Найти в Дзене
Маяк⚡энерджайзера

Первопроходцы и первые храмы Восточной Сибири (по мотивам фильма Вадима Алтухова)

В следующем году Иркутск отметит своё 365-летие. З65 лет – это не археологический, а исторический возраст Иркутска. Он связан с освоением Сибири и подвигами казаков, которые расширяли владения Московского государства. О том, что земля под ногами современных иркутян была освоена людьми более 28 000 лет назад, я писала тут 👇 Эту статью я посвятила теме первопроходцев и основателей Яндашского острога (позже именуемого Иркутским) и первых десятилетий его развития, когда храмостроительство по сути было маркером усиления государственности и влияния на новых землях Московского государства. С разрешения автора фильма «Иркутск. История. Легенды» (2010) Вадима Алтухова я и подготовила эту статью, которую проиллюстрировала кадрами фильма и своими фотографиями. В ней материалы и умозаключения археологов, историков, этнологов и краеведов Иркутска. В конце статьи по традиции ответы автора фильма на мои вопросы, связанные с созданием фильма, и ссылка на сам фильм. Отмечу ещё, что Вадим Алтухов пров
Оглавление

В следующем году Иркутск отметит своё 365-летие. З65 лет – это не археологический, а исторический возраст Иркутска. Он связан с освоением Сибири и подвигами казаков, которые расширяли владения Московского государства.

О том, что земля под ногами современных иркутян была освоена людьми более 28 000 лет назад, я писала тут 👇

Эту статью я посвятила теме первопроходцев и основателей Яндашского острога (позже именуемого Иркутским) и первых десятилетий его развития, когда храмостроительство по сути было маркером усиления государственности и влияния на новых землях Московского государства.

С разрешения автора фильма «Иркутск. История. Легенды» (2010) Вадима Алтухова я и подготовила эту статью, которую проиллюстрировала кадрами фильма и своими фотографиями. В ней материалы и умозаключения археологов, историков, этнологов и краеведов Иркутска. В конце статьи по традиции ответы автора фильма на мои вопросы, связанные с созданием фильма, и ссылка на сам фильм.

Вадим Вениаминович Алтухов. Родился в Иркутске в 1960 году. В 1986 году получил диплом археолога (ИГУ). Служил в армии – в группе Советских войск в Германии. Операторскому мастерству обучился самостоятельно (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Вадим Вениаминович Алтухов. Родился в Иркутске в 1960 году. В 1986 году получил диплом археолога (ИГУ). Служил в армии – в группе Советских войск в Германии. Операторскому мастерству обучился самостоятельно (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Отмечу ещё, что Вадим Алтухов провёл авторское расследование, поднял архивные материалы и добавил в видео визуальные реконструкции, поэтому однозначно рекомендую посмотреть этот фильм не только иркутянам, но и всем, кто хочет больше узнать об эпохе освоения Русской Сибири.

Скриншот из фильма
Скриншот из фильма

Задолго до прихода казаков Приольхонье, Кудинскую долину и степные пространства, которые существуют по Ангаре и её притокам, заселяли тюркоязычные племена кочевников.

В середине первого тысячелетия началось Великое переселение народов, и некоторые тюркоязычные племена перекочевали на север. К XV веку этнический состав Прибайкалья значительно изменился. Всё таёжное пространство заселяли тунгусы – предки современных эвенков. Степные участки Приленья и Приангарья оставались почти не заселёнными. Редкие семьи тюркских и северомонгольских родов появлялись в ангарских степях и вновь уходили на юг – за Саяны – и на запад – за Енисей. Населения местного было не очень много: отдельные улусы были по левому берегу Ангары, так как там была лесостепная зона (по запискам сотника Петра Бекетова, не больше 3–5 тысяч человек).

Скриншот из фильма
Скриншот из фильма

До начала XVII века степи Приангарья ждали своих будущих жителей. И в середине XVII века отряды казаков-первопроходцев стали проникать в Прибайкалье. Присоединение Сибири к Московскому государству происходило стремительно. За 100 лет казацких походов просторы Северной Азии стали именоваться Российской империей.

Скриншот из фильма
Скриншот из фильма

Воцарившаяся династия Романовых организует плановое освоение служивыми людьми новых территорий за рекой Енисей. Отряды по несколько десятков человек исследовали неведомые земли, приводили под государеву руку неизвестные народы, собирали ясак (натуральный налог, взимаемый пушниной с народов Сибири и Севера). Пушнина (мягкая рухлядь) почти на два столетия стала главным богатством Сибири.

