В 1977 году в серии «Литературные памятники» издательства «Наука» вышел сборник «Русская демократическая сатира XVII века». В сборник была включена «Повесть о Ерше Ершовиче» (2) (далее – Повесть). Повесть написана в конце XVI века - первой половине XVII века (1, с.169; 2) в окрестностях Ростова Великого (2) и в сатирической форме рассказывает о земельной тяжбе крестьян и «сынишки боярского». Описан типичный судебный процесс того времени, только люди в нем заменены на рыб.
В «полной» (первой) редакции отражена практика обвинительного процесса, после Уложения 1649 г. заменившегося следственным, «розыскным»...(1, с.169).
Сохранилось несколько редакций Повести (1, с.7-16; 3, с.147-162). Согласно наиболее полной редакции Повести (1, с.7-12) тяжба проходила в декабре 1596 года в Ростовском озере (озеро Неро). Жильцы Ростовского озера крестьяне Лещ и Голавль подали иск против «лихого человека» сына боярского Ерша. Ерш с семьей приплыл в Ростовское озеро реками Волгой и Которослью и попросился переночевать, а потом и немного пожить в Ростовском озере. Со временем Ерш вытеснил Леща и Голавля и завладел озером. В итоге судьи приняли сторону Леща и Головня и выдали им грамоту на владение Ростовским озером. Ерша велели бить нещадно кнутом «по всем бродом рыбным и по омутом рыбным».
В начале Повести сообщается, что одним из судьей, участвующих в процессе, была Белуга Ярославская.
…Лета 7105 (1596) декабря в день было в болшом озере Ростовском сьеждялися судии всех городов, имена судиям: Белуга Ярославская, Семга Переславская, боярин и воевода Осетр Хвалынского (Каспийского – п.н.) моря, окольничей был Сом, больших Волских предел, судные мужикиа Судок да Щука- трепетуха. Челом били Ростовского озера жильцы, Лещ да Головль, на Ерша на щетину по челобитной… (1, с.7).
Так или иначе, все судьи связаны с рекой Волгой и там обитают. В другой редакции Повести судьи Осетр и Белуга названы новгородскими.
…Господам моим новгороцким судям осетру да белуге да белой рыбице бьет челом кормовой сынишко боярской лещишко с товарищи…(3, с.148).
Непонятно почему Белуга Ярославская в этой редакции Повести названа новгородским судьей. Белуга в районе нынешнего В.Новгорода не водилась.
Лещ и Голавль, пытаясь доказать, что Ростовское озеро издревле принадлежало им и их предкам, просят судей пригласить свидетелей Лудогу и Сига и готовы сослаться на них.
…И Лещь с товарищем слалися: «Сшлемся, господа, из виноватых*, на доброво человека, а живет он в Новгородском уезде в реке Волге, а зовут его рыба Лодуга, да на другово доброво человека, а живет он под Новымгородом в реке, зовут его Сигом. Шлемся, господа наши, что то Ростовское озеро изстарины наше, а не Ершово»…(1, с.8).
* и Сшлемся, господа, из виноватых — «ссылкой из виноватых» в судебном процессе XVI в. называлась ссылка одной из тяжущихся сторон на свидетеля с условием подчиниться обвинению, если свидетель покажет против сославшегося на него. «Ссылка из виноватых» имела безусловное значение в обвинительном процессе…(1, с.172).
Непонятно где «в Новгородском уезде в реке Волге» мог жить свидетель Лодуга. По Новгородскому уезду река Волга не протекала. В 16 веке исток Волги принадлежал Деманскому уезду и находился между населенными пунктами Стерж и Морева (рис.3).
...Кроме разделенія на пятины и погосты Новгородская область разделялась еще на уезды, которые иначе назывались присудами...Такіе уезды были: Новгородской, Ладожской, Ореховской, Копорской, Ямской, Ивангородской, Корельской, Старорусской, Порховской, Курской, Холмской, Деманской...(9, с.112-113).
