Музей охотоведения Института управления природными ресурсами Иркутска – просто находка для охотников, биологов и любознательных людей.
Я не очень понимаю в охоте, зато очень люблю музеи. Этот визит получился особенно удачным, потому что музей находится в здании Иркутского государственного аграрного университета имени А. А. Ежевского. Так что я одним глазком заглянула ещё и в alma mater биологов, агрономов и ветеринаров.
Александр Александрович Ежевский — советский госдеятель, министр тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР (1980–1988), Герой Социалистического Труда.
Имя А. А. Ежевского прижизненно (в 2014 году) присвоено Иркутскому государственному аграрному университету.
Перед учебным корпусом факультета охотоведения этого вуза, если стоять лицом ко входу, справа – бронзовая скульптура охотника с оленёнком и собакой (образ реального иркутского биолога-охотоведа Семёна Устинова), слева – скульптура Владимира Ленина.
А ещё я обнаружила рыжую белочку на внешней стене вуза.
Это белка Лиза. Она сделана из вторсырья (4 кг вторичного пластика = 142 бутылки объёмом 0,5 л) в рамках проекта «Тайны Иркутска. Культурный код» благотворительного фонда «Подари планете жизнь». А Лизой её назвали потому, что она на здании бывшего Сиропитательного дома Елизаветы Медведниковой – ПЕРВОГО в Сибири учебного заведения для девочек.
Сиропитательный дом Елизаветы Медведниковой был открыт в 1838 году и функционировал до 1920 года. При нём была своя хлебопекарня, молочное хозяйство, огород, швейная мастерская, хорошая библиотека с коллекцией учебных пособий. Девочек тут обучали грамоте и ремёслам, в том числе дочерей декабристов: Владимира Раевского, Вильгельма Кюхельбекера, Николая Лисовского, Владимира Бечасного, Христофора Дружинина. Выпускницы становились швеями, прачками, гувернантками, приказчицами, экономками, фельдшерицами.
То есть это место уже почти 200 лет заряжено созидательной энергетикой познания и саморазвития.
Долго на улице торчать не стала, почитала информационный стенд и пошла в вуз. Там, на втором этаже, моя цель. С максимально интеллигентным видом прошла мимо охраны, озвучив, мол, иду в музей. Поднялась по широкой лестнице. На втором этаже шли пары.
В музей посетителям можно до 16 часов. Перед тем, как заявиться сюда, я позвонила по номеру, который нашла в сообществе музея в VK.
Повторюсь, учреждение внутри действующего вуза, поэтому лучше уточнить сначала, готовы ли вас принять, чтобы потом не было каких-то разочарований и психологических травм.
И да, если вид чучел, распластанных шкур и клыкастых черепов вас (или ваших деток) смущает, лучше воздержаться от посещения музея.
По выставочным залам. Их тут четыре:
- Звери
- Птицы
- Этнография и быт охотников
- Бушмены Намибии и аномалии животных
Фонды музея насчитывают 1130 экспонатов, бОльшая часть которых – работы студентов и выпускников факультета охотоведения.
Птиц представлено так много, что я поначалу немного опешила: клювы, крылья, перья, яйца – всё смешалось перед глазами и в голове. Поэтому в идеале ходить по экспозициям в сопровождении смотрителя музея Алексея Зырянова. Спокойно и чётко он разложит по вашим ментальным полочкам всех птичек и зверушек и ответит даже на такой дурацкий вопрос, как:
Может ли бОбр удержать в зубах соболя? 🤣
Да-да, так я Алексея и спросила))
Этот вопрос не давал мне покоя ещё в той статье, где я исследовала происхождение загадочного Бабра на гербе Иркутска 👇
И смотритель музея сначала, конечно, постарался не рассмеяться, а потом показал мне и череп бобра, и шкуры бобра и соболя. Вот они, на фото.
Так что да, бобр мог бы держать в пасти соболя. Только другой вопрос: зачем?!)))
Ладно, хватит с меня дурацких вопросов. Пойдём в зал напротив – там можно посмотреть на одежду, предметы быта и инструменты охотников и рыбаков.
Особенно интересны орудия охоты и оленеводства. В коллекции, собранной В. Г. Богоразом и В. И. Иохельсоном, есть предметы, которые характеризуют жизнь северных народов. Некоторые такие предметы я описывала в статье про ямальских оленеводов.
Тут можно увидеть образцы предметов быта и элементы одежды. Ещё в помещении целый охотничий домик! В него можно заходить.
А ещё тут коллекция капканов, печатных машинок и фотоаппаратов! Ведь фотоохота – это тоже охота)))
Отсюда мы выходим и идём по коридору направо – мимо коллекции черепов и рогов.
В помещениях музея поддерживаются правильные влажность и температура для сохранности черепов и чучел.
А нас ждёт самый большой зал: «Звери».
Этот зал примечателен тем, что некоторые экспонаты можно трогать! Детям эта тема особенно нравится)))
Ещё есть игра с кубиками для малышей.
И много-много чучел.
Муж возвращается с охоты.
— Как охота, дорогой?
— Месяц не будем покупать мясо.
— Неужели лося завалил?!
— Да не-е-е… Зарплату пропил.
Отсюда я вернулась по коридору ко входу музея и прошла направо. Тут зал с двумя крупными уникальными для Восточной Сибири экспозициями: «Бушмены Намибии – последние охотники каменного века» и «Аномалии диких животных».
Эти коллекции подарил музею Готтлиб Польцер – учёный-триболог, охотник-путешественник, доктор технических наук.
Его биография весьма любопытна. Такие разносторонние люди – редкость! Будучи сыном потомственного украинского лесника и охотника, Готтлиб Польцер стал физиком и членом сразу двух российских общественных академий наук... А охота и охотоведение – это его страсть, которая крепко связала его с Россией. С Иркутском! Именно в этом городе учёный, охотник и путешественник издал свою книгу «Последние охотники каменного века». А ещё он стал почётным профессором аграрного университета Иркутска. Он восхищался городом и Восточной Сибирью, местными природой и людьми.
Справа от входа коллекция Польцера, которая погружает нас в быт охотников Намибии: ритуальные ножи, амулеты, сумки и оружие бушменов – коренных жителей Африки.
Слева от входа в зал чучела, на которые смотришь и понимаешь: с ними что-то не так. Причём с некоторыми откровенная «жесть», а с некоторыми надо поиграть в Шерлока Холмса и проявить дедукцию.
Польцер объездил весь мир в поисках аномальных рогов и явлений живой природы. В его коллекции — десятки отклонений от норм развития, вызванных генетическим сбоем. Среди экспонатов коллекции — козёл с четырьмя рогами, африканский буйвол с пятой ногой, выросшей на загривке, редкий гибрид фазана и тетерева.
Мне вглядываться в эти экспонаты не особо хотелось... Некоторые жутковаты. Но если вы не такие нежные, то обязательно посетите этот зал природной «Кунсткамеры», там такие зверушки, что нейросетям с их любовью к лишним пальцам и не снилось))
За билет в 250 ₽ (льготникам – бесплатно) вы получите море впечатлений от музея! Ещё можно на память приобрести магниты и брелоки с изображением животных.
Музей ИУПР можно посещать организованными группами от 10 до 25 человек – из детсадов, школ, учебных заведений, компаний, организаций.
В марте старшеклассники Вальдорфской школы приходили в музей писать эскизы с чучел животных. Художникам точно будет полезно посетить учреждение – натуры и природной палитры тут хватает!
На обзорном видео покажу, какой богатый на рога и клыки этот музей и каким малышариком рождается медвежонок 👇