Найти в Дзене

Просто о сложном: покажите ребенку, как работает его собственный мозг

1. Эксперимент “Обманчивые чувства” ➡️Возьмите 3 миски. В одну налейте очень теплую, но не обжигающую воду, в другую - очень холодную, в третью - воду комнатной температуры. Попросите ребенка одновременно опустить одну руку в теплую воду, а другую - в холодную на 30 секунд. А потом пусть сразу же опустит обе руки в миску с водой комнатной температуры. Вода комнатной температуры одной руке покажется холодной, а другой - теплой! 💡Мозг не измеряет температуру с нуля, а сравнивает новые ощущения с предыдущими. Рецепторы руки из тепла “настроились” на жару, и комнатная вода кажется им прохладнее. А рецепторы из холода “ожидали” холод, поэтому та же вода кажется им теплее. Наше восприятие относительно, и ему нельзя слепо доверять! 2. Эксперимент “Чья это рука?” ➡️Набейте резиновую перчатку ватой или крупами. Приготовьте две кисточки или две губки. Пусть ребенок положит свою руку на стол так, чтобы не видеть ее, например, можно спрятать ее за коробкой. Рядом положите “резиновую” руку, чтобы

1. Эксперимент “Обманчивые чувства”

➡️Возьмите 3 миски. В одну налейте очень теплую, но не обжигающую воду, в другую - очень холодную, в третью - воду комнатной температуры.

Попросите ребенка одновременно опустить одну руку в теплую воду, а другую - в холодную на 30 секунд. А потом пусть сразу же опустит обе руки в миску с водой комнатной температуры.

Вода комнатной температуры одной руке покажется холодной, а другой - теплой!

💡Мозг не измеряет температуру с нуля, а сравнивает новые ощущения с предыдущими. Рецепторы руки из тепла “настроились” на жару, и комнатная вода кажется им прохладнее. А рецепторы из холода “ожидали” холод, поэтому та же вода кажется им теплее.

Наше восприятие относительно, и ему нельзя слепо доверять!

2. Эксперимент “Чья это рука?”

➡️Набейте резиновую перчатку ватой или крупами. Приготовьте две кисточки или две губки.

Пусть ребенок положит свою руку на стол так, чтобы не видеть ее, например, можно спрятать ее за коробкой. Рядом положите “резиновую” руку, чтобы ребенок ее видел.

Одновременно и синхронно гладьте кисточкой или губкой невидимую руку ребенка и резиновую руку, которую он видит.

Через 1-2 минуты у ребенка возникнет стойкое ощущение, что резиновая рука - это его собственная! Если неожиданно уколоть резиновую руку, ребенок может вздрогнуть.

💡Мозг объединяет информацию от зрения (он видит, как гладят резиновую руку) и от осязания (он чувствует прикосновения к своей руке). Если эти сигналы синхронны, мозг "переносит" ощущение собственности на видимый объект. Это показывает, как мозг создает чувство "Я" и владения телом.

3. Эксперимент “Дырявая ладонь”

➡️Сверните в трубочку лист бумаги. Попросите ребенка поднести трубочку к одному глазу и смотреть через нее вдаль, например, на стену или в окно. Пусть ребенок приставит ладонь к боковой поверхности трубки у её конца и смотрит прямо на неё вторым глазом.

Через несколько секунд в ладони появится “дырка”, через которую будет видно то, что видит глаз через трубочку! Повторите действия с другим глазом - эффект может быть немного другой. Все зависит от того, какой глаз у ребенка ведущий.

💡Это бинокулярная конкуренция. Мозг получает два разных изображения: от одного глаза - картинка вдали через трубочку, от другого - ладонь, и не может их совместить. Поэтому он “выключает” мешающую часть - и мы видим “дыру”.

Наш мозг всегда ищет самый простой способ обработать информацию.

4. Эксперимент с памятью

➡️Прочитайте ребенку короткий рассказ из 5-7 предложений. Через 10-15 минут попросите пересказать его своими словами.

Сравните его версию с оригиналом. Ребенок наверняка что-то опустит, что-то добавит или изменит порядок событий, сам того не замечая.

💡Память - это не диктофон. Мозг не хранит воспоминания целиком, а каждый раз как бы “собирает” их заново, дополняя пробелы логическими догадками. Мы запоминаем суть, а не детали. Вот почему показания свидетелей иногда так сильно различаются!

5. Эксперимент с вниманием

➡️Нарисуйте табличку (или найдите в интернете по запросу тест Струпа), где слова, обозначающие цвет, написаны другим цветом. Например, слово “красный” написано синим, а “зеленый” - желтым.

Попросите ребенка не читать слова, а называть цвета, которыми они написаны.

Это окажется трудным! Мозг будет пытаться прочитать слово, и ему придется прилагать усилия, чтобы подавить этот автоматизм.

💡Это тест Струпа. Он показывает, что происходит, когда разные области мозга (зрительная и речевая) конкурируют за ресурсы. Мозг автоматически хочет прочитать слово, и ему требуется дополнительное время и энергия, чтобы выполнить нестандартную задачу. Отличная тренировка для самоконтроля!