Найти в Дзене
SL Soft

Когда ИИ не помогает, а мешает

Шумиха вокруг искусственного интеллекта создает ощущение, что это универсальное решение для любых бизнес-задач. Компании вкладываются в нейросети, автоматизацию и чат-ботов, ожидая мгновенного роста продуктивности. Но на практике все сложнее: ИИ не всегда приносит пользу. Иногда он становится источником дополнительных проблем — от искаженных данных до утраты доверия или потери лояльности. В каких случаях ИИ действительно помогает, а где он лишь создает иллюзию эффективности? Зачастую ИИ начинают использовать как модную «заплатку», не вникая, а нужен ли он в реальных процессах. Кроме того, бизнес может использовать универсальные языковые модели (ChatGPT и другие подобные) — но они не знают специфику отрасли и сферы деятельности компании. У них нет доступа к корпоративным данным — то есть они будут обходиться поверхностными знаниями. Поэтому могут предлагать неактуальные решения, устаревшие или недостоверные данные («галлюцинации») или неточную терминологию (в некоторых областях это
Оглавление

Шумиха вокруг искусственного интеллекта создает ощущение, что это универсальное решение для любых бизнес-задач. Компании вкладываются в нейросети, автоматизацию и чат-ботов, ожидая мгновенного роста продуктивности. Но на практике все сложнее: ИИ не всегда приносит пользу. Иногда он становится источником дополнительных проблем — от искаженных данных до утраты доверия или потери лояльности.

В каких случаях ИИ действительно помогает, а где он лишь создает иллюзию эффективности?

Когда ИИ не помогает

Зачастую ИИ начинают использовать как модную «заплатку», не вникая, а нужен ли он в реальных процессах. Кроме того, бизнес может использовать универсальные языковые модели (ChatGPT и другие подобные) — но они не знают специфику отрасли и сферы деятельности компании. У них нет доступа к корпоративным данным — то есть они будут обходиться поверхностными знаниями. Поэтому могут предлагать неактуальные решения, устаревшие или недостоверные данные («галлюцинации») или неточную терминологию (в некоторых областях это не так уж важно, а в других — например, медицине или промышленности — критично). В результате сотрудники тратят время на перепроверку и исправления, а доверие к инструменту падает.

Корпоративные данные, загруженные в такие «публичные» сервисы, делают компанию уязвимой к рискам безопасности и утечкам ценной информации, нарушениям конфиденциальности. В некоторых отраслях последствия могут быть критическими. Кроме того, все, что отправляется в публичный чат, может использоваться для дальнейшего обучения модели. Стратегические планы, финансовые показатели, клиентские данные — все в чужих руках.

Ошибочно думать, что ИИ может «все решить», он требует настройки и обучения на качественных (и в большом количестве) корпоративных данных — алгоритм настолько «умен», насколько «умны» данные, на которых его тренировали. Необходимы и интеграции с имеющимися информационными системами компании.

Пример неудачного использования ИИ

Один ИИ-мастер на все руки

Если одну и ту же модель дообучают на разных данных для решения различных задач, качество работы от этого может существенно упасть.

Например, в компании внедрили ML-модуль для классификации обращении клиентов. Затем решили применить этот положительный опыт к другой задаче — классификации входящих документов.

Вместо того, чтобы обучить еще одну модель на новых документах, «натренировали» уже имеющуюся, которая прежде использовалась для обработки обращений. В итоге не не было достигнуто ожидаемое качество классификации документов, а еще и уровень обработки клиентских обращений серьезно упал.

При внедрении ИИ важно обучать модель на однородных данных, а для каждой бизнес-задачи — использовать отдельные обученные модели. В таком случае они будут работать качественно, а их дальнейшее дообучение станет более простым.

Залог успеха — качество подготовленных данных

Эффективность работы ИИ напрямую зависит от качества и количества данных, предоставленных для обучения. Если их нет, они «грязные», разнородные или нерепрезентативные — результат скорее всего получится неудовлетворительным.

Например: крупный банк хочет внедрить ИИ для кредитного скоринга в новой стране. Но исторических данных по кредитованию в этой стране у банка нет. И вместо сбора данных и инвестирования в правильное обучение модели, банк решает использовать данные другого государства, с иной экономикой и иным менталитетом граждан. Это приведет к созданию смещенной и несправедливой модели, которая выдает неправильные результаты и дискриминирует целые группы клиентов.

-2

Поэтому залог успешного проекта внедрения ИИ-решения — это данные. Чем качественнее они будут собраны и чем тщательнее проанализированы и размечены, тем выше окажется качество работы модели.

Каким должен быть ИИ для компаний

ИИ может стать инструментом для роста продуктивности, но только если он встроен в «систему жизнедеятельности» компании, учитывает ее специфику и решает понятные задачи.

Чтобы приносить реальную пользу, корпоративный ИИ должен не уметь все на свете, а быть ориентированным на бизнес-ценность — решать конкретные задачи (автоматизировать отчетность, сокращать время на ввод данных в системы, прогнозировать закупки и т.д.). Работать внутри существующей инфраструктуры компании, отвечать ее требованиям безопасности и комплаенса.

Универсальные нейросети полезны для быстрых идей и поиска информации, но они редко работают «из коробки» в сложной корпоративной среде. В таком случае вместо повышения эффективности бизнес рискует получить новый виток Gray Work и скрытых затрат.

ИИ — инструмент, который приносит ощутимую пользу только в тех случаях, когда:

  • Есть конкретная задача;
  • Процессы хорошо понимаются и могут быть автоматизированы;
  • Система интегрирована с другими ИТ-решениями компании (RPA, ERP, CRM, BI и т.п.);
  • Определено, какие параметры можно измерить (точность, скорость, себестоимость и т.п.).

Такой инструмент понимает бизнес-контекст и говорит на языке компании. Хороший корпоративный ИИ настраивается под ее нужды: его нужно обучить на мануалах и базе знаний, инструкциях и другой документации организации.

В следующем тексте приведем успешные международные и российские кейсы — примеры, когда бизнес вдумчиво внедрил ИИ и какие результаты получил.