Найти в Дзене
Дестрой

Заброшенный гарнизон военного аэродрома Сиверский. Здесь базировался 67-й бомбардировочный авиаполк

Сегодня мы расскажем про заброшенный военный гарнизон бывшего военного аэродрома Сиверский, где дислоцировался 67-й бомбардировочный авиационный полк.

Фото самолёта И-16 на грунтовой ВПП аэродрома Сиверский.
Фото самолёта И-16 на грунтовой ВПП аэродрома Сиверский.

Военная история аэродрома:

Свою историю аэродром в посёлке Сиверский в Гатчинском районе Ленинградской области берёт с 1936 г., а с 1937 по 1941 гг. на нём базировались истребители И-16 и И-153.

В апреле 1938 г. на аэродроме были сформированы 35-й скоростной бомбардировочный и 50-й скоростной бомбардировочный авиационные полки, которые на самолётах СБ принимали участие в Польском походе Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

В 1939 г. на аэродроме был сформирован 10-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, также вооружённый самолётами СБ, который в составе Особой Авиационной Группы вместе с 35 и 50 полками совершал вылеты для уничтожения портов и железнодорожных узлов на территории Финляндии Советско-финляндской войне.

В январе 1940 г. 35-й СБАП был передислоцирован в Эстонию, а в декабре 50-й СБАП также убыл в Эстонию. Так, на начало Великой Отечественной Войны на аэродроме оставался только 10-й СБАП.

1 августа 1941 г. на аэродроме на базе личного состава 153-го, 46-го и 26-го истребительных авиационных полков был сформирован 429-й истребительный авиационный полк ПВО, вошедший в состав 7-го истребительного авиакорпуса ПВО.

Но в течение всего августа 1941 г. авиация люфтваффе совершала регулярные авианалёты и бомбила аэродром, из за чего 28 августа 1941 г. личный состав 429-го ИАП пришлось эвакуировать на аэродром Мотурино в Учебно-Тренировочный Центр ВВС Ленинградского фронта, куда он прибыл 5 сентября. Сам же Северский аэродром достался немцам и стал использоваться 54-й истребительной эскадрой люфтваффе, а 17 сентября туда был передислоцирован штаб двух групп 77-й бомбардировочной эскадры люфтваффе.

Так, 29 октября 1941 г. аэродром Сиверский был включен в число главных задач теперь уже советского 1-го минно-торпедного авиационного полка Краснознамённого Балтийского Флота, аэроразведка которого в начале ноября зафиксировала на аэродроме 40 бомбардировщиков Ju-88, которыми в праздничный день 7 ноября планировали провести большую бомбардировку г. Ленинград. Для предотвращения этих планов в штабе ВВС СССР был разработан опережающий план бомбардировок аэродромов противника и 6 ноября семь пикирующих бомбардировщиков Пе-2 в сопровождении десяти истребителей МиГ-3 была проведена бомбардировка Сиверского аэродрома, а затем второй удар штурмовиками Ил-2 174-го штурмового авиационного полка в сопровождении десяти истребителей И-153 и третий удар ещё семью самолётами Пе-2.

Тем не менее немцы продолжили использовать аэродром дальше, получивший прозвище "Осиное гнездо", по которому на протяжении полугода до весны 1942 г. регулярно совершала налёты советская авиация силами 174-го штурмового авиационного полка, переформированного в марте 1942 г. в 15-й гвардейский штурмовой авиационный полк. Но немцы всё равно продолжали использовать аэродром дальше на протяжении всего 1942 и 1943 гг.

Лишь в середине января 1944 г. в ходе проведения операции "Январский гром" по окончательной деблокаде Ленинграда, советские ВВС приступили к активным действиям и 30 января аэродром Сиверский наконец был освобождён от нацистов, которые при отходе повредили минами взлётно-посадочную полосу.

Тем не менее уже к маю на аэродроме стали базироваться самолёты Пе-2 276-й бомбардировочной авиационной Гатчинской дважды Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии, а к концу лета 1944 г. он был полностью восстановлен.

