, которая считается наиболее хорошо задокументированной во всей Анатолии для артефактов такого рода.

Раскопки пекарни
Раскопки пекарни

Надпись и нетипичная иконография: «Иисус Сеятель»

Эпиграфический анализ, проведённый на хлебе с изображением фигуры, позволил расшифровать сопроводительный греческий текст, обнаружив фразу, которая переводится как «Благословенному Иисусу, с нашей благодарностью». Это явное выражение благодарности, адресованное фигуре Иисуса Христа, является прямым и неопровержимым доказательством ритуального и, вероятно, евхаристического характера предмета.

Надпись, выгравированная или отштампованная на тесте перед выпечкой и последующим обугливанием, связывает физическую пищу с выражением веры и преданности, предлагая наглядное представление о верованиях христианских общин, населявших этот регион в средневизантийский период .

Однако по-настоящему уникальным это открытие делает изображение Иисуса, которое его сопровождает. В отличие от канонических и более распространённых изображений Вседержителя, или «Христа Вседержителя», священного и величественного образа, типичного для куполов и официальных икон, фигура, найденная в Топрактепе, представляет собой радикально иную иконографию. Исследователи идентифицировали это изображение как вариант, известный как Иисус-Сеятель или Иисус-Земледелец.

Ещё один найденный образец византийского хлеба. Фото: Караман Валилиги. На просфоре видны множественные равноконечные кресты ("мальтийский крест" в тексте статьи)
Ещё один найденный образец византийского хлеба. Фото: Караман Валилиги. На просфоре видны множественные равноконечные кресты ("мальтийский крест" в тексте статьи)

Этот иконографический тип, сохранившийся лишь в немногих источниках византийского мира, смещает акцент с небесного и судящего Христа на более земную его концепцию, связанную с циклами жизни, плодородия и человеческого труда. Образ предполагает богословие, воплощённое в социально-экономической реальности общества, где образ Спасителя также уподобляется образу кормильца – дарителя жизни через плоды земли.

Предварительный анализ показывает, что эта иконография была не просто декоративной, но несла глубокий символический смысл, подчёркивая такие понятия, как божественное благословение земледельческого труда, надежда на урожай как метафору искупления и освящённая ценность труда и ежедневного пропитания. Она представляет собой проявление народного благочестия, нашедшего во Христе отражение своего труда и средств к существованию.

Контекстуализация находки завершается анализом других обгоревших хлебов, найденных в том же археологическом слое. На этих четырёх других образцах археологи обнаружили печатные украшения, состоящие из мотивов мальтийского креста . Этот тип креста с перекладинами одинаковой длины, сужающимися в центре и расширяющимися на концах, был распространённым символом в христианском искусстве и материальной культуре, особенно в эпоху Средневековья. Его присутствие на хлебе недвусмысленно подтверждает религиозный и, вероятно, литургический характер всех этих предметов.

Просфора с иконой Христа и надписью. Фото: Караман Валилиги
Просфора с иконой Христа и надписью. Фото: Караман Валилиги

Сочетание благодарственной надписи, необычной иконографии Иисуса-Земледельца и символов мальтийского креста на хлебах позволяет исследовательским группам сформулировать убедительную рабочую гипотезу: с высокой вероятностью это образцы хлеба для причастия, используемого в центральном ритуале христианской литургии — Евхаристии. Таким образом, эти находки материализуют сакраментальную практику, ранее известную преимущественно по текстовым и художественным упоминаниям, но с очень малым количеством прямых физических следов, и ещё меньше сохранившихся в столь примечательных деталях.

Открытие Топрактепе выходит за рамки ценности отдельного артефакта и расширяет историческое понимание региона Эрменек в период поздней античности и раннего средневековья. Наличие центра производства ритуальных предметов такого качества и с такой специфической иконографией свидетельствует о существовании в Иренополисе активной христианской общины, наделённой ресурсами и ярко выраженной теологической идентичностью, выражавшейся в этих изображениях, отличавшихся от имперских канонов.

Просфоры будут подвергнуты археоботаническим исследованиям для определения точного состава зёрен, использованных при их приготовлении, а также микроскопии и томографии для лучшего понимания процессов производства и обугливания. Каждый из этих данных поможет более точно реконструировать ритуалы, повседневную жизнь, сельское хозяйство и верования сообщества, которое более 1300 лет назад выпекало свою веру в хлебе и которое, благодаря археологической сохранности, дошло до нас сегодня, чтобы рассказать свою историю.