Иллюстрация с ruexpert.ru
Иллюстрация с ruexpert.ru
О богатстве сибирской фауны и загадке бАбра писала тут 👇

В 20–30-х годах XVII века отряды казачьего атамана Максима Перфильева, сына боярского Ивана Похабова и стрелецкого сотника Петра Бекетова начали освоение братской и тунгусской земли – огромной территории от Енисея до Байкала.

Пётр Иванович Бекетов (около 1600 — не ранее 1661) изучал народы Сибири в ходе экспедиций, направленных на освоение новых территорий и укрепление российского влияния в регионе.
Скриншот из фильма
Скриншот из фильма

Историки расходятся во мнении о том, когда и кем было основано первое поселение на территории нынешнего Иркутска. Историческое предание говорит, что в 50-е годы XVII года в устье Иркута на острове Дьячьем стояло первое укреплённое зимовье. Дьяком товарищи звали Максима Перфильева. Это был казачий атаман, первопроходец и основатель Братского острога, присоединивший к России Забайкалье и Даурию.

В селе Максимовщина Иркутского района Иркутской области 28 июня 2025 года установлен памятник казаку Максиму Перфильеву. На постаменте — фигура мужчины средних лет, одетого в кольчугу, на поясе — сумка, в руках — пищаль, позади — сабля. Лицо и фигура персонажа — собственная фантазия скульптора Юрия Карпенко, он взял только бороду с гравюры, на которой изображён Максим Перфильев.
В селе Максимовщина Иркутского района Иркутской области 28 июня 2025 года установлен памятник казаку Максиму Перфильеву. На постаменте — фигура мужчины средних лет, одетого в кольчугу, на поясе — сумка, в руках — пищаль, позади — сабля. Лицо и фигура персонажа — собственная фантазия скульптора Юрия Карпенко, он взял только бороду с гравюры, на которой изображён Максим Перфильев.

На переговорах с тунгусами, монголами, китайцами Максим Перфильев славился особым дипломатическим искусством. Сейчас бы о таком человеке сказали, что он хороший переговорщик и тонкий психолог. Память о Перфильеве увековечена в названии села Максимовщина, что близ Иркутска.

Максим Перфильев стал одним из величайших дипломатов своего времени, улаживая большинство конфликтов с местным населением мирным путём. Его товарищ Иван Похабов наоборот – улаживал большинство конфликтов с помощью оружия. Тем не менее первопроходцы были близки по духу, много общались, и именно в честь своего побратима Похабова Максим Перфильев назвал своего первенца Иваном. Годы спустя Иван Перфильев основал первые государевы пашни около Иркутска. И вполне вероятно назвал часть созданных им поселений в честь своего отца Максима. Вероятно, что ближняя от Иркутска Максимовщина является первой государевой пашней.

Безлесная северо-восточная сторона была местом обитания бурятских и тувинских кочевников. В то время активно решался вопрос сбора ясака лаской и приветом в пользу Московии. Летом 1661 года по просьбе местного тувинского князца Яндаша отряд казаков под предводительством сына боярского Якова Ивановича Похабова поставил напротив устья Иркута острог – для защиты от набегов красноярских казаков. И первый год острог этот назывался Яндашским.

Памятник Якову Похабову, основателю Иркутска, установлен в 2011 году к 350-летию города. Авторы: скульптор — народный художник России Михаил Переяславец, архитектор — Юрий Волчок. Памятник Похабову — один из самых больших в Иркутске, его высота достигает 6 м, вес — 5 т. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Памятник Якову Похабову, основателю Иркутска, установлен в 2011 году к 350-летию города. Авторы: скульптор — народный художник России Михаил Переяславец, архитектор — Юрий Волчок. Памятник Похабову — один из самых больших в Иркутске, его высота достигает 6 м, вес — 5 т. (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Размеры Яндашского острога были... 17 на 19 метров. Это был укреплённый двор с приказной избой и амбаром для хлебных запасов и государевой казны. Предположительно были башни и стены. Там проживали два десятка казаков.

Скриншот из фильма
Скриншот из фильма

Самая главная отличительная особенность Иркутского острога – то, что он изначально был построен на мирных землях.

