Найти в Дзене
Понятная Авиация

Двигатель SaM-146 самолета SSJ100 (RRJ95)

Разберемся, что из себя представляет двигатель SaM-146. В мире гражданской авиации этот малыш очень неплохо смотрится на фоне своих коллег. Если сравнивать его с двигателями самолетов Airbus 320 и Boeing 737, то можно сделать неоднозначный вывод: При достаточно большом весе в 2,2 тонны, он выдает немного менее 8 тонн тяги. При этом CFM56 (Airbus 320, Boeing 737) при 2,4 тонны веса тянет от 12 до 15 тонн 😱.  Т.е. разница в весе всего в 200 кг, а тяга меньше в 1,5-2 раза. Соответственно, и самолет SSJ100 может перевозить 75-100 пассажиров, а Airbus 320 или Boeing 737 — 140-220 чел.  Так в чем де дело? Зачем такой, на первый взгляд, неэффективный двигатель? И тут мы уходим в экономику. В региональных важна не только пассажировместимость, но и конкурентоспособность с другими видами транспорта. Вы не хотите ждать весь день, чтобы наполнился огромный самолет из Москвы в Питер, например. Вы хотите улететь в 14:00 и быть там в 15:30. Именно к в это время. Здесь авиации приходится конку

SaM146
SaM146

Разберемся, что из себя представляет двигатель SaM-146. В мире гражданской авиации этот малыш очень неплохо смотрится на фоне своих коллег.

Если сравнивать его с двигателями самолетов Airbus 320 и Boeing 737, то можно сделать неоднозначный вывод:

При достаточно большом весе в 2,2 тонны, он выдает немного менее 8 тонн тяги.

При этом CFM56 (Airbus 320, Boeing 737) при 2,4 тонны веса тянет от 12 до 15 тонн 😱. 

Т.е. разница в весе всего в 200 кг, а тяга меньше в 1,5-2 раза.

Соответственно, и самолет SSJ100 может перевозить 75-100 пассажиров, а Airbus 320 или Boeing 737 — 140-220 чел. 

Так в чем де дело? Зачем такой, на первый взгляд, неэффективный двигатель?

И тут мы уходим в экономику. В региональных важна не только пассажировместимость, но и конкурентоспособность с другими видами транспорта.

Вы не хотите ждать весь день, чтобы наполнился огромный самолет из Москвы в Питер, например. Вы хотите улететь в 14:00 и быть там в 15:30. Именно к в это время.

Здесь авиации приходится конкурировать сразу с несколькими видами транспорта. Поэтому тут важно иметь самолет с оптимальным отношением вместимости к минимально возможным затратам на ТО и топливо.

Почему бы тогда не использовать готовые, проверенные двигатели CFM56 от Airbus 320 или Boeing 737?

Первый ответ на поверхности — маленький самолет не может иметь двигатель с большим диаметром. Диаметр даже маленького CFM56 на B737 больше 1,5 метра, при том, что SaM-146 чуть превышает 1,2 метра! Посмотрите информацию длина против диаметра, тогда станет понятнее и причина его продолговатой формы.

Но, этого мало. Вторая и не менее важная причина — он имеет хороший запас тяговооруженности для взлета с коротких взлетно-посадочных полос в региональных аэропортах. SSJ100 весит почти в 3 раза меньше Airbus 320, а по мощности двигателей уступает всего в 1,5-2 раза!

Ну и третья причина, выходящая из второй — надежность в условиях частого изменения режимов (частых взлетов и посадок).

Так что хотя двигатель и мелковат, но достаточно дерзок😎🦾!

Двигатель SaM146 на самолете SSJ100
Двигатель SaM146 на самолете SSJ100

А теперь давайте детально сравним эти двигатели

Конечно, давайте проведем детальное сравнение этих трех турбовентиляторных двигателей. Важно сразу отметить, что они относятся к разным классам и созданы для разных самолетов, поэтому прямое сопоставление не всегда корректно, но очень показательно.

