Найти в Дзене

Почему дети а утизмом могут не реагировать на своё имя?

Оглавление

К нам поступил вопрос

«Столкнулась с проблемой: сыну 2 года, а он не реагирует на своё имя. Почему это может быть? Поделитесь советами, как научить его отзываться!»

Отвечаем 🙌

Почему дети могут не реагировать на свое имя?

🔻 Различия в сенсорной обработке. Дети с аутизмом нередко сталкиваются с затруднениями в отсеивании посторонних шумов или испытывают перегрузку от определённых звуковых раздражителей, что делает для них непростой задачей выделить как речь человека в целом среди общего фона, так и в потоке звучащей речи своё собственное имя.

🔻 Нарушения концентрации внимания. Они способны погружаться в любимые занятия или интересы с такой глубиной (гиперфокусировка), что внешние звуки проходят мимо их восприятия, оставаясь незамеченными и неусвоенными. Это как взрослый, читая книгу или делая какую-то работу увлеченно, может не заметить обращенного к нему вопроса или приглашения пойти перекусить.

🔻 Нарушения коммуникации. Некоторые дети с аутизмом могут не до конца осознать социальное значение своего имени или понять, что обращение по имени служит приглашением к общению и взаимодействию с окружающими.

🔻 Нарушения рецептивной речи. У них могут возникать трудности в восприятии и постижении устной речи, даже в отношении своего собственного имени.

🔻 Негативные ассоциации. В случае, если имя ребёнка нередко применяется в негативном контексте, например, для предъявления требований или указаний на ошибки, он может невольно связать его с неприятными эмоциями и постепенно научиться игнорировать его призывы.

Как развить этот навык?

1️⃣ Перестаньте злоупотреблять именем. Сократите частоту обращения по имени, особенно в момент озвучивания инструкций или выражении недовольства, дабы предотвратить его ассоциацию с опытом негативного характера (Просто «Кушать» вместо «Сережа, садись кушать»; «Грязно!» вместо «Кто это натворил, Сережа?» и т.д.)

Создавайте позитивные ассоциации:

▫️ Связывайте имя с любимыми занятиями: называйте имя малыша перед началом увлекательного дела, желанной игрушкой или приятным физическим вознаграждением, таким как тёплые объятия или нежная щекотка.

▫️ Используйте позитивное подкрепление: восхваляйте, награждайте хлопком ладони (дай пять!) или дарите небольшую награду (поощрение) немедленно после того, как ребенок отзовётся.

2️⃣ Сначала привлеките его внимание. Прежде чем позвать ребёнка по имени, попытайтесь установить зрительный контакт или захватить его внимание, нежно прикоснувшись или издав негромкий звук, чтобы убедиться в его готовности к восприятию.

3️⃣ Будьте последовательны и терпеливы. Практикуйте это регулярно в спокойной обстановке, ибо ребёнку потребуется время и многократные повторения, чтобы укрепить связь между своим именем и благоприятным исходом.

А вы на своих занятиях работаете над откликом на имя? Какие приёмы помогают вам развивать этот навык у детей?

#ИПАП #инклюзия #АВА #АВАтерапия #развитиеребенка #РАС #ОВЗ #PECS #аутизм