Разберемся, что из себя представляет двигатель SaM-146. В мире гражданской авиации этот малыш очень неплохо смотрится на фоне своих коллег.
Если сравнивать его с двигателями самолетов Airbus 320 и Boeing 737, то можно сделать неоднозначный вывод:
При достаточно большом весе в 2,2 тонны, он выдает немного менее 8 тонн тяги.
При этом CFM56 (Airbus 320, Boeing 737) при 2,4 тонны веса тянет от 12 до 15 тонн 😱.
Т.е. разница в весе всего в 200 кг, а тяга меньше в 1,5-2 раза.
Соответственно, и самолет SSJ100 может перевозить 75-100 пассажиров, а Airbus 320 или Boeing 737 — 140-220 чел.
Так в чем де дело? Зачем такой, на первый взгляд, неэффективный двигатель?
И тут мы уходим в экономику. В региональных важна не только пассажировместимость, но и конкурентоспособность с другими видами транспорта.
Вы не хотите ждать весь день, чтобы наполнился огромный самолет из Москвы в Питер, например. Вы хотите улететь в 14:00 и быть там в 15:30. Именно к в это время.
Здесь авиации приходится конкурировать сразу с несколькими видами транспорта. Поэтому тут важно иметь самолет с оптимальным отношением вместимости к минимально возможным затратам на ТО и топливо.
Почему бы тогда не использовать готовые, проверенные двигатели CFM56 от Airbus 320 или Boeing 737?
Первый ответ на поверхности — маленький самолет не может иметь двигатель с большим диаметром. Диаметр даже маленького CFM56 на B737 больше 1,5 метра, при том, что SaM-146 чуть превышает 1,2 метра! Посмотрите информацию длина против диаметра, тогда станет понятнее и причина его продолговатой формы.
Но, этого мало. Вторая и не менее важная причина — он имеет хороший запас тяговооруженности для взлета с коротких взлетно-посадочных полос в региональных аэропортах. SSJ100 весит почти в 3 раза меньше Airbus 320, а по мощности двигателей уступает всего в 1,5-2 раза!
Ну и третья причина, выходящая из второй — надежность в условиях частого изменения режимов (частых взлетов и посадок).
Так что хотя двигатель и мелковат, но достаточно дерзок😎🦾!
А теперь давайте детально сравним эти двигатели
Конечно, давайте проведем детальное сравнение этих трех турбовентиляторных двигателей. Важно сразу отметить, что они относятся к разным классам и созданы для разных самолетов, поэтому прямое сопоставление не всегда корректно, но очень показательно.
Краткая характеристика:
- SaM146 — двигатель для региональных самолетов (Sukhoi Superjet 100). Разработка совместного предприятия PowerJet (Safran Aircraft Engines, Франция + НПО "Сатурн", Россия).
- CFM56-5B — двигатель для самолетов семейства Airbus A320ceo (основной для A319/A320/A321). Разработка CFM International (совместное предприятие GE Aviation, США и Safran Aircraft Engines, Франция).
- CFM56-7B — двигатель для самолетов семейства Boeing 737 Next Generation (основной для B737-600/-700/-800/-900). Разработка CFM International.
1. Тяга и класс двигателя
- SaM146 — двигатель регионального класса с тягой до 17 500 фунтов. Он создан для самолета на 75-100 пассажиров с меньшей взлетной массой.
- CFM56-5B и -7B — двигатели магистрального класса для узкофюзеляжных самолетов на 130-220 пассажиров. Их тяга значительно выше.
Вывод: По тяге CFM56 — это более мощные двигатели другого весового класса.
2. Экономичность (Удельный расход топлива - SFC)
- SaM146 имеет наивысший (худший) показатель SFC. Это объясняется тем, что он был разработан на 10-15 лет позже основных модификаций CFM56, но не стал революционно экономичнее. Его цель — надежная работа в условиях частых взлетов-посадок региональных рейсов.
- CFM56-5B и -7B очень близки по экономичности, но -5B часто имеет немного лучшие показатели благодаря большей степени двухконтурности и степени повышения давления, что делает его одним из самых экономичных в своем классе на момент создания.
Вывод: Несмотря на более позднюю разработку, SaM146 не превосходит по топливной эффективности двигатели магистральных самолетов, что логично, учитывая разницу в классе и приоритетах разработки.
3. Степень двухконтурности (Bypass Ratio)
Это ключевой параметр, влияющий на экономичность и шум.
- SaM146 имеет умеренную степень двухконтурности (~4.4). Для регионального самолета важна не только экономичность, но и компактность двигателя (меньший диаметр) для работы на грунтовых ВПП и избежания заклинивания фюзеляжем.
- CFM56-5B — лидер в этом сравнении (до 6.0). Это одна из причин его выдающейся экономичности.
- CFM56-7B имеет меньшую степень двухконтурности (~5.1), чем -5B, что связано с конструкцией планера Boeing 737. У 737NG низкая посадка шасси, поэтому потребовался двигатель с меньшим диаметром вентилятора, чтобы он поместился под крылом.
Вывод: CFM56-5B — самый "передовой" по аэродинамике в этой тройке. Конструкция CFM56-7B — это компромисс с геометрией самолета.
4. Шумность
Все три двигателя соответствуют строгим нормам Главы 4 ICAO.
- SaM146 позиционировался как очень тихий двигатель для своего класса, что было важным маркетинговым преимуществом.
- CFM56-7B имеет наилучшие заявленные показатели по снижению шума (на 15-20 дБ ниже норм Главы 4) благодаря усовершенствованным саблевидным лопаткам вентилятора и акустическим материалам.
- CFM56-5B также является очень тихим двигателем.
Вывод: Хотя все двигатели тихие, CFM56-7B, как самый "молодой" в семействе CFM56, имеет лучшие акустические характеристики.
Резюмируем
Двигатель Сильные стороны Слабые стороны / Особенности
SaM146 Создан "с нуля" для своей ниши, оптимизирован для работы SSJ-100, хорошая тяговооруженность для взлета с коротких ВПП. Уступает в абсолютной топливной эффективности двигателям более крупного класса. Зависимость от иностранных компонентов.
CFM56-5B Эталон экономичности в своей группе, высокая степень двухконтурности, надежность, проверенная временем. Более старый дизайн по сравнению с современными двигателями (LEAP, PW1000G).
CFM56-7B Оптимальный компромисс между экономичностью, тягой и геометрическими ограничениями Boeing 737NG. Отличные шумовые характеристики. Уступает -5B в абсолютной экономичности из-за меньшей степени двухконтурности.
Общий вывод: Сравнивать SaM146 с CFM56-5B/7B — это как сравнивать мощный кроссовер с магистральными тягачами. Они для разных задач. CFM56 — это двигатели-легенды, которые определяли развитие магистральной авиации на протяжении 30 лет. SaM146 — это нишевой, достаточно успешный продукт для своего класса, который, однако, не смог достичь такой же абсолютной эффективности и, что важнее, рыночного успеха, как его "старшие" конкуренты.