Найти в Дзене

Бракованный клапан?

Вот уже скоро тридцать лет, как по всей планете активно перемещаются автомобили оснащенные мультиклапанными моторами VAG. И все эти годы существует с ними «типа, проблема». Дескать, после ремонта ГБЦ на таких двигателях часто «обрывает» клапаны. Вроде, сегодня, в 2025 году, и автомобилей-то таких уже не очень много осталось и, казалось бы, всем, кто работают в области авторемонта, давно известно в следствии каких причин этот «обрыв» клапанов происходит. А вот, поди ж ты, появляется на свет божий вот такая претензия: «13.01.2025 отремонтированные ООО «…….» ГБЦ и блок цилиндров были выданы мне. В дальнейшем двигатель был собран специалистами 07.02.2025г. После запуска двигателя, в первые минуты его работы произошел удар в двигателе и двигатель заглох». И вот, человек полагает, что преждевременный выход двигателя из строя, обусловленный произошедшим вскоре после запуска обрывом клапана, явился следствием ненадлежащего качества ремонтно-восстановительных выполненных в ООО «……» и/или ненадл

Вот уже скоро тридцать лет, как по всей планете активно перемещаются автомобили оснащенные мультиклапанными моторами VAG. И все эти годы существует с ними «типа, проблема». Дескать, после ремонта ГБЦ на таких двигателях часто «обрывает» клапаны. Вроде, сегодня, в 2025 году, и автомобилей-то таких уже не очень много осталось и, казалось бы, всем, кто работают в области авторемонта, давно известно в следствии каких причин этот «обрыв» клапанов происходит. А вот, поди ж ты, появляется на свет божий вот такая претензия: «13.01.2025 отремонтированные ООО «…….» ГБЦ и блок цилиндров были выданы мне. В дальнейшем двигатель был собран специалистами 07.02.2025г. После запуска двигателя, в первые минуты его работы произошел удар в двигателе и двигатель заглох». И вот, человек полагает, что преждевременный выход двигателя из строя, обусловленный произошедшим вскоре после запуска обрывом клапана, явился следствием ненадлежащего качества ремонтно-восстановительных выполненных в ООО «……» и/или ненадлежащим качеством использованных в процессе ремонта комплектующих.

Те, кто на нашем канале не первый раз, конечно, уже догадались, что клапаны ставили наши (UMpro т.е.) https://umparts.ru/search/?engineName=AWM&c=1000, кстати, направляющие втулки тоже были наши, если что 😊.

Ну, поехали! Что наши партнеры-ребилдеры делали с деталями этого двигателя? Все традиционно: Блок цилиндров расточили в ремонтный размер 81,5, полировали коленчатый вал, ну и, самое главное, в головке меняли втулки, правили седла, плоскость обрабатывали. Просим заметить, что клапаны они не засухаривали и даже не притирали. Это все делали специалисты, которые собирали двигатель.

Посмотрели мы на шорт блок (см фото 1), на ГБЦ (см фото 2) и поняли, что шорт блок можно не разбирать. Ничего интересного мы там, скорее всего, не увидим. Проблема, судя по всему, действительно в головке.

Фото 1. Шорт блок. Вид сверху. Повреждения днища поршня четвертого цилиндра показаны стрелками.
Фото 1. Шорт блок. Вид сверху. Повреждения днища поршня четвертого цилиндра показаны стрелками.
Фото 2. ГБЦ. Вид со стороны плоскости разъема. Посадочное место разрушенного клапана показано стрелкой.
Фото 2. ГБЦ. Вид со стороны плоскости разъема. Посадочное место разрушенного клапана показано стрелкой.

Ну, и, стало быть, демонтировали мы распредвалы и смотрим.

Клапан, который упал в цилиндр, в принципе весь сохранился, но, правда, разделился на несколько фрагментов (см фото 3).

Фото 3. Фрагменты разрушенного клапана.
Фото 3. Фрагменты разрушенного клапана.

А «верхушка» клапана так и осталась засухаренной (см фото 4).

Фото 4. Засухаренная «верхушка» разрушенного клапана.
Фото 4. Засухаренная «верхушка» разрушенного клапана.

Рассухарили «верхушку» и посмотрели на нее повнимательнее. Разрушение хрупкое. Потертостей от движения сухарей нет, да и сухари нормальные, не изношенные (см фото 5, 6 и 7).

Фото 5. «Верхушка» клапана. Плоскость разлома. Разрушение хрупкое.
Фото 5. «Верхушка» клапана. Плоскость разлома. Разрушение хрупкое.
Фото 6. Верхушка клапана.
Фото 6. Верхушка клапана.
Фото 7. Сухари клапана.
Фото 7. Сухари клапана.

