Вот уже скоро тридцать лет, как по всей планете активно перемещаются автомобили оснащенные мультиклапанными моторами VAG. И все эти годы существует с ними «типа, проблема». Дескать, после ремонта ГБЦ на таких двигателях часто «обрывает» клапаны. Вроде, сегодня, в 2025 году, и автомобилей-то таких уже не очень много осталось и, казалось бы, всем, кто работают в области авторемонта, давно известно в следствии каких причин этот «обрыв» клапанов происходит. А вот, поди ж ты, появляется на свет божий вот такая претензия: «13.01.2025 отремонтированные ООО «…….» ГБЦ и блок цилиндров были выданы мне. В дальнейшем двигатель был собран специалистами 07.02.2025г. После запуска двигателя, в первые минуты его работы произошел удар в двигателе и двигатель заглох». И вот, человек полагает, что преждевременный выход двигателя из строя, обусловленный произошедшим вскоре после запуска обрывом клапана, явился следствием ненадлежащего качества ремонтно-восстановительных выполненных в ООО «……» и/или ненадлежащим качеством использованных в процессе ремонта комплектующих.
Те, кто на нашем канале не первый раз, конечно, уже догадались, что клапаны ставили наши (UMpro т.е.) https://umparts.ru/search/?engineName=AWM&c=1000, кстати, направляющие втулки тоже были наши, если что 😊.
Ну, поехали! Что наши партнеры-ребилдеры делали с деталями этого двигателя? Все традиционно: Блок цилиндров расточили в ремонтный размер 81,5, полировали коленчатый вал, ну и, самое главное, в головке меняли втулки, правили седла, плоскость обрабатывали. Просим заметить, что клапаны они не засухаривали и даже не притирали. Это все делали специалисты, которые собирали двигатель.
Посмотрели мы на шорт блок (см фото 1), на ГБЦ (см фото 2) и поняли, что шорт блок можно не разбирать. Ничего интересного мы там, скорее всего, не увидим. Проблема, судя по всему, действительно в головке.
Ну, и, стало быть, демонтировали мы распредвалы и смотрим.
Клапан, который упал в цилиндр, в принципе весь сохранился, но, правда, разделился на несколько фрагментов (см фото 3).
А «верхушка» клапана так и осталась засухаренной (см фото 4).
Рассухарили «верхушку» и посмотрели на нее повнимательнее. Разрушение хрупкое. Потертостей от движения сухарей нет, да и сухари нормальные, не изношенные (см фото 5, 6 и 7).
На штоке разрушенного клапана задиров или следов тепловых прихватов нет, т.е. в направляющей втулке клапан не застревал.
На всякий случай рассухарили еще пару впускных и пару выпускных клапанов. Померили зазоры втулка/клапан. Нет, все в порядке. На впуске зазор 0,05 мм, на выпуске 0,06 мм. Втулку разрушенного клапана мерить не стали, потому, как мерить там уже нечего. Деформацию отверстия видно невооруженным глазом (см фото 8).
С гидрокомпенсатором, который двигал разрушенный клапан, ничего плохого не произошло. Механических повреждений нет, да и при нажатии ведет себя, как положено исправному гидрокомпенсатору (см фото 9).
Что имеем? Зазоры в норме. Клапан не подвисал. Ошибка с фазами? Исключено! Одним клапаном дело не обошлось бы. Гидрокомпенсатор в порядке. Выходит, действительно клапан бракованный?
Не будем торопиться с выводами. Что пишет по этому поводу уважаемый нами Kolbenschmidt? А вот, что: «Чаще всего причиной дефекта являются неправильно настроенные или соскользнувшие зубчатые ремни. В результате этого поршень во время работы сталкивается с еще не полностью закрытым клапаном. При этом поршень и распределительный вал оказывают сильное воздействие на стержень клапана. Ввиду конструкции и способа монтажа, в области нижней канавки изгибающий момент клапана достигает максимального значения. Поскольку клапан в направляющей может изгибаться лишь в незначительной степени, он деформируется возле канавки и ломается.»
ОК, но мы уже знаем, что в нашем случае, это вряд ли причина. Будь так, уж еще один-два клапана с поршнями встретились бы обязательно. Есть еще варианты у KS? Есть!
«Другие причины выхода из строя:
• Неисправные, погнутые
тарельчатые толкатели
• Деформированные направляющие
клапанов
• Погнутые клапаны
• Погнутые коромысла или балансиры
• Неправильно смонтированные
клинья/пружины клапанов
• Не было соблюдено время простоя
при монтаже новых гидравлических
толкателей.»
Как мы уже выяснили, с толкателями все хорошо. С направляющими тоже. Клапаны были новые, да и если бы клапан был гнутый мы бы неизбежно увидели следы на штоке. Коромысел у нас тут нет. С «клиньями» клапанов (т.е. с сухарями) все в порядке, а вот на монтаже пружин давайте задержимся! Вроде, что там может быть не так с монтажом пружин? Как ни странно, может. Вот картинка из KS (см скрин 1).
А теперь смотрим на посадочное место пружины нашей ГБЦ. Что видим? Это самое! (см фото 10).
Так, что качество комплектующих здесь не при чем, господа-товарищи! И качество работы ООО «…….» производившего восстановление ГБЦ, кстати, тоже, ибо они не засухаривали клапаны, а делал это умелыми руками, кто-то другой, вероятно, моторист производивший сборку двигателя, а может и не он, а какой-то специальный специалист по засухариванию 😊. Чего не знаем, за то не ручаемся!
Во-о-т. А еще KS(TRW), будучи производителем запчастей (в т.ч. клапанов), пишет так:
«Важное указание:
Поломки клапана на конце стержня всегда являются следствием некомпетентного монтажа или неблагоприятных условий эксплуатации. Недостатки материала в качестве причин дефекта можно исключить».
Ну-у, мы бы не были столь категоричны. За, без малого, тридцать лет работы, нам 2 (два) раза попадались действительно бракованные по материалу клапаны, которые разрушались уже в процессе засухаривания. Но 2 раза за 30 лет, это, согласитесь, действительно, крайне редко! И можно утверждать смело, что вероятность нарваться на бракованный по материалу клапан исчезающе мала. А в случае с клапанами UMpro такого не случалось вовсе. Ради справедливости, заметим, что и клапанов TRW с подобным браком мы тоже не встречали.
Будьте внимательнее с монтажом и проверяйте работу ребилдеров до сборки двигателя! И да прибудет с Вами сила! 😊