Найти в Дзене

"Союз спасения. Время гнева". Разбор серии 3. Планы и приготовления декабристов.

"Ура, Конституция!" - кричит Рылеев на том самом фрегате, на котором он планирует сплавить в Америку всю императорскую семью. Не зря Аракчеев так не любит этот фрегат (о чем упоминает во 2 серии), как будто чувствует, как верный пес, какой бедой он мог бы грозить. Фрегат - детище Сперанского,согласно тому, как это показано в сериале. Но в этой же серии далее покажут, что фрегат будет разрушен во время наводнения,и надежды Рылеева на мирный сценарий переворота будут разрушены. Наводнение вновь и вновь символизирует именно необходимость жестокого мятежа, военного переворота. Извержение Везувия, спектакль, представленный в театре Милорадовичем, тоже не случайная сцена, это символический образ. Наряду с наводнением, это стихийное бедствие также символизирует ту трагедию, которая висит в воздухе,то есть готовящийся бунт против правительства. В это время Муравьев-Апостол в Малороссии вербует в свои ряды всех недовольных действующей царской властью,что отражается в таком вымышленном, но

"Ура, Конституция!" -

кричит Рылеев на том самом фрегате, на котором он планирует сплавить в Америку всю императорскую семью. Не зря Аракчеев так не любит этот фрегат (о чем упоминает во 2 серии), как будто чувствует, как верный пес, какой бедой он мог бы грозить. Фрегат - детище Сперанского,согласно тому, как это показано в сериале.

Но в этой же серии далее покажут, что фрегат будет разрушен во время наводнения,и надежды Рылеева на мирный сценарий переворота будут разрушены. Наводнение вновь и вновь символизирует именно необходимость жестокого мятежа, военного переворота.

Извержение Везувия, спектакль, представленный в театре Милорадовичем, тоже не случайная сцена, это символический образ. Наряду с наводнением, это стихийное бедствие также символизирует ту трагедию, которая висит в воздухе,то есть готовящийся бунт против правительства.

В это время Муравьев-Апостол в Малороссии вербует в свои ряды всех недовольных действующей царской властью,что отражается в таком вымышленном, но типичном персонаже, как разжалованный из майоров рядовой Баранов.

Баранов - очень интересный персонаж в сериале. Филологи, наверное, почувствуют в нем намек на Шарикова из "Собачьего сердца", ведь Баранов воплощает ту же идею, это месть кому-то высшему за собственное ничтожество, это мечта взять агрессивный реванш над действующей властью. Уничтожить все, чтобы самоутвердиться на пепелище. Эти низменные инстинкты многих униженных и оскорбленных использовали большевики. А в сериале это используют декабристы. Именно поэтому они посвящают в свой круг Баранова, про которого они ничего не знают.

-2

А Баранов ничего не знает про них, про их цели и идеалы. Может, он был справедливо разжалован? Готовящим восстание это не важно. Им нужны просто обиженные. Им нужна их энергия мести и злорадства.

Поэтому ничего не понимающего Баранова посвящают в масоны, называют своим братом, так как это было принято у масонов, и обещают ему то, что он уже никогда не надеялся вернуть - звание, статус офицера.

Бедняге абсолютно нечего терять, поэтому он молча принимает все то, что с ним происходит во время ритуала посвящения.

-3

Начинается размолвка между Пестелем и Муравьевым-Апостолом. У них разный взгляд и на вещи в целом, и на восстание. Пестель - диктатор, готовый идти к цели по головам, Муравьев-Апостол - идеалист.

К тому же Пестель уходит с собрания декабристов, когда видит там Баранова, и мы понимаем, что разжаловал его сам Пестель и, скорее всего, было за что.

Князь Щербатов намекает Муравьеву, что про его деятельность наверху известно и ему предлагают уйти в отставку, тогда герой будет прощен. Но Муравьеву эти слова ни о чем, ведь не прощения ему нужно и не тихой мирной жизни. Он грезит пусть даже пожертвовать собой, но свергнуть существующий порядок вещей.

Александр 1 был слишком либеральным. В конце серии 3 он просит Дибича оставить Союз декабристов без ареста, на свободе.

Действие происходит в эпоху, когда идеалом всех дворян был Наполеон. Все хотели быть великими. Это желание охватит весь 19 век и доживет позднее до Базарова и до Раскольникова, которые воплотят прообраз будущих революционеров. Лучше быть жестоким, но великим, чем мягким и терпимым, а значит слабым.

Поэтому либеральность и мягкость Александра 1 не была оценена. Наоборот, ими декабристы и воспользовались, а своего императора начали просто презирать.

"Он немощен и ничтожен, а значит, не нужен".

Именно так выразился в серии 3 князь Трубецкой про государя Александра 1, а он потомок тех самых бояр Трубецких, что и во время смуты в 17 веке тоже предали русскую монархию, что описано Пушкиным в драме "Борис Годунов". Хотя Трубецкие ближе всего к царскому роду, они из Рюриковичей.

Князь Трубецкой.

-4

Так что в чем-то прав был Константин Павлович, когда убеждал своего брата Александра 1 не доверять ни гвардии, ни ближайшим князьям, так как они каждую минуту способны на предательство, на переворот.

Эта фраза в сериале опять отсылает нас к другим литературным произведениям, пусть даже исторически более поздним. Это Раскольников, конечно же, из "Преступления и наказания". Это философия Ницше.

Но забегая вперед, скажем, этот князь Трубецкой в итоге все-таки спасет государя, так как накануне восстания запретит декабристам что-либо предпринимать без него, скажет ждать его приказов, а сам в день восстания не будет руководить. Это вызовет смятение и провал всего восстания.

Серия завершается тем, что Пестеля уличили в казнокрадстве, но его сообщник Юшневский как раз там и работает в этой проверке, поэтому Пестель дает взятку казначею, чтобы его оставили в покое. И оставили. Далее Пестель требует с капитана Майбороды предоставить 6 тысяч рублей и расписку, что это он их украл. С этого момента Майборода решится донести на Пестеля, чтобы освободиться от своего мучителя.