Добрый день, мои друзья, читатели и подписчики! Сегодня я кратко расскажу об основных событиях, произошедших 17 марта 1943 года, в шестьсот тридцать четвёртый день Великой Отечественной войны. О событиях, произошедших накануне, можно почитать, перейдя на мою статью: Вторая Мировая: день за днём. 16 марта 1943 года. 633-й день Великой Отечественной войны+Часть 36:английский флот, сильнейший. Эпизод 2.
Продолжим!
На харьковском направлении (хронология здесь) 2-й танковый корпус СС быстро завершил свою перегруппировку и сосредоточился на севере от вновь захваченного города в месте шестидесятикилометрового разрыва советской полосы обороны, начав выступление на Белгород. Части РККА, находившиеся здесь из-за собственных больших потерь ничего противопоставить эсесовцам не могли, поэтому отступали.
Также отошли за реку Северский Донец на восток остатки 3-й танковой армии.
На южном участке фронта (хронология здесь) командиру 8-й гвардейской авиадивизии истребителей Д. П. Галунову присвоено генеральское звание.
Дмитрий Павлович родом из Тверской области. Изначально служил в пехоте, но затем перевёлся в ВВС. Неплохо проявил себя во время Гражданской войны в Испании, благодаря чему быстро вырос по служебной лестнице. На момент начала Великой Отечественной уже командир смешанной авиадивизии, а затем ВВС 21-й и 57-й армий. Действовал на южном участке фронта. Весной 1942-го принял 217-ю истребительную авиадивизию, вскоре переименованную в 8-ю гвардейскую, которая участвовала в обороне Северного Кавказа. Летом 1943-го командир 5-го авиакорпуса, также истребительного. С ним участвовал в Курской битве и в освобождении Украинской ССР. В начале 1945-го переведён на Дальний Восток замкомандующим 12-й воздушной армии, с которой громил японские войска. С наступлением мира в строю шестнадцать лет, дослужился до должности командарма, шесть лет провёл в Китае военсоветником при формировании ВВС этой страны, участвовал в Корейской войне. После отставки перевёлся в гражданскую авиацию. Кавалер тринадцати орденов. Генерал-лейтенант. Умер в 1990-м году.
Здесь же советская морская авиация Черноморского флота впервые начала постановку мин в Керченском проливе. Видимо командование РККА запланировало на ближайшее время новое наступление и мины нужны были для того, чтобы не допустить отступления главных сил ГА "А" в Крым. Если действительно это так, то на Кубани должно сосредоточиться в ближайшее время большое количество советских войск. На отвлекающий манёвр это было не похоже, поскольку как бы на Тамани ситуация не развивалась, немцам здесь помощи ждать неоткуда.
Также это было связано с тем, что разведка выявила о начале эвакуации на оккупированный полуостров тыловых служб Вермахта, незадействованного военного имущества и трофеев, но пока парализовать воздушными ударами их транспортировку не удавалось.
В советском ВМФ сменился начальник Главного штаба. Вместо адмирала В. А. Алафузова преемником стал адмирал Г. А. Степанов.
Георгий Андреевич родом из Ленинградской области. Кадровый офицер-моряк, после революции добровольцем вступил в РККФ, вскоре начал быстро расти по служебной лестнице. В конце 1920-х непродолжительное время командовал Черноморским флотом, после чего направлен на преподавательскую должность. Осенью 1941-го возглавил Беломорскую военную флотилию, основной задачей которой стала встреча и охранение прибывавших конвоев союзников, а также оборона побережья. В марте 1943-го и на протяжении года возглавлял главный штаб ВМФ. Снят с поста за потерю трёх эсминцев в один день осенью 1943-го, понижен в звании и должности до начальника управления по подготовке личного состава. В 1948-м попал вместе с бывшим наркомом ВМФ Н. Г. Кузнецовым в опалу, после чего под мнимым предлогом якобы за разглашение гостайны получил десять лет тюремного заключения. После смерти И. В. Сталина освобождён и реабилитирован, получил работу в историческом отделе. Кавалер трёх орденов. Вице-адмирал. Умер в 1957-м году.
В СССР командующий ВВС А. А. Новиков (о нём можно почитать перейдя по этой ссылке) получил воинское звание маршала авиации.
Он стал вторым после Н. Н. Воронова (артиллериста) маршалом рода войск со дня учреждения такого специального звания в феврале 1943-го года. Таким образом в вооружённых силах с начала Великой Отечественной два офицера стали маршалами родов войск, ещё два и лично И. В. Сталин Маршалами Советского Союза.
Опубликована очередная сводка Совинформбюро.
Утреннее сообщение:
В течение ночи на 17 марта наши войска вели бои на прежних направлениях.
Пленный унтер-офицер 14 роты 250 немецкого пехотного полка Карл Баум рассказал: «Русские партизаны действуют очень смело. Они совершают дерзкие налёты на наши тылы. За последнее время стало опасно ездить по железной дороге.
