Я сам ненавижу расплодившиеся сейчас аббревиатуры. Заголовки новостей часто включают сокращения, из-за которых непонятно, о чём же эти новости. Сокращений развелось столько, что нормальный человек просто не в состоянии все их запомнить и знать. Кто же их придумывает и с какой целью?
Я, конечно, не опрашивал авторов каждого такого сокращения, зачем он его изобрёл. Но что-то мне подсказывает, что их придумывают для удобства использования длинных терминов некие специалисты в своём деле, чтобы общаться между собой и не тратить много времени на разговоры. А потом уже эти сокращения попадают в обще-человеческую речь, снабжённые пояснениями – расшифровками. А когда авторы текстов, попривыкнув к этим сокращениям, считают, что уже все обычные люди запомнили такие сокращения, то уже и не утруждают себя расшифровками.
Я себя к таким не отношу. Моряков среди мирового народонаселения всего какой-то незначительный процент. Поэтому хочу пояснить, что такое УТС и БУТС, сокращения давно известные тем, кто с ними сталкивался по работе.
Вообще, я про эти учреждения уже писал. Внимательные читатели могли заметить в описании судна «Дундага» назначение - «учебно-тренировочное судно». Это и есть сокращенно УТС.
БУТЦ же расшифровывается как Береговой Учебно-Тренажёрный Цент. Из названия следует, что здесь (на берегу) учат моряков тому, что им потом понадобится там – в море. А учебная программа должна соответствовать ещё одной аббревиатуре – ПДНВ-78. Что означает название Международной Конвенции по Подготовке и Дипломированию и Несению Вахты. Раньше ещё буква М была вставлена после Д, то есть Подготовка и Дипломирование Моряков (ПДМНВ), но потом как-то её незаметно убрали из названия конвенции. Ведь в английском варианте сокращения про моряков не упоминается. Вот как это выглядит - STCW-78, что означает (International Convention on) Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers. Видите, конвенция написана для моряков, но в сокращении англичане букву S убрали. Вот и наши убрали букву М.
А теперь посмотрим, чему же требует конвенция обучить будущих мореплавателей.
В общем всех моряков требуется научить премудростям их специальности, судоводителей – водить суда, механиков – обеспечивать работу механизмов. Но всех, кто ни ступит на борт судна – правилам выживания в море.
И этот предмет я преподаю второкурсникам. До прошлого года судоводителям, а теперь ещё и механикам и электромеханикам. И чтобы разнообразить скучные лекции, я договорился с руководством БУТЦ привезти ребят посмотреть наглядно и потрогать своими руками то, о чём я нудно рассказываю и показываю картинки. С согласия своего непосредственного начальства, конечно. Фото начальства не привожу, желающие могут посмотреть на сайте.
Итак, четыре группы, поочерёдно, посетили БУТЦ и УТС «Дундага» в начале учебного года и вот что они там увидели.
Вход строго по удостоверениям личности с записью в журнале – согласно требований Международного кодекса ОСПС – Охрана Судов и Портовых Средств. Справедливости ради следует упомянуть, что в Советском союзе давно применялись все требования кодекса ОСПС, для изобретения которого америкашкам пришлось взорвать свои башни-близнецы торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.
В общем, на проходной строгий контроль посетителей, без пропуска даже мышь не проскочит. Остаётся только гадать, как на охраняемую территорию проник один будущий судоводитель, который забыл дома студенческий билет. Может быть, ему стоит подумать о смене специальности и податься куда-нибудь в разведку. Хотя все судоводители – отчасти разведчики. И здесь его способности тоже могут пригодиться.
Сначала в аудитории учащимся кратко рассказали о средствах тушения пожара и спасательных средствах.
Далее сотрудники БУТЦ не смогли удержаться, чтобы не показать судоводителям тренажер по ЭКНИС (расшифровываю: Электронные Картографические Навигационные Информационные Системы, проще говоря «электронные карты», которые повсеместно приходят на смену традиционным бумажным картам), хотя и несколько преждевременно – этот предмет им предстоит изучать только на четвертом курсе.
А когда я привел на занятия последнюю группу, в БУТЦ начался монтаж тренажёра по организации несения ходовой вахты на мостике – Bridge Team Management, - и Анатолий Аркадьевич был занят на настройках этого тренажёра. Но первичное занятие по тушению пожара и спасательным средствам от этого не пострадало. Анастасия Владимировна, уже знакомая читателям по предыдущей моей статье, легко подменила Анатолия Аркадьевича.
И мне даже показалось, что ребята слушали её с бОльшим интересом.
Потом Анастасия Владимировна же провела группу на УТС «Дундага» через территорию судостроительного завода «Нефтефлот», попутно рассказав историю развития завода, ввросшего из ремонтно-эксплуатационной базы (сокращенно РЭБ) «Волготанкера», почившего в бозе в результате приватизации. Хорошо, хоть что-то осталось и продолжает функционировать и даже развиваться.
По пути мы также зашли в цех плазменной резки металла.
И вскоре достигли конечного пункта назначения - УТС "Дундага".
Здесь нас встречает старший шкипер – инструктор Гайфутдинов Талгат Габдрафикович.
Тут же можно посмотреть разные виды спасательных плотиков и даже попробовать разместиться внутри.
И в заключение можно было поплавать в бассейне в гидрокостюмах.
К сожалению, тренировочных костюмов оказалось в наличии только 2, а желающих поплавать гораздо больше.
Ну ничего, им всего лишь надо набраться терпения. Ведь перед практикой в следующем году они должны пройти полный курс обучения, на котором каждый примерит и гидрокостюм и полный комплект снаряжения пожарного с дыхательным аппаратом и потренируется заделывать пробоину под давлением забортной воды.
А пока ознакомительный тур по УТЦ в составе БУТЦ закончен.
Спасибо за прочтение и комментарии.