В 1670 году служивый человек по имени Андрей Барнешлев строит новую крепость – Иркутский кремль.

Скриншот из фильма
Скриншот из фильма

В результате раскопок начала 2000-х археологи выяснили, что крепость имела форму квадрата, и длина каждой его стены составляла 108 м, а высота – 7 м.

Скриншот из фильма
Скриншот из фильма

По происхождению Андрей Барнешлев был из английских дворян: он родился в Москве около 1622 года в семье английского дворянина Джона Барнсли и ливонской дворянки фон Дюкер. С 1641 года состоял на дипломатической службе в посольстве в Копенгагене. В 1644 году занял должность казначея при дворе графа Шлезвиг-Гольштейнского Вальдемара Кристиана. 

В 1646 году, став жертвой политической интриги, Уильям Барнсли был сослан в Енисейск, где принят в казачью службу. 24 сентября 1654 года Уильям принял православие с именем Андрей, а выгодный брак принёс ему звание сына боярского. Достигнув определённого положения в сибирском обществе, в русском обществе того времени, Андрей Барнешлев каждое дело для себя считал подтверждением принятой присяги государю. Умер основатель Иркутского кремля в 1679 году в возрасте 57 лет.

Среди новых построек в Иркутском остроге поднялась главная Спасская проезжая башня с двумя надвратными часовнями. В центре кремля возвели первую иркутскую церковь – Спасский шатровый храм (прообраз Спасской церкви, сохранившейся до сих пор). Православная вера утверждалась в Восточной Сибири.

Скриншот из фильма
Скриншот из фильма
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Там, где основывались остроги или зимовья, почти сразу возводили или часовни, или церкви. Строительство храма на новообретённой земле фактически закрепляло присутствие русских на этой земле. Стремительное освоение Сибири стало возможным благодаря вере первопроходцев и тех, кто за ними следовал, в то, что их дело угодно Богу и что Он даёт духовные силы на подвиг. Меньше чем за 100 лет они преодолели расстояние от Уральского хребта до Тихого океана...

В 1672 году старец Герасим основал Вознесенский мужской монастырь на территории современного района Жилкино. Строительство монастыря велось по челобитной сына боярского Ивана Максимова со товарищи с дозволения грамоты Сибирского митрополита Корнилия.

Скриншот из фильма
Скриншот из фильма

И Вознесенский монастырь, и Спасская церковь стали миссионерскими центрами для тогдашних переселенцев. Поэтому русские казаки так бережно относились к храмостроительству.

Продвигаясь по Сибири из новокрещенов казаки верстали себе бурят, эвенков, из более западных регионов – калмыков. Те становились православными русскими казаками и обретали духовных наставников.

Занимая под монастырское хозяйство порожние земли, расселяя на них пашенных людей, монастырь активно содействовал земледельческому освоению Приангарья.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Преемник Герасима старец Исайя основал солевые варницы в Усолье, сёла Веденщина и Баклаши на Иркуте, Мальту и Буреть на Белой. Только в Бодайской слободе было поселено 60 крестьян из гулящих людей. Они согласились жить под защитой храма, трудиться и получать пропитание, тем самым сделали выбор в пользу определённости и благ, отказавшись от непредсказуемости свободного образа жизни.

Церковь на то время была единственной силой, способной укрепить экономику осваиваемого региона. Происходило это за счёт создания хозяйств: сначала к ней подтягивались крестьяне, затем ремесленники, купцы.

В апреле 1686 года по грамоте сибирсеого приказа Иркутский острог был возведён в ранг города. Первоначальная задача – сбор ясака, приведение под государеву руку местных племён – была успешно завершена к тому времени. И стояла новая задача – развитие торговых путей, промышленности и местного хозяйства. Формируется такое явление, которое позже будет называться «Илимская пашня», то есть всё Приангарье стало сельскохозяйственным регионом, который снабжал хлебом Забайкалье, Приленье, а в последствии Охотск и Русскую Америку.

В 1690 году Иркутск получил герб и печать.

-18

В том же 1690-м году в приходе Спасского храма насчитывалось уже больше тысячи прихожан. Из Тобольска был прислан первый священник Иоанн Пантелеймонов. В 1706 году началось строительство первого каменного храма – Спасской церкви, от которой до сих пор веет древней Русью. Следом в иркутском посаде был возведён каменный собор Богоявления Господня. Город стал духовным центром Прибайкалья.

