Найти в Дзене

Что делать, если у автомобиля сел аккумулятор

Оглавление

Тишина в ответ на поворот ключа зажигания, погасшие приборы, автомобиль не заводится. Знакомая ситуация, когда сел аккумулятор? Не паникуйте! Это одна из самых частых, но, к счастью, решаемых проблем для автомобилистов. Команда бортового журнала «ДвижОК» расскажет, как быстро и безопасно вернуть ваш автомобиль к жизни, разобраться в причинах произошедшего и что делать, чтобы такая неприятность не повторилась. Готовы решить проблему прямо сейчас? Поехали🚀

Признаки севшего аккумулятора: как быстро определить проблему?

Прежде чем бросаться к проводам для прикуривания, важно убедиться, что причина именно в разряженном аккумуляторе, а не в другой поломке. Вот основные признаки, которые укажут на севший аккумулятор:

  • Стартер еле крутит или вообще молчит: При повороте ключа вы слышите лишь слабые щелчки или «умирающий» звук стартера, который не может раскрутить двигатель.
  • Тусклый свет фар и приборной панели: При включении зажигания лампочки на панели приборов горят очень слабо или мерцают, фары светят еле-еле.
  • Отсутствие реакции на ключ зажигания: Ничего не происходит, когда вы пытаетесь завести машину.
  • Сигнализация сходит с ума: Иногда, при критически низком напряжении, сигнализация может начать срабатывать или издавать хаотичные звуки.
  • Электроника «глючит»: Не работает магнитола, стеклоподъемники, центральный замок.

Если вы наблюдаете один или несколько этих симптомов, скорее всего, ваш аккумулятор разряжен.

Проверка основных причин: Почему не заводится автомобиль?

Даже если симптомы указывают на аккумулятор, стоит провести быструю проверку, чтобы исключить другие распространенные проблемы и точно понять, что делать дальше.

  1. Визуальный осмотр клемм аккумулятора: Поднимите капот и осмотрите аккумулятор. Клеммы (плюсовая – красная, минусовая – черная) должны быть чистыми и плотно затянутыми. Наличие белого или зеленоватого налета (окисления) или расшатанные клеммы могут препятствовать нормальному прохождению тока.
-2

2. Проверка уровня электролита (для обслуживаемых аккумуляторов): Если у вас обслуживаемый аккумулятор (с пробками сверху), проверьте уровень жидкости в каждой банке. Он должен быть чуть выше пластин. Если уровень низкий, это могло стать причиной разрядки.
3.
Отличие от неисправного стартера: Если стартер при попытке завести машину вообще не издает никаких звуков, а вся электрика (фары, магнитола) работает нормально, возможно, проблема в стартере, а не в аккумуляторе.
4.
Визуальные повреждения: Если аккумулятор сильно раздут, имеет трещины или подтеки электролита – ни в коем случае не пытайтесь его заводить или заряжать! Это опасно.

Способы запустить машину с севшим аккумулятором: от простого к сложному

К счастью, существует несколько проверенных способов завести автомобиль, если сел аккумулятор. Ваш выбор будет зависеть от наличия необходимого оборудования и типа трансмиссии вашего авто.

  • «Прикуривание» от другого автомобиля: Самый распространенный и эффективный метод. Требует наличия автомобиля-донора и специальных проводов.
  • Запуск «с толкача»: Подходит только для автомобилей с механической коробкой передач (МКПП) и требует физической силы (помощи).
  • Использование пуско-зарядного устройства (бустера): Если у вас есть портативный бустер, это идеальное решение для быстрого старта.
  • Замена аккумулятора: Если у вас есть запасной, заряженный аккумулятор, это также простой выход из ситуации.
-3

Как «прикуривают» автолюбители: пошаговая инструкция и меры безопасности

«Прикуривание» – это процесс подключения разряженного аккумулятора к заряженному через специальные провода. Делать это нужно правильно и безопасно.

Что потребуется:

  • Провода для прикуривания: Качественные провода с достаточным сечением.
  • Автомобиль-донор: Другой автомобиль с заряженным аккумулятором аналогичного напряжения (обычно 12В). Желательно, чтобы объем двигателя донора был не меньше, чем у вашего авто.

