Готических соборов в мире немало, но облик многих из них изменило безжалостное время. Тем ценнее памятники аутентичной готической архитектуры. Не те великие, всем известные соборы, овеянные легендами, воспетые в стихах и романах, а жемчужины небольших городов.
В Эльзасе, в очаровательном городе Кольмар, на Соборной площади стоит памятник готической архитектуры: Сен-Мартен, то есть храм Святого Мартина. Построен в честь святого Мартина Турского (в православии почитается 25 октября, в католичестве – 12 ноября).
У Сен-Мартена есть всё, что положено готическому собору. Высокие шпили, что пронзают небесную высь. Стрельчатые окна.
Внутри – арочные перекрытия.
Причудливые витражи.
Затейливая вязь алтарных решёток.
Снаружи – строгие линии крепких стен и плотный текст барельефов.
И площадь у Сен-Мартена называется Соборной. Кафедральной.
И всё же это не собор. А просто церковь Святого Мартина.
Сен-Мартен в Кольмаре: назло епископу собор построим
Такой парадокс возник в ходе эльзасской истории. Дело давнее, относится к четырнадцатому веку. Тогда вольный город Кольмар вёл борьбу с грозным Страсбургским епископом Вальтером фон Герольдсеком. Епископ требовал подчинения, кольмарцы хотели независимости.
Об этом сейчас помнят немногие. Имя Вальтера Герольдсека известно любителям исторических реконструкций: очень уж колоритная фигура: рыцарь, воин, да ещё и епископ. Символ средневековой Церкви во всём её грозном величии. Для нас эти давние битвы – всего лишь мелкая междоусобная склока. А для жителей Кольмара – славная история. Она дала городу национальных героев. И Сен-Мартен, который жители считают собором.
Именно тогда, в четырнадцатом столетии, настаивая на своих вольностях, богатые горожане решили поставить в Кольмаре собственный собор. Отсель грозить мы будем Страсбургу!
В это время готическая традиция стала ослабевать. Да и само Средневековье катилось к закату. Но жители Кольмара решили строить настоящий собор. Напоминающий замок. Здание, которое может служить убежищем в случае осады неприятеля.
Конечно, кольмарцы были убеждены, что на их стороне не только земная правда и деньги купеческих гильдий, но и высшие силы. Но собор, как ему и положено, строился неспешно. Чтоб возвести внушительные стены, понадобился целый век. Ещё одно столетие ушло на то, чтобы украсить храм.
И только в пятнадцатом веке завершено было внутреннее убранство. Оставался последний штрих – убедительное доказательство того, что Сен-Мартен – не просто храм. А прибежище истинных христиан.
Кольмар, храм Сен-Мартен: два Мартина и роза
Сердце любого готического храма – символическая роза, сложный лабиринт, через который пролегает дорога к эдемскому блаженству. Внешние круглые окна-розы внутри оборачиваются яркими витражами.
Но кольмарцы пошли дальше. Город решил подарить собору алтарное изображение. Которое ясно покажет, что именно Сен-Мартен хранит розы для высшей благодати.
Городские старейшины не стали искать местечковых талантов. А обратились к известнейшему художнику. Мартину Шонгауэру по прозвищу Шваб. К своим тридцати годам он составил себе имя как гравёр и живописец. Получал выгодные заказы. Но кольмарцы смогли убедить Шваба отложить все дела. Он мог отказать людям – но не Святому Мартину, своему небесному покровителю.
Приехав в город, Шонгауэр посмотрел на него глазами художника. И увидел не здание – а застывшие в камне розы, которые сплели беседку. Убежище от посторонних глаз. Надёжное и прекрасное. Достойное самой Мадонны.
Он так и назвал свою работу: Мадонна в беседке из роз. Святая дева надёжно укрыта от опасностей, а над ней парят ангелы, охраняющие покой.
И как только Мадонну поместили над алтарём, на крыше собора стали гнездиться аисты. Те самые, что помогают явиться в мир младенцам. Потому что стены храма надёжны. А над сводом – благословение Святого Мартина, оберегающего покой молодых матерей и хранящего чуда рождения.
Церковь Святого Мартина в Кольмаре: собором не стала, но чудо ещё живёт
У Эльзаса бурная история. Он переходил из немецких рук во французские. В особенно сложные времена церковь озаботилась тем, чтоб сохранить для потомков особо ценные реликвии. В неспокойном восемнадцатом веке, среди революционных волнений, соборную Мадонну вывезли под надзор суровых братьев иезуитов. Потом политическая обстановка стабилизировалась, и картина вернулась в Кольмар. Но не в собор. А под присмотр другого ордена. Сейчас она хранится в Доминиканской церкви.
На сегодняшний день это единственная картина Мартина Шонгауэра, чьё происхождение не вызывает сомнений. Точно известно, что написал её именно Шваб, и известно – когда. Вот так благодаря Святому Мартину до нас дошло свидетельство таланта Мартина земного.
В результате исторических перипетий окончательно определился статус храма Сен-Мартен. Сейчас это церковь, подчинённая Страсбургскому епископату.
И только аисты не смирились с официальной версией. Они по-прежнему вьют гнёзда на крыше Сен-Мартера, охраняя убежище из роз, в котором зарождается спасительное чудо.
Хотите – верьте, хотите – проверьте.