Найти в Дзене
ЛЮДМИЛА СЕРБИНА

"Камень-компаньон" - это Игра?

В последнее время становятся популярными Такие «камни-компаньоны». Камешек наделяется человеческими чертами, что не является ни новым, ни патологическим. Дети испокон веков играли с палками-лошадками и разговаривали с куклами. 🚗 Для взрослых ритуал общения с автомобилем — из той же категории. Ключевой вопрос не в объекте, а в качестве и содержании отношений, которые человек выстраивает с этим символом. 🧸 В психологии развития хорошо известна идея Дональда Винникотта, британского психоаналитика, концепция переходного объекта и переходного пространства — это первая «не-я» вещь (плюшевый мишка, одеяло), через которую ребёнок учится выстраивать отношения с внешним миром, справляться с тревогой и сепарацией. В этом ключе «камень-компаньон» может выполнять схожую функцию: 📎 Например проявление заботы, когда о камушке заботятся.
📎 С ним можно Безопасно репетировать отношения, проявляя по отношению к нему эмпатию, привязанность и заботу. Где проходит граница нормы? 📎 Беспокойство не самой

В последнее время становятся популярными Такие «камни-компаньоны».

Камешек наделяется человеческими чертами, что не является ни новым, ни патологическим. Дети испокон веков играли с палками-лошадками и разговаривали с куклами.

🚗 Для взрослых ритуал общения с автомобилем — из той же категории. Ключевой вопрос не в объекте, а в качестве и содержании отношений, которые человек выстраивает с этим символом.

🧸 В психологии развития хорошо известна идея Дональда Винникотта, британского психоаналитика, концепция переходного объекта и переходного пространства — это первая «не-я» вещь (плюшевый мишка, одеяло), через которую ребёнок учится выстраивать отношения с внешним миром, справляться с тревогой и сепарацией. В этом ключе «камень-компаньон» может выполнять схожую функцию:

📎 Например проявление заботы, когда о камушке заботятся.
📎 С ним можно Безопасно репетировать отношения, проявляя по отношению к нему эмпатию, привязанность и заботу.

Где проходит граница нормы?

📎 Беспокойство не самой игрой с камнем, а потенциальными искажениями в его использовании. Тревогу должно вызывать не то, что ребёнок наделяет камень свойствами живого, а следующее:

📎 Ребёнок полностью замещает общение со сверстниками и семьёй общением с камнем, уходя в вымышленный мир и разрывая социальные связи.

📎 Ребёнок не просто фантазирует, а начинает верить в «оживление» камня настолько буквально, что это вызывает у него иррациональные страхи (например, что камень может умереть, заболеть, отомстить), с которыми он не может справиться.

Роль взрослого родителя или психолога здесь это переориентация.

📎 Легитимировать игру:
«Я понимаю, что твой камень сегодня «грустит», это интересная игра. Давай подумаем, почему нам может быть грустно по-настоящему?».

📎 Камень может стать «посредником» для обсуждения реальных чувств и проблем ребёнка: «А что бы твой компаньон посоветовал тебе сделать, когда ты злишься?».

📎 Не поддерживать патологические убеждения: Если фантазия перерастает в навязчивую идею, мягко возвращать ребёнка в реальность.

✅«Камень-компаньон» — это нейтральный инструмент. Его воздействие на психику, особенно детскую, целиком зависит от того, как его используют. Он может стать безобидной игрушкой или даже полезным терапевтическим посредником. В условиях дефицита живого общения и родительского внимания он действительно может компенсировать нехватку тепла, но не стоит винить в этом камень — корень проблемы лежит гораздо глубже.