Найти в Дзене

5 типичных ошибок в вокальном дыхании

Оглавление
Юлия Кантонистова — вокалистка, музыкант, магистр музыкального искусства (MMus), автор системы обучения вокалу и музыкальному мышлению.
Юлия Кантонистова — вокалистка, музыкант, магистр музыкального искусства (MMus), автор системы обучения вокалу и музыкальному мышлению.

Дыхание — основа звука в пении. Оно не просто подаёт воздух, а формирует опору, устойчивость и динамику фразы. Именно через дыхание тело управляет громкостью, устойчивостью, выносливостью голоса. И чаще всего певцы делают не технические, а сенсорные ошибки — то есть неправильно воспринимают сам процесс дыхания.

1. Вдох “вверх”, а не “вниз”

Самая распространённая ошибка — попытка вдохнуть “в грудь”. При этом плечи поднимаются, грудная клетка зажимается, а поток воздуха становится поверхностным.

На деле правильный вдох идёт
вниз — в нижние рёбра и диафрагму. Тело должно расширяться по кругу, не подниматься.

2. Выдох перед пением

Певец может делать хороший вдох, но зачем-то выдыхает перед фразой — выпускает воздух рывком до пения. В результате теряется опора, фраза “проседает”.

Как говорят мои ученики — им неудобно, "мешает". А почему мешает — смотрите пункт 1. Именно поверхностное грудное дыхание создает ощущение комка в горле и хочется выдохнуть.

Если мы набираем воздух вниз, то верхние части не "закупориваются" и нет таких неприятных ощущений. И спокойно можно держать воздух внизу и дозировано его использовать - как из копилки.

3. Слишком сильное давление

Многие думают, что громкий звук требует сильного напора воздуха. С одной стороны да. На речевом (грудном) голосе, то есть на толстом смыкании связок нам нужно чуть больше давления с каждым разом, как мы поднимаемся выше. Это закон физики.

Но не чересчур. Голосовые складки не выдерживают переизбытка давления и начинают “бросать” звук вверх или просто устают.

Мощность звука строится на контролируемом
внутреннем сопротивлении этому давлению. Это не “силовой” процесс, а точный баланс давления и удержания (резонанса).

4. “Замороженное” дыхание

Иногда певец делает вдох, но не отпускает тело в движение. Воздух как будто застревает внутри. Это может быть и привычкой, и ненатренированностью.

Важно не просто вдохнуть, а позволить телу работать: грудная клетка движется, мышцы спины держат форму, воздух циркулирует. В речи мы так не делаем активно, к этому нужно привыкать.

5. Отсутствие связи с фразой

Иногда дышат “по счёту”, не по музыке. Порой это помогает, но не всегда. Дыхание — это часть фразы, её динамика. И во фразе есть разные контексты - субтон например или фальцет забирают много воздуха - они воздушные. И дыхание заканчивается быстрее.

Надо учиться распределять дыхание во фразах.

В моих курсах по дыханию и звукоизвлечению мы работаем именно с этими ошибками и налаживаем сбалансированное дыхание и звук. Это и практический и теоретически-понятный курс одновременно. То есть вы не просто делаете упражнения, а понимаете зачем и что они дают. И вы можете внедрять новые привычки дыхания в ваше пение, меняя его и делая ваш вокал более устойчивым и контролируемым.

С курсами-тренажерами можно ознакомиться здесь:

⬜️ Курс “Дыхание”
🟦
Курс “Звукоизвлечение 1 часть. Речевой регистр”
➡️
Отзывы о курсах

Будем рады вам в нашем Телеграм-канале о музыке и вокале.

Всем сбалансированного дыхания!
Юлия Кантонистова — вокалистка, музыкант, магистр музыкального искусства (MMus), автор системы обучения вокалу и музыкальному мышлению.

Пение
3339 интересуются