Краткая характеристика:

  • SaM146 — двигатель для региональных самолетов (Sukhoi Superjet 100). Разработка совместного предприятия PowerJet (Safran Aircraft Engines, Франция + НПО "Сатурн", Россия).
  • CFM56-5B — двигатель для самолетов семейства Airbus A320ceo (основной для A319/A320/A321). Разработка CFM International (совместное предприятие GE Aviation, США и Safran Aircraft Engines, Франция).
  • CFM56-7B — двигатель для самолетов семейства Boeing 737 Next Generation (основной для B737-600/-700/-800/-900). Разработка CFM International.

1. Тяга и класс двигателя

  • SaM146 — двигатель регионального класса с тягой до 17 500 фунтов. Он создан для самолета на 75-100 пассажиров с меньшей взлетной массой.
  • CFM56-5B и -7B — двигатели магистрального класса для узкофюзеляжных самолетов на 130-220 пассажиров. Их тяга значительно выше.

Вывод: По тяге CFM56 — это более мощные двигатели другого весового класса.

2. Экономичность (Удельный расход топлива - SFC)

  • SaM146 имеет наивысший (худший) показатель SFC. Это объясняется тем, что он был разработан на 10-15 лет позже основных модификаций CFM56, но не стал революционно экономичнее. Его цель — надежная работа в условиях частых взлетов-посадок региональных рейсов.
  • CFM56-5B и -7B очень близки по экономичности, но -5B часто имеет немного лучшие показатели благодаря большей степени двухконтурности и степени повышения давления, что делает его одним из самых экономичных в своем классе на момент создания.

Вывод: Несмотря на более позднюю разработку, SaM146 не превосходит по топливной эффективности двигатели магистральных самолетов, что логично, учитывая разницу в классе и приоритетах разработки.

3. Степень двухконтурности (Bypass Ratio)

Это ключевой параметр, влияющий на экономичность и шум.

  • SaM146 имеет умеренную степень двухконтурности (~4.4). Для регионального самолета важна не только экономичность, но и компактность двигателя (меньший диаметр) для работы на грунтовых ВПП и избежания заклинивания фюзеляжем.
  • CFM56-5B — лидер в этом сравнении (до 6.0). Это одна из причин его выдающейся экономичности.
  • CFM56-7B имеет меньшую степень двухконтурности (~5.1), чем -5B, что связано с конструкцией планера Boeing 737. У 737NG низкая посадка шасси, поэтому потребовался двигатель с меньшим диаметром вентилятора, чтобы он поместился под крылом.

Вывод: CFM56-5B — самый "передовой" по аэродинамике в этой тройке. Конструкция CFM56-7B — это компромисс с геометрией самолета.

4. Шумность

Все три двигателя соответствуют строгим нормам Главы 4 ICAO.

  • SaM146 позиционировался как очень тихий двигатель для своего класса, что было важным маркетинговым преимуществом.
  • CFM56-7B имеет наилучшие заявленные показатели по снижению шума (на 15-20 дБ ниже норм Главы 4) благодаря усовершенствованным саблевидным лопаткам вентилятора и акустическим материалам.
  • CFM56-5B также является очень тихим двигателем.

Вывод: Хотя все двигатели тихие, CFM56-7B, как самый "молодой" в семействе CFM56, имеет лучшие акустические характеристики.

Резюмируем

Двигатель Сильные стороны Слабые стороны / Особенности

SaM146 Создан "с нуля" для своей ниши, оптимизирован для работы SSJ-100, хорошая тяговооруженность для взлета с коротких ВПП. Уступает в абсолютной топливной эффективности двигателям более крупного класса. Зависимость от иностранных компонентов.

CFM56-5B Эталон экономичности в своей группе, высокая степень двухконтурности, надежность, проверенная временем. Более старый дизайн по сравнению с современными двигателями (LEAP, PW1000G).

CFM56-7B Оптимальный компромисс между экономичностью, тягой и геометрическими ограничениями Boeing 737NG. Отличные шумовые характеристики. Уступает -5B в абсолютной экономичности из-за меньшей степени двухконтурности.

Общий вывод: Сравнивать SaM146 с CFM56-5B/7B — это как сравнивать мощный кроссовер с магистральными тягачами. Они для разных задач. CFM56 — это двигатели-легенды, которые определяли развитие магистральной авиации на протяжении 30 лет. SaM146 — это нишевой, достаточно успешный продукт для своего класса, который, однако, не смог достичь такой же абсолютной эффективности и, что важнее, рыночного успеха, как его "старшие" конкуренты.