Подготовка:

  1. Разместите автомобили: Поставьте автомобиль-донор как можно ближе к вашему авто, чтобы провода доставали без натяжения. Убедитесь, что они не соприкасаются.
  2. Выключите все: На обоих автомобилях выключите двигатель, фары, магнитолу, кондиционер и другие потребители энергии. Поставьте автомобили на ручной тормоз, рычаг КПП – на нейтраль (или "P" для АКПП).
Пошаговое подключение проводов
  1. Красный провод (плюс): Подсоедините один конец красного провода к плюсовой клемме (+) заряженного аккумулятора автомобиля-донора. Второй конец красного провода подсоедините к плюсовой клемме (+) разряженного аккумулятора вашего автомобиля.
  2. Черный провод (минус): Подсоедините один конец черного провода к минусовой клемме (-) заряженного аккумулятора автомобиля-донора.
  3. ВНИМАНИЕ! Второй конец черного провода подсоедините не к минусовой клемме вашего аккумулятора, а к любой неокрашенной металлической части двигателя или кузова вашего автомобиля (например, к болту крепления двигателя, металлической скобе). Это делается для того, чтобы избежать искрения рядом с аккумулятором, который может выделять легковоспламеняющийся водород.

Процесс запуска:

  1. Запустите двигатель автомобиля-донора и дайте ему поработать на средних оборотах 5-10 минут. Это позволит немного подзарядить ваш аккумулятор.
  2. Попробуйте запустить двигатель вашего автомобиля.
  3. Если двигатель не завелся с первой попытки, подождите минуту-две и попробуйте снова. Не "крутите" стартер слишком долго (не более 10 секунд за раз).
Правильное отключение проводов (в обратном порядке!)
  1. Отсоедините черный провод от металлической части вашего автомобиля.
  2. Отсоедините черный провод от минусовой клеммы донора.
  3. Отсоедините красный провод от плюсовой клеммы вашего автомобиля.
  4. Отсоедините красный провод от плюсовой клеммы донора.
-4

Меры предосторожности:

  • Не допускайте соприкосновения металлических частей зажимов проводов.
  • Не курите и не используйте открытый огонь рядом с аккумуляторами.
  • Не касайтесь движущихся частей двигателя.
  • Используйте только качественные провода.

Запуск «с толкача» (для автомобилей с МКПП): когда это возможно и безопасно

Метод «с толкача» или «с буксира» может помочь запустить двигатель, если сел аккумулятор, но только для автомобилей с механической коробкой передач (МКПП). Для АКПП, вариаторов и роботизированных коробок этот способ категорически не подходит и может привести к серьезным поломкам.

Условия применения:

  • Ваш автомобиль имеет механическую коробку передач.
  • У вас есть несколько помощников, способных толкать машину, или вы находитесь на небольшом уклоне.
Пошаговая инструкция
  1. Сядьте за руль. Включите зажигание.
  2. Выжмите педаль сцепления до упора и включите 2-ю или 3-ю передачу (не 1-ю!).
  3. Попросите помощников начать толкать автомобиль или снимите его с ручника на уклоне.
  4. Как только автомобиль наберет скорость около 10-15 км/ч, резко отпустите педаль сцепления.
  5. В этот момент двигатель должен «схватить» и завестись.
  6. Как только двигатель заработал, немедленно выжмите сцепление и переключитесь на нейтральную передачу.

Возможные риски: Запуск «с толкача» может быть нежелателен для некоторых современных автомобилей, так как существует небольшой риск повреждения катализатора (несгоревший бензин может попасть в него) или элементов трансмиссии. Используйте этот метод только в крайних случаях.

-5

Что делать после успешного запуска двигателя: дальнейшие действия

Поздравляем, ваш автомобиль снова заведен! Но это только половина дела. Теперь важно правильно поступить, чтобы аккумулятор успел зарядиться, а вы могли выяснить причину его разрядки.

  • Не глушите сразу: После запуска не выключайте двигатель в течение как минимум 20-30 минут. Лучше проехать этот промежуток времени, избегая высоких оборотов и большой нагрузки на двигатель. Генератор будет заряжать аккумулятор.
  • Отключите лишних потребителей: Пока едете, выключите все ненужные электроприборы: фары (если светло), магнитолу, кондиционер, подогрев сидений. Это позволит генератору максимально эффективно заряжать аккумулятор.
  • Следите за индикатором аккумулятора: На приборной панели должна быть лампочка, изображающая аккумулятор. После запуска двигателя она должна погаснуть. Если она продолжает гореть, это может указывать на проблемы с генератором.
  • Диагностика: Обязательно посетите автосервис или проведите самостоятельную диагностику, чтобы выяснить, почему сел аккумулятор.