В районе Бобруйска наш поезд наскочил на мину. ′Паровоз и два вагона были разбиты. Недалеко от Брянска две недели тому назад произошла железнодорожная катастрофа, в результате которой погибло много солдат и офицеров. Мой земляк солдат 11 роты 350 полка мне сообщил, что среди убитых был и его командир роты обер-лейтенант Яндерс из города Вальденбурга. На участке железной дороги Унеча-Брянск партизанами пущено под откос много воинских эшелонов. Вдоль полотна валяется большое количество разбитых паровозов и вагонов».
Французские патриоты срывают принудительную отправку французских рабочих в Германию. В Лионе группа вооружённых французов разгромила немецкое бюро по вывозу рабочих и уничтожила все документы и списки. Десять молодых железнодорожников, подлежащих отправке в Германию, пришли в депо, вывели из строя несколько паровозов и скрылись. В районе Аннемаса из 425 человек, получивших предписание выехать в Германию, только 15 явились на сборный пункт. На ряде предприятий рабочие категорически отказались ехать на немецкие заводы и объявили забастовки в знак протеста против принудительной отправки в Германию.
Вечернее сообщение:
В течение 17 марта наши войска вели бои на прежних направлениях.
Наши лётчики в воздушных боях в течение дня сбили 24 немецких самолёта.
Пленный командир 1 роты 177 немецкого пехотного полка лейтенант Курт Пендель рассказал: «В прошлом году Гитлер поставил перед немецкой армией задачу захватить Волгу и Кавказ. Однако русские сорвали планы немецкого командования. После поражения немецких войск под Сталинградом в германской военной машине образовался надлом. Призрак окружённой и уничтоженной армии Паулюса преследует немецких солдат и офицеров. Многим на каждом шагу теперь мерещится окружение».
Отступая под ударами Красной Армии, немцы разрушают и сжигают города и сёла, отбирают у населения последние остатки продовольствия, одежду и наиболее ценные вещи, а жителей насильно угоняют в Германию. В деревне Потапово, Смоленской области, гитлеровцы дочиста ограбили колхозников, а всех крестьян под конвоем увели в тыл. В деревне Песочная, той же области, немцы приказали всем жителям явиться к определённому часу на сборный пункт для отправки в Германию. Чтобы избежать фашистского плена, крестьяне попрятались в землянках. Гитлеровские звери облили бензином двери землянок и подожгли их. В огне погибло 130 жителей, в том числе много женщин и детей.
(Написаны основные тезисы сводки. Материал взят с сайта. Ссылка: https://m.ok.ru/group/60037293932606/topic/154845165753662).
В этом материале я продолжаю свой краткий рассказ о военно-морском флоте Великобритании. Итак, Часть 36 Эпизод 3, поехали!
На фото: линкор "Дьюк оф Йорк".
Помимо отношению к линкорам и линейным крейсерам английское адмиралтейство в межвоенный период поняло, что морская авиация и соответственно авианосцы в самое ближайшее время будут иметь на море ключевое значение. Однако для них оказалась выбрана неправильная доктрина применения, при которой авианосцы должны были обнаруживать потенциального противника и наносить по нему предварительные удары, пока не подойдут линкоры, которые своим огнём его уничтожат.
Поэтому первые английские авианосцы были небольших размеров, имели ограниченные возможности и могли нести на себе самое большое около 40 самолётов.
На фото: авианосец "Фьюрис".
Именно Великобритания заложила первый в мире авианосец ("Гермес"), который строился именно как авианесущий корабль, а не перестраивался из линкора или крейсера, но сдан был позже первого японского "Хосё". После чего в состав Королевского флота вошли "Корейджес", "Фьюрис", "Глориес", "Аргус" и "Игл". Все они были построены в середине 1920-х. В 1938-м вступил в строй и новейший авианосец "Арк Ройал". Ещё один подобный корабль "Виндиктив" оказался крайне неудачным проектом и к началу Второй Мировой был уже переклассифицирован в плавмастерскую.
Таким образом к началу боевых действий англичане имели семь авианосцев, что было абсолютным преимуществом на Европейском театре боевых действий, поскольку в регионе ни одна другая страна не имела авианесущих кораблей вообще.
На фото авианосец "Арк Ройял" перед собственной гибелью.
Из них всю войну успешно провоевал только "Фьюрис", действовавший в основном на Средиземном море. Он вступил в строй в 1917-м году, изначально закладывался как лёгкий крейсер, постепенно перестраивался, когда взлётная палуба постепенно заменяла тяжёлое вооружение. В итоге полноценным авианесущим кораблём стал только в 1939-м году. В 1948-м как полностью выработавший свой ресурс отправлен на металлолом.
"Аргус" вступил в строй в 1918-м году и был уникальным на тот момент проектом, когда гражданское судно перестраивалось в авианосец. Однако такое решение сделало корабль слишком тихоходным и не подходящим для быстрых операций Второй Мировой. Несмотря на это активно эксплуатировался, но в конце 1942-го получил тяжёлое повреждение от удара Люфтваффе, после чего переведён в учебное судно. Сдан в чермет в 1946-м году.
