- реконструкция лиц первых иркутян по черепу.
- Доводилось ли вам во время съёмки фильма «Первые иркутяне» держать обнаруженные во время раскопок вещи, останки? Если да, то было ли что-то, что вас впечатлило?
- Сколько времени заняли подготовка сценария, съёмки фильма, монтаж? Сколько локаций во время съёмок пришлось посетить?
Сегодня посмотрим на лица первых иркутян и познакомимся с нашим современником – иркутянином-археологом, чьи фильмы – это «раскопки» удивительных фактов об Иркутске и области!
На «Сукачёвских чтениях» я повстречалась с Вадимом Алтуховым. Что он специалист по связям с общественностью (коллега) музея, я знала (из программы конференции). А что он археолог с 32 годами экспедиций за плечами и автор научно-популярных и культурно-просветительских фильмов, было для меня открытием. А я люблю делиться открытиями))
Впервые о Вадиме Вениаминовиче упоминаю тут 👇
Вадим Алтухов родился в Иркутске в 1960 году. В 1986 году получил диплом археолога (ИГУ). Служил в армии – в группе Советских войск в Германии. Операторскому мастерству обучился самостоятельно.
Вадим Вениаминович пообещал в день нашего знакомства кое-что интересное. И позже прислал мне ссылку на один из его фильмов – «Первые иркутяне» (2017). Премьера работы состоялась в Музее истории города Иркутска имения А. М. Сибирякова 27 января 2017 года. И вот кое-что об этом фильме я и хочу поведать.
Если кратко, то сюжет такой: Иркутский острог был основан русскими казаками-первопроходцами в 1661 году. Первые переселенцы прибывали в Иркутск из северных районов России. Археологи в течение десяти лет вели раскопки в историческом центре Иркутска. Учёные исследовали некрополи, где захоронены первые жители города. Результатом антропологических исследований стала
реконструкция лиц первых иркутян по черепу.
Прежде чем покажу вам эти лица, расскажу немного фактов об Иркутске. Например, что становление и развитие иркутской школы археологии связано с именем Бернгарда Эдуардовича Петри – одного из первых профессоров Иркутского государственного университета 👇
Ученик профессора Герасимов Михаил Михайлович стал одним из основателей российской школы антропологии 👇
Другой ученик – Алексей Павлович Окладников – основал институт археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук России 👇
Иркутск – город археологический. На его территории обнаружены десятки древних стоянок, поселений и могильников. Временной диапазон – от каменного века до средневековья.
В 1871 году в Иркутске археологи Ян Черский и Александр Чекановский обнаружили ПЕРВУЮ В РОССИИ палеолитическую стоянку. Её возраст – 28000 лет назад.
Стоянка «Военный госпиталь» была обнаружена при строительстве военного госпиталя и расположена на Маратовской (Колокольной) горе, возвышающейся над уровнем Ангары на 120 м.
На стоянке «Военный госпиталь» в Иркутске в 1871 году были сделаны следующие археологические находки:
- Каменные наконечники.
- Расколотая галька кварцита с выпуклым заострённым краем.
- Украшения-подвески из просверленных зубов благородного оленя.
- Изделия из бивня мамонта: цилиндрические «столбики» с биконическим просверленным отверстием в суженной середине, «кольца» разного диаметра, «сплюснутые шары», цилиндрические выпуклые «головки» с узкой шейкой.
- Кости первобытного быка, дикой лошади и крупных птиц.
- Остатки типичной палеолитической фауны: мамонта, быка-бизона, пещерного льва, древней лошади, благородного оленя-марала.
Но вся уникальная археологическая коллекция, не имевшая аналогов в России и в мире, погибла во время иркутского пожара в 1879 году.
Первые археологические раскопки китойской культуры относятся к 80-м годам XIX века, на разных этапах в них принимали участие учёные: Б. Э. Петри, А. П. Окладников, М. М. Герасимов, Г. И. Медведев, М. П. Аксёнов, В. И. Базалийский, Н. А. Савельев. За всё время этих раскопок были исследовано 71 захоронение (данные от 2021 года).
