Дыхание — основа звука в пении. Оно не просто подаёт воздух, а формирует опору, устойчивость и динамику фразы. Именно через дыхание тело управляет громкостью, устойчивостью, выносливостью голоса. И чаще всего певцы делают не технические, а сенсорные ошибки — то есть неправильно воспринимают сам процесс дыхания.
1. Вдох “вверх”, а не “вниз”
Самая распространённая ошибка — попытка вдохнуть “в грудь”. При этом плечи поднимаются, грудная клетка зажимается, а поток воздуха становится поверхностным.
На деле правильный вдох идёт вниз — в нижние рёбра и диафрагму. Тело должно расширяться по кругу, не подниматься.
2. Выдох перед пением
Певец может делать хороший вдох, но зачем-то выдыхает перед фразой — выпускает воздух рывком до пения. В результате теряется опора, фраза “проседает”.
Как говорят мои ученики — им неудобно, "мешает". А почему мешает — смотрите пункт 1. Именно поверхностное грудное дыхание создает ощущение комка в горле и хочется выдохнуть.
Если мы набираем воздух вниз, то верхние части не "закупориваются" и нет таких неприятных ощущений. И спокойно можно держать воздух внизу и дозировано его использовать - как из копилки.
3. Слишком сильное давление
Многие думают, что громкий звук требует сильного напора воздуха. С одной стороны да. На речевом (грудном) голосе, то есть на толстом смыкании связок нам нужно чуть больше давления с каждым разом, как мы поднимаемся выше. Это закон физики.
Но не чересчур. Голосовые складки не выдерживают переизбытка давления и начинают “бросать” звук вверх или просто устают.
Мощность звука строится на контролируемом внутреннем сопротивлении этому давлению. Это не “силовой” процесс, а точный баланс давления и удержания (резонанса).
4. “Замороженное” дыхание
Иногда певец делает вдох, но не отпускает тело в движение. Воздух как будто застревает внутри. Это может быть и привычкой, и ненатренированностью.
Важно не просто вдохнуть, а позволить телу работать: грудная клетка движется, мышцы спины держат форму, воздух циркулирует. В речи мы так не делаем активно, к этому нужно привыкать.
5. Отсутствие связи с фразой
Иногда дышат “по счёту”, не по музыке. Порой это помогает, но не всегда. Дыхание — это часть фразы, её динамика. И во фразе есть разные контексты - субтон например или фальцет забирают много воздуха - они воздушные. И дыхание заканчивается быстрее.
Надо учиться распределять дыхание во фразах.
В моих курсах по дыханию и звукоизвлечению мы работаем именно с этими ошибками и налаживаем сбалансированное дыхание и звук. Это и практический и теоретически-понятный курс одновременно. То есть вы не просто делаете упражнения, а понимаете зачем и что они дают. И вы можете внедрять новые привычки дыхания в ваше пение, меняя его и делая ваш вокал более устойчивым и контролируемым.
С курсами-тренажерами можно ознакомиться здесь:
⬜️ Курс “Дыхание”
🟦 Курс “Звукоизвлечение 1 часть. Речевой регистр”
➡️ Отзывы о курсах
Будем рады вам в нашем Телеграм-канале о музыке и вокале.
Всем сбалансированного дыхания!
Юлия Кантонистова — вокалистка, музыкант, магистр музыкального искусства (MMus), автор системы обучения вокалу и музыкальному мышлению.