Богоявленский собор Иркутска (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Богоявленский собор Иркутска (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Каменный Богоявленский собор был свидетелем важнейших событий в городе и в стране. От стен собора начинались крестные ходы, здесь крестили и отпевали горожан, неслучайно с годами собор приобрёл статус кафедрального. Он стал главным храмом Иркутска.

Старина и современность Иркутска (© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Старина и современность Иркутска (© Анна, «Маяк энерджайзера»)

В 1727 году Иркутская епархия отделилась от Тобольской. Её возглавил епископ Иннокентий Кульчицкий – будущий сибирский чудотворец, святитель, архипастырь иркутских христиан. Около пяти лет трудился святитель Иннокентий для новой епархии: заботился об умножении церквей, боролся с нравственными недостатками прихожан, создал при Вознесенском монастыре славяно-русскую школу. Вместе с монахами епископ шил обувь для учеников школ, для молитвы уединялся в пещере, вырытой блаженным старцем Герасимом.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)

Нетленные мощи Иннокентия Кульчицкого хранятся в Знаменском монастыре Иркутска.

(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
(© Анна, «Маяк энерджайзера»)
Подробнее о жизни и духовных подвигах первого епископа Восточной Сибири тут 👇

В конце фильма очень органично вписался в повествование отрывок из произведения «Сибирь, Сибирь» иркутского писателя Валентина Григорьевича Распутина:

«Но и в худшие, и в лучшие каким-то вседержительным оком, тревожным и внимательным, всматривается Иркутск в нас: какие бы вы ни были, все вы мои… Этим оберегом и вздохнём утешенно: Иркутск с нами»

Фильм «Иркутск. История. Легенды» помог мне увидеть вклад каждого из первопроходцев – на пути географического и духовного роста нашей страны.

Чтобы в красках (фото, интервью, реконструкции, съёмки в музеях) увидеть события, описанные в статье, рекомендую посмотреть фильм Вадима Алтухова «Иркутск. История. Легенды» (2010) 👇

Яндекс — поиск по видео

А теперь ответы Вадима Вениаминовича на несколько моих вопросов.

Сколько времени заняла у вас работа над фильмом «Иркутск. История. Легенды» – от идеи до премьеры?

В фильме использовались собственные съёмки за три года. От сценария до монтажа примерно шесть месяцев. Стандарт – для научно-популярного фильма.

Возникали ли у экспертов, снимавшихся в фильме, споры относительно фактов? Приходилось ли менять какие-то части сценария?

Мои эксперты – это специалисты высокого уровня – историки, археологи. У большинства за плечами десятки научных статей, защищённые степени. Они не сомневались в своих суждениях. К сожалению, некоторых уже нет с нами. Ведь фильм вышел в 2010 году, больше пятнадцати лет назад.

Сколько музеев пришлось посетить, чтобы собрать видеоряд фильма?

В итоговых титрах я выразил благодарность всем, кто способствовал выходу фильма. Все, без исключения, иркутские музеи предоставили свои материалы. Кроме того, научная Лаборатория археологии Иркутского университета и Центр сохранения историко-культурного наследия.

Где впервые был показан фильм «Иркутск. История. Легенды»?

Впервые фильм был показан в кругу семьи. Ещё был жив мой отец. Смотрели с большим интересом. Сейчас в социальных сетях у фильма более 140 тысяч просмотров. Думаю, для нашего города – это показатель.

https://www.youtube.com/watch?v=WAjgtTdAhzA&t=1285s

В каких конкурсах/премиях участвуют ваши научно-популярные фильмы? Участвовал ли в них фильм «Иркутск. История. Легенды»?

Мой «науч.-поп.» очень «привязан» к городу. Я посчитал, что тема слишком локальная для всероссийских фестивалей. Поэтому фильм был отправлен только на городской, хоть и назывался международный, кинофестиваль любительских фильмов «Рыбий глаз», где получил Диплом победителя.

-23

Разрешите ли мне присутствовать на съёмках вашего нового фильма в Иркутске? :-)

Мы с Ириной Ивановной (Терновой – прим. авт. канала), моим режиссёром, почтём за честь!

***

Вот так я напросилась на съёмочную площадку к музейщикам, чтобы вместе с подписчиками и гостями канала понаблюдать за внутренней кухней производства фильмов, формирующих объёмное представление об истории и развитии Иркутска и Иркутской области.