Причины севшего аккумулятора: как предотвратить повторение проблемы

Понимание причин разрядки аккумулятора – ключ к предотвращению подобных ситуаций в будущем. Вот самые распространенные виновники:

  1. Забытые потребители энергии: Самая частая и банальная причина. Оставленные на ночь включенные фары, габариты, магнитола, освещение салона или видеорегистратор могут полностью разрядить аккумулятор.
  2. Неисправности в электросистеме автомобиля:
    Неисправный генератор:
    Если генератор не выдает достаточного напряжения, он не заряжает аккумулятор во время движения.
    Утечка тока: Даже при выключенном зажигании некоторые неисправные компоненты (например, сигнализация, магнитола, неисправная проводка) могут потреблять ток, постепенно разряжая аккумулятор.
  3. Проблемы с самим аккумулятором:
    Старый аккумулятор:
    Средний срок службы аккумулятора – 3-5 лет. Со временем его емкость падает, и он хуже держит заряд.
    Глубокие разряды: Частые полные разряды сильно сокращают срок службы аккумулятора.
    Сульфатация пластин: В результате глубоких разрядов и неправильной зарядки на пластинах аккумулятора образуются кристаллы сульфата свинца, которые мешают нормальной работе.
    Заводской брак или внутреннее замыкание.
  4. Низкие температуры: В сильный мороз емкость аккумулятора снижается, а вязкость моторного масла увеличивается, что усложняет запуск двигателя и требует больше энергии.
  5. Короткие поездки: Если вы часто ездите на короткие расстояния, генератор просто не успевает полностью зарядить аккумулятор после запуска двигателя.
-6

Рекомендации по уходу за аккумулятором и профилактике разрядки

Чтобы ваш аккумулятор служил долго и безотказно, следуйте этим простым правилам:

  • Регулярная проверка напряжения: Раз в месяц проверяйте напряжение аккумулятора мультиметром. Нормальное напряжение заряженного аккумулятора – 12.6-12.7 В.
  • Очистка клемм: Периодически осматривайте и очищайте клеммы от окисления металлической щеткой. После очистки можно смазать их специальной смазкой или вазелином.
  • Полная зарядка: Если автомобиль долго простаивает или вы замечаете, что аккумулятор начинает «капризничать», зарядите его с помощью стационарного зарядного устройства. Это особенно важно перед зимой.
  • Контроль уровня электролита: Для обслуживаемых аккумуляторов регулярно проверяйте уровень электролита и при необходимости доливайте дистиллированную воду.
  • Защита от холода: В сильные морозы, если есть возможность, снимайте аккумулятор и заносите его в теплое помещение, или используйте специальные термокейсы.
  • Своевременная замена: Если аккумулятор старше 3-5 лет, рассмотрите возможность его замены, особенно перед зимним сезоном.
  • Проверка электросистемы: При любой возможности проверяйте автомобиль на утечки тока в автосервисе.
  • Внимательность: Всегда проверяйте, выключены ли фары, магнитола и другие потребители перед тем, как покинуть автомобиль.

Когда стоит обратиться к специалистам?

Хотя многие проблемы с аккумулятором можно решить самостоятельно, бывают ситуации, когда без помощи профессионалов не обойтись:

  • Автомобиль не заводится даже после «прикуривания» или с помощью бустера.
  • Аккумулятор постоянно разряжается, несмотря на все ваши профилактические меры и нормальную зарядку.
  • Вы подозреваете неисправность генератора, стартера или серьезную утечку тока в электросистеме.
  • Аккумулятор имеет видимые повреждения (вздулся, треснул, потек). Эксплуатировать такой аккумулятор опасно.

Помните, что своевременная диагностика и правильный уход за аккумулятором помогут вам избежать многих неприятностей на дороге.

Также читайте:

🚘 Бортовой журнал «ДвижОК» – это профессиональный взгляд на автомобили. Подписывайтесь на наш канал и узнавайте больше про мир авто.