На фото (на переднем плане в маскировочном окрасе): авианосец "Аргус".
Из всех остальных сначала погиб "Корейджес". Он вступил в строй в 1917-м году, но как линейный крейсер, поучаствовал в Первой Мировой войне. В середине 1920-х перестроен в авианосец. Потоплен немецкой подлодкой уже через две недели после начала Второй Мировой. Он стал первым погибшим надводным кораблём, потопленным с начала глобального конфликта.
Вторым ушедшим на дно английским авианосцем стал его собрат "Глориес", также вступивший в строй в 1917-м, пытавшийся эвакуировать из Норвегии свои сухопутные войска. Из-за отсутствия самого современного на тот момент навигационного оборудования нарвался на немецкие тяжёлые крейсеры и погиб от их огня в июне 1940-го.
На фото: "Корейджес" линейный крейсер, перестроенный в авианосец и погибающий. Галерею листайте вправо.
Далее погиб в конце 1941-го новейший "Арк Ройял". Об этом я уже рассказывал в данном материале.
Весной 1942-го отправлен на дно уже перебазированный в Индийский океан "Гермес". Об этом читайте здесь.
В августе 1942-го уничтожен и "Игл". Он закладывался как линкор в 1910-х, но впоследствии к середине 1920-х перестроен в авианосец. В начале Второй Мировой успел поучаствовать в конвоировании транспортных судов. Потоплен торпедой немецкой подлодки.
На фото: авианосец "Игл".
С началом мировой войны английское политическое и военно-морское командования поняли истинное значение авианосцев, поэтому начали ускоренные закладку и строительство целой группы новейших авианесущих кораблей. Так, благодаря чему в течение боевых действий были достроены, вступили в строй и выполняли задачи "Активити", "Формидебл", "Индомитебл", "Индефэтигебл", "Имплакейбл", "Илластриес", "Викториес" и "Юникорн", но уже имевшие на своих бортах до 70-ти самолётов каждый.
Авианосец "Юникорн" вступил в строй весной 1943-го. Участвовал в боевых действиях в Атлантическом океане, в Средиземном море, а затем был переведён в состав Тихоокеанской группировки союзников. Однако он прославился тем, что стал первым в мире авианосцем, который помимо несения на себе нескольких десятков боевых самолётов мог ещё их и ремонтировать, одновременно являясь морской самоходной авиарембазой. В металлолом отправлен в 1959-м году.
Все остальные авианосцы прошли войну и были списаны в середине 1950-х. Лишь два из них в другое время. Служба "Формидейбла" была очень насыщенной, он побывал практически во всём мировом океане, был сильно изношен, подвергался ударам противника, поэтому его отправили в металлолом уже в 1947-м.
"Викториес" вступил в строй весной 1941-го. Участвовал в охоте и уничтожению линкора "Бисмарк", в набеговых операциях на норвежское побережье, а также в высадке союзников в Северной Африке, после чего убыл на капремонт, где пробыл полтора года до начала 1944-го. Далее было выслеживание ещё одного немецкого исполина "Тирпица", после чего переведён в Индийский, а потом и в Тихий океаны, где его авиация атаковала остров Окинава, города Токио и Йокогама в самой Японии. Подвергся массовой атаке камикадзе, но остался на плаву. В отличие от своих собратьев не был пущен в металлолом, а наоборот прошёл глубокую модернизацию, на которую ушло восемь лет. Служил до 1968-м году.
На фото: авианосец "Викториес".
Помимо них были построены в последние месяцы Второй Мировой десять авианосцев типа "Колоссус", а также заложенные и сданные уже в мирное время ещё пять кораблей типа "Маджестик". Все они участия в боевых действиях не приняли.
Кроме чего английский флот имел 62 эскортных авианосцев - кораблей, перестроенных из гражданских судов и принимавших на борт максимум 20 самолётов. Они занимались в основном охранением торговых кораблей и боролись с подлодками. Половина из них была передана из США.
На фото: авианосец "Колоссус".
А у меня пока всё!
Следующую статью и Эпизод 4 Части 36 можно почитать перейдя сюда: Вторая Мировая: день за днём. 18 марта 1943 года. 635-й день Великой Отечественной войны+Часть 36: английский флот, сильнейший. Эпизод 4.
Прошлую Часть 36 Эпизод 2 можно почитать перейдя по этой ссылке: Вторая Мировая: день за днём. 16 марта 1943 года. 633-й день Великой Отечественной войны+Часть 36: английский флот, сильнейший. Эпизод 2.
Очень жду от Вас оценки качества этой и предыдущих статей! Ну и конечно подписывайтесь, кому понравился мой проект. В будущем опубликую ещё очень много материалов про Вторую Мировую и Великую Отечественную войны.