Источник: Антонио Гарсия. В Анатолии обнаружены обгоревшие буханки византийского хлеба с греческими надписями.

Antonio García. Charred Byzantine-Era Loaves of Bread with Greek Inscriptions Discovered in Anatolia

Логотип журнала оригинальной публикации
Логотип журнала оригинальной публикации

Комментарий

Из приведенного и других подобных публикаций не совсем ясно, что нашли археологи: просфоры или артосы (в оригинале стоит "буханка, хлеб"). Наиболее вероятно, что обнаружены пять служебных просфор, на которых служится таинство Евхаристии. Главная просфора - Агнец, имеет образ Христа Сеятеля, остальные просфоры крестовые, но не с одним равноконечным крестом, как это должно быть согласно нашему Типикону, а с множественными малыми крестами (судя по фото, каждый крест в квадрате, всего примерно 30, возможно 33 по числу лет Спасителя(?)), что ближе к традициям Коптской Церкви и др. монофизитских Церквей. Возможно это была местная традиция византийской провинции..

Канонические просфоры: крестовые (с 4-конечным и 8-конечным крестом) и богородичная (с монограммой имени «Мария»)
Канонические просфоры: крестовые (с 4-конечным и 8-конечным крестом) и богородичная (с монограммой имени «Мария»)
Коптская просфора с 12 мальтийским и 4 косыми равноконечными крестами. Источник: Sirmondus, Jacobus. Historia poenitentiae publicae: Eiusdem Disquisitio de Azymo,semperne in usu altaris fuerit apud latinos. – Paris, 1651. P. 123.
Коптская просфора с 12 мальтийским и 4 косыми равноконечными крестами. Источник: Sirmondus, Jacobus. Historia poenitentiae publicae: Eiusdem Disquisitio de Azymo,semperne in usu altaris fuerit apud latinos. – Paris, 1651. P. 123.
Греческая православная просфора (вверху) и просфора сирийских монофизитов с 12 мальтийскими крестами (внизу). Источник: Sirmondus, Jacobus. Historia poenitentiae publicae: Eiusdem Disquisitio de Azymo,semperne in usu altaris fuerit apud latinos. – Paris, 1651. P. 122.
Греческая православная просфора (вверху) и просфора сирийских монофизитов с 12 мальтийскими крестами (внизу). Источник: Sirmondus, Jacobus. Historia poenitentiae publicae: Eiusdem Disquisitio de Azymo,semperne in usu altaris fuerit apud latinos. – Paris, 1651. P. 122.

В своё время профессор Н.И. Барсов (1839–1903) писал, что с древнейших времен просфора имеет «форму несколько сплюснутого кружка, род небольшой толстой лепешки, с оттиснутым сверху изображением креста. Такой вид просфора имела уже в IV в., о чем ясно говорит Епифаний Кипрский»[1]. В Восточной Церкви еще до провозглашения христианства господствующей религией при императоре Константине на «древнейших экземплярах печатей греческих евхаристийных хлебов» при кресте появилась надпись: ĨC X̃C N K̃», т.е. NIKA.

У сирийцев и египтян печать евхаристического хлеба представляла собой множественное изображение крестов, нередко с надписью по кругу αγιος ίσχυρος.

Сегодня в Православной Церкви просфора имеет древнейшую печать, изображающую четырехконечный крест, со словами: ĨC X̃C ÑI KÃ. В России эта печать была утверждена Московскими соборами 1666 и 1667 гг. Последний при этом наложил запрет на использование печатей с восьмиконечным крестом, сохранившихся до наших дней у старообрядцев[2]. Однако этот запрет (как и другие клятвы на старые русские обряды) через триста лет был отменен Поместным собором 1971 г.[3] Таким образом, к настоящему времени печать для просфор в Русской Церкви, утвержденная ее Поместными соборами, должна иметь только четырехконечный или восьмиконечный крест.