Эмблема 927-й авиабазы ВВС Беларуси.
Эмблема 927-й авиабазы ВВС Беларуси.

Послевоенная история аэродрома:

А с 1947 г. на аэродром был передислоцирован 927-й Кенигсбергский ордена Александра Невского истребительный авиационный полк на самолётах Ла-7, сформированный 29 мая 1942 г. при Руставской военной авиационной школе пилотов на самолётах ЛаГГ-3, вошедший 330-й истребительной авиационной дивизии.

В 1950 г. личный состав прошёл переобучение и перевооружён на новые самолёты МиГ-15. Для новых самолётов в 1951 г. была увеличена взлётно-посадочная полоса.

А в марте 1952 г. 927-й ИАП убыл в Венгрию.

После распада СССР 1 января 1992 г. 927-й ИАП был передан в состав ВВС Белоруссии, где в 1993 г. был переформирован в 927-ю истребительную авиационную Кёнигсбергскую Краснознамённую ордена Александра Невского базу ВВС Республики Беларусь, которая с 24 августа 2010 г. снова была переформирована в 927-й Кёнигсбергский Краснознамённый ордена Александра Невского Центр подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов ВВС Республики Беларусь.

К слову, в период с 1957 по 1960 гг.на этом аэродроме проходил службу будущий Второй советский космонавт Герман Титов.

Эмблема 67-го бомбардировочного авиаполка.
Эмблема 67-го бомбардировочного авиаполка.

67-й бомбардировочный авиационный полк:

В период с 1954 по 1957 гг. на аэродроме была проведена глубокая модернизация и он получил искусственное покрытие взлётно-посадочной полосы для принятия самолётов Су-7.

А 5 декабря 1968 г. на аэродроме был сформирован 67-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков, получивший на вооружение самолёты МиГ-17.

В 1970 г. на аэродроме снова прошла модернизация и на стояночных местах были построены арочные укрытия для самолётов.

15 июля 1975 г. личный состав полка начал переучиваться на новые самолёты Су-17М2, которые получил весной 1976 г. Для тренировки лётчиков использовались самолеты Су-7У, переданные в 67-й АПИБ из состава 722-го АПИБ, перевооружавшегося на самолёты МиГ-27.

В 1977 го. на аэродроме снова прошла модернизация, в ходе которой его основная ВПП была удлинена, а также была построена запасная ВПП. Летом того же года состав полка пополнился самолётами Су-17УМ.

С 1983 по 1987 гг. в 67 АПИБ проходил службу заслуженный лётчик-испытатель и будущий Герой России Сергей Богдан.

Летом 1989 г. 67-й АПИБ был переформирован в 67-й бомбардировочный авиационный полк и перевооружён на фронтовые бомбардировщики Су-24, а в августе полку было вручено новое Боевое Знамя.

1 июня 1992 г. полк начал переучивание на модернизированные самолёты Су-24М, которые с 5 июня начали поступать в часть при выводе Северной группы войск из Польши с аэродрома Шпротава вместе с частью личного состава, а в 1993 г. лётный состав освоил дозаправку топливом в воздухе.

В 1996 году основная ВПП аэродрома снова была удлинена, а с 2000 по 2002 гг. в полку проходил службу будущий лётчик-испытатель 1 класса РСК "МиГ" Сергей Викторович Рыбников.

В 2006 г. во время Петербургского саммита большой восьмёрки для обеспечения безопасности на аэродроме Сиверский базировалась эскадрилья Су-27.

А в 2009 г. в ходе армейских реформ 67-й бомбардировочный авиационный полк 6-й армии ВВС и ПВО с частями обеспечения были расформированы. Часть самолётов тогда была передана в Мончегорск, войдя в состав 98-го смешанного авиационного полка. Другая часть пригодных машин была направлена на 20-ый авиаремонтный завод в г. Пушкин для ремонта.