На штоке разрушенного клапана задиров или следов тепловых прихватов нет, т.е. в направляющей втулке клапан не застревал.

На всякий случай рассухарили еще пару впускных и пару выпускных клапанов. Померили зазоры втулка/клапан. Нет, все в порядке. На впуске зазор 0,05 мм, на выпуске 0,06 мм. Втулку разрушенного клапана мерить не стали, потому, как мерить там уже нечего. Деформацию отверстия видно невооруженным глазом (см фото 8).

Фото 8. Направляющая втулка клапана с деформированным отверстием показана стрелкой.
Фото 8. Направляющая втулка клапана с деформированным отверстием показана стрелкой.

С гидрокомпенсатором, который двигал разрушенный клапан, ничего плохого не произошло. Механических повреждений нет, да и при нажатии ведет себя, как положено исправному гидрокомпенсатору (см фото 9).

Фото 9. Гидрокомпенсатор. Слева вид сверху, справа снизу.
Фото 9. Гидрокомпенсатор. Слева вид сверху, справа снизу.

Что имеем? Зазоры в норме. Клапан не подвисал. Ошибка с фазами? Исключено! Одним клапаном дело не обошлось бы. Гидрокомпенсатор в порядке. Выходит, действительно клапан бракованный?

Не будем торопиться с выводами. Что пишет по этому поводу уважаемый нами Kolbenschmidt? А вот, что: «Чаще всего причиной дефекта являются неправильно настроенные или соскользнувшие зубчатые ремни. В результате этого поршень во время работы сталкивается с еще не полностью закрытым клапаном. При этом поршень и распределительный вал оказывают сильное воздействие на стержень клапана. Ввиду конструкции и способа монтажа, в области нижней канавки изгибающий момент клапана достигает максимального значения. Поскольку клапан в направляющей может изгибаться лишь в незначительной степени, он деформируется возле канавки и ломается.»

ОК, но мы уже знаем, что в нашем случае, это вряд ли причина. Будь так, уж еще один-два клапана с поршнями встретились бы обязательно. Есть еще варианты у KS? Есть!

«Другие причины выхода из строя:

• Неисправные, погнутые

тарельчатые толкатели

• Деформированные направляющие

клапанов

• Погнутые клапаны

• Погнутые коромысла или балансиры

• Неправильно смонтированные

клинья/пружины клапанов

• Не было соблюдено время простоя

при монтаже новых гидравлических

толкателей.»

Как мы уже выяснили, с толкателями все хорошо. С направляющими тоже. Клапаны были новые, да и если бы клапан был гнутый мы бы неизбежно увидели следы на штоке. Коромысел у нас тут нет. С «клиньями» клапанов (т.е. с сухарями) все в порядке, а вот на монтаже пружин давайте задержимся! Вроде, что там может быть не так с монтажом пружин? Как ни странно, может. Вот картинка из KS (см скрин 1).

Скрин 1. Пружина установлена криво.
Скрин 1. Пружина установлена криво.

А теперь смотрим на посадочное место пружины нашей ГБЦ. Что видим? Это самое! (см фото 10).

Фото 10. Вот они, следы неправильно установленной пружины. Стрелками показаны.
Фото 10. Вот они, следы неправильно установленной пружины. Стрелками показаны.

Так, что качество комплектующих здесь не при чем, господа-товарищи! И качество работы ООО «…….» производившего восстановление ГБЦ, кстати, тоже, ибо они не засухаривали клапаны, а делал это умелыми руками, кто-то другой, вероятно, моторист производивший сборку двигателя, а может и не он, а какой-то специальный специалист по засухариванию 😊. Чего не знаем, за то не ручаемся!

Во-о-т. А еще KS(TRW), будучи производителем запчастей (в т.ч. клапанов), пишет так:

«Важное указание:

Поломки клапана на конце стержня всегда являются следствием некомпетентного монтажа или неблагоприятных условий эксплуатации. Недостатки материала в качестве причин дефекта можно исключить».

Ну-у, мы бы не были столь категоричны. За, без малого, тридцать лет работы, нам 2 (два) раза попадались действительно бракованные по материалу клапаны, которые разрушались уже в процессе засухаривания. Но 2 раза за 30 лет, это, согласитесь, действительно, крайне редко! И можно утверждать смело, что вероятность нарваться на бракованный по материалу клапан исчезающе мала. А в случае с клапанами UMpro такого не случалось вовсе. Ради справедливости, заметим, что и клапанов TRW с подобным браком мы тоже не встречали.

Будьте внимательнее с монтажом и проверяйте работу ребилдеров до сборки двигателя! И да прибудет с Вами сила! 😊

-12