Китойцы — так археологи называют представителей культуры неолитических охотников-собирателей, живших в Прибайкалье в эпоху неолита (конец VI — середина V тыс. до н. э.). Название дано по наименованию реки Китой, где впервые были найдены могилы этих племён.
Сначала китойцы жили на западном берегу Байкала, а затем перебрались в Забайкалье. Большая часть захоронений сосредоточена в устьях саянских притоков реки Ангары.
Генетический анализ даёт возможность предположить, что «китойцы» являются далёкими предками коренных народов Кореи, Японии и генетически родственны индейцам Северной Америки. Отсюда выводы о том, что место современного расположения Иркутска было неким перекрёстком, откуда древние люди переселялись на Восток и в Северную Америку. Подробнее о генетике тут 👇
Кости погребённых китойцы посыпали охрой. Исследователи полагают, что красная охра ассоциировалась с кровью мёртвых.
Читала на форумах на тему погребальных ритуалов, что красная охра, посыпанная на кости, теоретически означала кровь, придающую силу усопшему в загробном мире.
А вот так предположительно китойцы выглядели 👇
Среди памятников эпохи неолита и бронзового века выделяется «Глазковский некрополь», первые сведения о котором появились в 1887 году.
Он расположен в районе Кайской горы на левом берегу реки Ангары, на месте впадения в неё Иркута. Основная часть находится на территории парка Парижской коммуны в районе Глазково Свердловского округа Иркутска. Это единственный сохранившийся в центре города некрополь.
За время ведения этого канала сталкивалась с комментариями подписчиков, мол, Иркутск – город на костях. Эти реплики, кстати, ещё больше «роднят» Иркутск с Санкт-Петербургом, о котором так говорят ещё чаще. Центры городов действительно похожи. Но в самом Питере исследователи не обнаружили древних стоянок. В этом плане кости Иркутска считаю скорее уникальностью города, который старше Петербурга, а не поводом для негатива. И вообще считаю, что многие города мира стоят на костях, что обусловлено историей развития человечества, военными конфликтами, религиозными традициями и изменениями урбанистического ландшафта в динамике лет. Просто где-то хорошо покопали, а где-то и не брались за это дело))
Глазковцы жили около 5000 лет назад. Это монголоидные древнетунгусские племена бронзового века, которые жили в Прибайкалье, Приангарье, в верховьях Лены и в низовьях Селенги.
Их основными занятиями были, как можно догадаться, рыболовство, охота и собирательство. Для рыбалки они использовали гарпуны, каменные приманки в виде мелких рыбок, плели сети из крапивы с каменными грузилами. Для охоты делали копья, луки, ножи треугольной формы и топоры, заострённые с двух сторон. В быту использовали глиняные горшки и переносные колыбели для младенцев, шили распашную одежду.
По данным учёных, носители глазковской культуры были предками эвенков и других тунгусо-маньчжурских народов.
Давайте посмотрим на лица «первых иркутян» 👇
Изучение объектов, связанных с освоением Сибири русскими – довольно молодое направление в археологии. На II Всероссийском археологическом съезде, проходившем с 20 по 25 октября 2008 года в г. Суздаль, это направление было обозначено как археология Московского государства и Российской империи.
Было отмечено возрастание общественного интереса к материальному контексту недавнего прошлого, которое нуждается в исторической реконструкции.
В 2011 году в Иркутске была издана книга, аналогов которой в мире нет. Это альбом графических реконструкций «Лица первых иркутян» издательства «Амтера».
На 84 страницах мы найдём портреты полусотни иркутян XVIII века. Материалы для реконструкций получены благодаря раскопкам и междисциплинарным исследованиям иркутских некрополей XVIII века: Спасского, Владимирского и Крестовоздвиженского.
Над альбомом «Лица первых иркутян» трудились археологи кафедры археологии, этнологии, истории древнего мира исторического факультета ИГУ и специалисты Института этнологии и антропологии РАН.
Посмотреть альбом можно тут.