Н.Н. Барсов оговаривает: «В виде исключения, высшей церковной властью разрешается некоторым церквам, особенно монастырям, иметь печати для просфор с другими изображениями, например, с изображениями святого монастыря или праздника, в честь которого сооружен храм (Преображенский всей гвардии собор в СПб. имеет для просфор печать с изображением Преображения Господня и т.п.)»[4].

Из сказанного можно предположить, что обычай размещать на просфорах иные кроме креста изображения появился только в Синодальный период.

Однако наш современник, известный литургист свящ. Михаил Желтов пишет, что «для изъятия частицы в честь Пресв. Богородицы просфоры, как правило, испекаются с печатью с монограммой ΜΡ ΘΥ (Матерь Божия); для второстепенных просфор допускается использование иных штампов – с изображениями икон святых»[5].

Кем допускается нарушение действующего богослужебного устава Русской Церкви, Типикона и постановлений Московских соборов 1666-1667 гг. автор не сообщает, просто констатируя сложившуюся практику. Вероятно, в качестве возможного основания такой практики, автор ссылается на зарубежное исследование об истории развития печатей на просфорах: Galavaris G. Bread and the Liturgy: The Symbolism of Early Christian and Byzantine Bread Stamps. Madison (WI), 1970.

G. Galavaris в своей работе не приводит ни одного примера печатей с образом Христа. Исследователь разделяет все печати на два вида: для хлеба Евхаристии и для благословенного хлеба (хлеба евлогий, the eulogia bread), который раздавался верующим вместо хлеба евхаристии в знак общения, как символ любви (в XII в. на Востоке он стал антидором). Хлеб евлогии освящали и раздавали во время вечерни, в дни великих праздников, в дни памяти святых, во время паломничеств в Иерусалим или в память об усопших христианах. Для такого хлеба автор приводит печати с образами Богородицы и святых. Примеры относятся к доиконоборческому периоду (до VIII в.) или к поствизантийскому времени (после XV в.). Можно предположить, что после преодоления иконоборческого кризиса в середине IX в. и до гибели Византии лицевые изображения на просфорах не использовались, что требует дополнительной проверки.

Таким образом, найденный в Турции хлеб с образом Христа Сеятеля, относящийся к периоду VII–VIII вв., представляется уникальным явлением. Возможно специалисты по исторической литургике смогут внести большую ясность в историческую традицию использования печатей с иконами для служебных и иных просфор. Однако несомненным остается одно: действующий богослужебный устав Русской Православной Церкви предписывает использовать только крестовые просфоры. Лицевые изображения на просфорах и артосах (больших просфорах) представляют собой очевидное самочиние и нарушение предписаний Типикона. Потребление таких просфор превращается в иконофагию («поедание образов») и представляется неблагочестивым обращением со святыми образами. Существовала ли такая практика в Византии после того как было сформулировано богословие иконы святыми отцами-иконопочитателями – тема для особого исследования специалистами.

Служебные просфоры с лицевыми изображениями
Служебные просфоры с лицевыми изображениями
Современная просфора с иконой Богородицы
Современная просфора с иконой Богородицы
Почаевские просфоры  со "стопочкой Богородицы" и образом прп.Иова
Почаевские просфоры со "стопочкой Богородицы" и образом прп.Иова

Поэтому желательно, чтобы профильные органы Московской патриархии, например, Синодальная богослужебная комиссия, дали оценку существующей практике использования на просфорах святых образов.

Просфора с иконой св.блгв. князя Александра Невского (вверху), богородичная и крестовая просфоры.
Просфора с иконой св.блгв. князя Александра Невского (вверху), богородичная и крестовая просфоры.

СНОСКИ

[1] Барский Н.Н. Просфора // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. Т. 25а. – СПб., 1898. С. 503–504. Курсив наш – Авт.

[2] Деяния Московского собора о разных церковных исправлениях в 1666 году. Деяние 11. Л. 35–48. См.: Л. 36 оборот –37. Также см.: Деяния Московского собора о разных церковных исправлениях в 1667 году. Л. 2.

[3] Поместный Собор РПЦ 30 мая – 2 июня 1971 года. Документы, материалы, хроника. М., 1972. С. 129–131.

[4] Барский Н.Н. Просфора… С. 503–504.

[5] Желтов, Михаил, свящ. Просфора // Православная энциклопедия. Т. 58. С. 443–444.