Найти в Дзене
"Липецкая газета"

Марина и её музыка

Международный фестиваль 'Липецкие театральные встречи' продолжает знакомить нас с самыми интересными работами ведущих театров России и Республики Беларусь. Свои работы уже показали театры из Владикавказа, Владимира, Костромы, Твери, Саратова, белорусского Гомеля, а также труппы Липецка и Ельца. Стало уже традицией видеть в день премьеры объявление на сайте театра: 'Все билеты проданы' — интерес публики огромен. Истоки таланта Особое место в фестивальной программе занял моноспектакль 'Мать и музыка' театрального объединения 'ТОК' из Санкт-Петербурга. Это глубокая и тонкая работа по автобиографической прозе Марины Цветаевой. Спектакль исследует сложные, полные давления и страсти отношения маленькой Марины с её матерью — блестящей пианисткой, мечтавшей о музыкальной карьере для дочерей. Это история борьбы ребёнка за свободу и своё призвание. Постановка Екатерины Максимовой погружает нас в детство поэта, в 'насквозь пропитанное музыкой' прошлое, которое сформировало уникальный стиль и бунтарский характер её будущей поэзии. В беседе с обозревателем 'ЛГ' режиссёр отметила, что в процессе работы отношение к Цветаевым — матери и дочери — постоянно менялось: от полного неприятия до примирения и понимания, что в жизни 'никогда не бывает ничего просто так'. Марина говорила, что если бы не было этого давления, талант её бы просто задушил, и она бы стала преступницей. Главная задача спектакля — показать Цветаеву не как 'пафосный памятник', а как живого человека, и донести мысль: если в человеке есть талант и предназначение, он пробьётся, а пройденные трудности закалят и сформируют личность. Рояль как собеседник Важную роль в спектакле играет музыка. Со сцены звучат пьесы Чайковского, Рахманинова, Стравинского, Фанни Мендельсон, Шостаковича и других классиков. Оформленное в чёрно-белой цветовой гамме сценическое пространство полно визуальных образов — от проекции оживших нот до метронома и рояля. — В нашем спектакле очень важен рояль как персонаж, — говорит Екатерина Максимова. — Он не просто музыкальный инструмент, а живой собеседник Марины. Она с ним разговаривала и играла. У кого-то в детстве были кошки или собаки, у неё рояль. С ним у Марины была прочная эмоциональная связь, девочка делилась с роялем самыми сокровенными переживаниями. 'Но клавиши — я любила: за черноту и белизну... за то, что одни широкие, а другие узкие (обиженные!), за то, что по ним, не сдвигаясь с места, можно, как по лестнице, что эта лестница — из-под рук... за вероломство этой клавишной глади, готовой раздаться при первом прикосновении — и поглотить. За страсть — нажать, за страх — нажать: нажав, разбудить — всё', — писала Цветаева. Переплетение судеб Для актрисы театра имени Ленсовета Марианны Коробейниковой этот спектакль стал очень личным высказыванием. Она признаётся, что судьба Цветаевой удивительным образом перекликается с её собственной: 'В детстве я тоже занималась на рояле по инициативе моей мамы. Я долгое время сопротивлялась, окончила музыкальное училище имени Мусоргского в Петербурге, но потом ушла в театральную академию. Эта история, наверное, близка не только мне, а всем тем, кого родители пытаются заставить пройти то, что не смогли пройти они. Сейчас я благодарна маме за этот путь — он был необходим для формирования моей личности. И я, как мама четырёх дочек, возможно, повторяю в чём-то маму Цветаевой. Я заставляю их заниматься музыкой, потому что верю, что этот ежедневный труд, даже через сопротивление, формирует волю и дисциплину. Я очень надеюсь, что однажды они скажут за это спасибо', — делится актриса. Для Марианны Коробейниковой 'Мать и музыка' — первый опыт моноспектакля. И очень удачный. Спектакль уже отметили наградой фестиваля 'Монокль'. — Было страшно найти в себе право на него, особенно после рож­дения четвёртого ребёнка. Меня тормозили вопросы: 'Кто я такая? Будет ли это интересно?' Потом я поняла, что эти вопросы не нужны. Если у тебя есть высказывание, если это твоё 'накипевшее', то люди это почувствуют. Как только я оставила страхи о том, что зрители уйдут, у меня выросли крылья. Теперь я воспринимаю их как гостей, которых нужно ненадолго оторвать от быта и погрузить в мир поэзии и музыки. Я актриса театра Ленсовета, но в театре 'ТОК' у меня четыре спектакля. Это совершенно другой, более камерный формат, другое общение со зрителями. Здесь нет четвёртой стены, а есть глаза людей. Всё что у тебя внутри, зрители видят словно под лупой, ты абсолютно прозрачен в этот момент. Это тяжело, но я люблю свою работу. Право на лучшее 'Липецкие театральные встречи' продолжаются. В четверг 9 октября зрители увидят оперетту 'Севастопольский вальс' Севастопольского академического русского драматического театра имени Луначарского. Завершится фестиваль в пятницу 10 октября спектаклем 'Василий Тёркин' московского театра 'Школа драматического искусства'. 'Липчане имеют право на лучшее', — уверен директор липецкого академического театра Юрий Итин. Миссия фестиваля — поднять планку зрительских ожиданий и одновременно уровень липецкого театра. — Мы хотим показывать липчанам тех, кто ещё никогда не был в Липецке, — подчёркивает он. — Нас уже связывают тесные дружеские отношения с Севастопольским театром имени Луначарского. Летом мы были на гастролях в Крыму, теперь пригласили севастопольцев к нам. И они покажут потрясающий спектакль к юбилею Севастополя 'Севастопольский вальс' с мелодиями, ставшими частью нашего культурного кода. Его выпустил художественный руководитель театра Григорий Лифанов, с которым мы очень надеемся сотрудничать. Завершится фестиваль спектаклем 'Василий Тёркин', на мой взгляд, одного из самых интересных современных режиссёров Глеба Черепанова. Он обращается к теме войны, к одному из самых выдающихся и честных произведений о войне — поэме Твардовского. Спектакль получил несколько премий, в том числе премию правительства Москвы, показывался на многих фестивалях, и для нас очень важно, что именно им мы закрываем 'Липецкие театральные встречи' в Год защитника Отечества. Глеб Черепанов поставил не один спектакль — и в МХТ, и в театре Российской Армии, а с января следующего года он приступает к работе у нас над 'Вестсайдской историей'.