Впоследствии на аэродроме была сформирована авиационно-техническая база, позже сократившаяся до авиационной комендатуры, а сам аэродром использовался военно-транспортной авиацией, например в ходе перевозки личного состава ДКБФ между Санкт-Петербургом и Балтийском. В августе 2011 г. на аэродроме проводились полёты прилетевшего из Хотилово звена истребителей МиГ-31ДЗ для выработки авиационного топлива

Зимой 2012-2013 гг. на аэродроме базировался Гатчинский АСК ДОСААФ и проводились парашютные прыжки, а 1 марта 2013 г. в Министерством Обороны было принято решение о расформировании авиационной комендатуры, которую притормозил новый Министр Обороны С. Шойгу, переведя её в Горелово. Тем не менее ещё в конце мая 2013 г. во время внезапной проверки боеготовности ВВС Западного военного округа самолёты Су-24М, когда-то состоящие в 67 БАП из авиагруппы Мончегорск и самолёты Су-27П из авиагруппы Бесовец, в течение нескольких дней выполняли боевое маневрирование над аэродромом Сиверский.

А в декабре 2013 г. на ВПП аэродрома стали проводить репетиции с бронетехникой для Парада 2014 г., посвящённого 70-летию снятия блокады Ленинграда. ВПП получила сильные повреждения от гусеничной техники и впоследствии репетиции продолжились уже на рулёжных дорожках аэродрома.

А дальше территорию теперь уже бывшего военного аэродрома неоднократно хотели приспособить под новые нужды, например под терминал аэропорта Пулково-3. В 2014 г. на нём хотели сделать отдельный аэропорт для низкобюджетных перевозчиков, но МО РФ не дало согласия о включении аэродрома в реестр гражданских.

В июле 2016 г. во время учений аэродром снова использовался, но уже не для приземления самолётов, а как аэродром подскока 549-го отдельного вертолётного полка.

В 2017 г. территория аэродрома наконец была передана от МО РФ в собственность Ленинградской области и на ней снова запланировали построить новый аэропорт к 2030 г. для совместного использования военными и гражданскими воздушными судами.

-5

Ну а мы в этой статье прогуляемся по заброшенному военному гарнизону аэродрома, об былой истории которого всё ещё напоминает стоящий в качестве памятника Су-24 с бортовым номером 48 синий.

-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16

Посмотрим на постройки самой части.

-17
-18

На углу здания штаба сохранились такие часы.

-19

А вот и главный вход в само бывшее здание штаба 67-го бомбардировочного авиаполка в.ч. 20017, а позднее авиационной комендатуры в.ч. 35404.

-20

Посмотрим что там осталось.

-21
-22

У стены стоял стенд с эмблемой 67-го БАП.

-23

Немного кабинетов.

-24
-25

В которых ещё остались различные стенды и плакаты.

-26
-27
-28

Схема самого аэродрома.

-29

А в учебном классе на удивление сохранился растерзанный авиационный двигатель в разрезе.

-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37

Видимо пульт дежурного по части.

-38
-39

Остатки стойки телефонной связи.

-40

Остальные же помещения либо полностью пусты, либо внутри царит погром.

-41
-42
-43
-44

И груды мусора.

-45

Пройдёмся по территории к другим зданиям.

-46

Из за кустов показалось здание технической столовой.

-47

Полностью пустой и изуродованной вандальными граффити.

-48

Остатки складов.

-49
-50

Одна из бывших казарм для личного лётного состава.

-51
-52

Ей тоже совсем плохо и внутри смотреть уже не на что.

-53

А это здание бывшего банно-прачечного комплекса части.

-54

Остальные постройки на территории выглядят не менее плачевно.

-55

А в следующей части мы покажем бывший Запасной Командный Пункт 67-го бомбардировочного авиационного полка, ну а пока что на этом всё.

-56

Если вам был интересен наш материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912

Спасибо за просмотр и до новых встреч.