Портретные реконструкции выполнены по методу восстановления лица по черепу, разработанному российским антропологом и археологом – иркутянином М. М. Герасимовым (о нём упоминала в начале статьи).
Михаил Герасимов задумался над возможностью восстановления облика человека ещё в начале своей археологической практики. Изначально учёный ставил перед собой задачу передать черты определённого антропологического типа, но позже пришёл к выводу, что можно воспроизводить индивидуальные черты облика.
Герасимов провёл исследования, изучая строение скелетов головы различных расовых типов, людей разного пола и возраста. Учёный замерял толщину мягких покровов на спилах замороженных голов трупов, подробно изучал места крепления мышц и связок, препарируя глазную и носовую области лица.
Метод Герасимова основан на том, что толщина мягких тканей (кожи, мышц лица и т. д.) зависит от микро- и макрорельефа черепа. Учёный разработал основные этапы портретной реконструкции: анализ черепа, графическая реконструкция, скульптурное воспроизведение головы, работа над портретом с учётом исторических сведений. Метод Герасимова не предполагал 100% точности.
Посмотреть фильм «Первые иркутяне» можно здесь (33 минуты)👇
А теперь моё небольшое интервью с автором фильма Вадимом Алтуховым.
Доводилось ли вам во время съёмки фильма «Первые иркутяне» держать обнаруженные во время раскопок вещи, останки? Если да, то было ли что-то, что вас впечатлило?
Вообще-то я – археолог. Со стажем 32-х лет экспедиций. Держал в руках сотни артефактов древнего человека. А вот на съёмках фильма «Первые иркутяне» держался только за видеокамеру. Нательные кресты, кожаная обувь, археологический текстиль и, конечно же, костяки погребённых – всё это вскрывали в медицинских перчатках. Техника безопасности раскопок объектов этого времени предполагает возможность заражения от пандемических болезней 18 века: чумы, холеры, проказы. Вакцин тогда ведь не было.
Сколько времени заняли подготовка сценария, съёмки фильма, монтаж? Сколько локаций во время съёмок пришлось посетить?
Сценария как такового не было. Были съёмки хроники 2008, 2009, 2011 годов на раскопках. Были съёмки камеральных работ в Лаборатории археологии ИГУ, интервью 2016 года с участниками земляных работ. Всё это складывалось «в стол», пока не ёкнуло! Нужен фильм! Пора! Отснятого материала достаточно. И родилась идея, и родился сценарий, и родился ФИЛЬМ!
Что было самым сложным во время работы над фильмом и почему?
Сложностей не было от слова «вообще». Когда сюжет об археологических изысканиях снимает оператор с образованием археолога, пазл складывается на «пять». Никаких журналистских фантазий, правильно подобранная терминология в закадровом тексте, корректная оценка научных выводов – всё это было воспринято коллегами, как своё, родное.
Были ли курьёзные эпизоды съёмок?
Сейчас вспомню! Один год снимали в зимний период. Построили теплицы, поставили тепловые пушки. Но всё не то! Холодно. И старшие товарищи нет-нет, да принимали на грудь. Я интервью брать, а у археолога язык «застревает». Надеюсь, зритель в фильме этого не заметил!
Что нового для себя вы узнали в процессе работы над этим фильмом?
Раскопки православных погостов в городе Иркутске само по себе – новое в нашей археологической практике. Важно понять, что археологи не самовольно стали вскрывать кладбища первых иркутян. До выхода закона, раньше, например в 1960–80-е годы, подобные объекты шли «под нож» экскаватора. Я сам был тому свидетель в студенческие годы. Своим фильмом я попытался показать необходимость СПАСАТЕЛЬНЫХ работ подобных объектов. И не только для науки. Результатом иркутской экспедиции стало перезахоронение останков первых иркутян. До этого археологи Сибири не раскапывали объекты XVII–XVIII веков. Это новое направление.
А завершу статью скриншотом текста песни «Со Святой Руси, Руси-матушки» из спектакля «Яков Похабов». Слова пришлись по душе! (В фильме Вадима Алтухова эту песню можно послушать, звучит эпически) 👇