Деманской уездъ составляли въ Деревской пятине погосты: Демянской, Полоновской, часть Буховскаго; можетъ быть, волости: Стержъ, Морева, Велиля, Лопастицы, Буецъ...(9, с.116).
Сегодня исток Волги административно принадлежит Тверской области. Далее Волга течет на юго-восток и восток по территории сегодняшних Тверской и Ярославской областей (рис.4).
Новгород, о котором говорилось выше, не может быть Нижним Новгородом. В Повести он тоже присутствует, но так и назван Нижним (см. далее).
Кроме того, рыба Лудога, или Сиг-лудога, водится на большой глубине в Ладожском и Онежском озерах и в реки никогда не заходит.
…Сиг — лудога
…Лудога, сколько известно, водится у нас в озерах Ладожском (кроме западного берега), Онежском и, вероятно, в некоторых больших озерах Финляндии. Кроме того, он встречается в Швейцарии, Австрии, Баварии и Швеции. Местопребыванием его постоянно служат большие и глубокие озера, и в реки он никогда не заходит. Образ жизни этого сига и его ловля еще весьма мало исследованы. Обыкновенно он держится на глубине и только изредка показывается на более мелких местах. Как рыба, живущая на огромной глубине, лудога не имеет никакого значения в охотничьем отношении и на удочки, кажется, не ловится даже в Западной Европе…(5).
Непонятно каким образом свидетель Лодуга мог жить «в реке Волге в Новгородском уезде», если в реках он не живет.
Второй свидетель Сиг живет «под Новымгородом в реке». Вероятно, речь идет о реке Волхов и волховском сиге.
…Сиголов, волховский сиг — подвид обыкновенного сига из рода сигов, семейства лососёвых, обитает в водоёмах бассейна Ладожского озера…(2).
В другой редакции Повести свидетель Лодога живет уже в реке Нарве.
…Есть, господа, у нас люди добрыя, человек доброй, а живет он в новогородцкои области в реке Волхове, а зовут ево рыба сих. А дъругои доброй человек, а живет он в немецкой области в реке Нероне*, а зовут ево рыба лодога…
* под Иваном-городом в реке Нарве…(3, с.148).
Но в Нарве рыба Лудога тоже не могла водиться, так как в реки она не заходит.
Ерш пытается дать отвод Лудоге и Сигу, обвиняя их в связях с Лещом и Голавлем.
…А те люди (Лудога и Сиг – п.н.) в далнем разстоянии, шлюся на них в послушество*, что оне люди богатые, а живут на дороге. И оне хлеб и соль с теми людми водят меж собою…(1, с.9).
*…шлюся на них послушество — по Судебнику Ивана Грозного каждая сторона могла отводить и судей и свидетелей по причине дружбы или родства с противной стороной…(1, с.172).
Затем Лещ просит пригласить еще одного свидетеля Сельдь, живущую в Плещеевом озере под Переславлем-Залесским.
…И Лещь с товарищем: «Шлемся, господа, из виноватых на доброво человека, а живет он в Переславском озере, а зовут его Селдь рыба»…(1, с.9).
Ерш пытается отклонить и Сельдь, ссылаясь на то, что Сельдь - «во племени» с Сигом и Лудогой.
…И Ершь так говорил: «Господа мои судии, Лещь Сигу да Лодуге и Сельди во племяни, промеж собою ссужаютьца, и они по Леще покроют». И судии спрашивали Ерша: «Ершь щетина, скажи нам, почему тебе те люди недруги, а живешь ты от них подалеку?». И Ершь говорил так: «Дружбы у нас и недружбы с Сигом и с Лодугою и з Сельдию не бывало, а слатся на них не смею, потому что путь дальней, а езду платить нечем а се Лещь он с ними во племяни»…(1, с.9).
В той редакции Повести, где Сиг – это Волховский сиг, а Лудога живет в Нарве, Ерш тоже заявляет, что свидетели Сиг, Лудога и Сельдь Переславская «пьют и едят вместе» и «соплемянились».
…И ответчик ерш сказал: «Господа суди, богом вы сотворены, сиг да лодога да селдь переславская пьют и едят вместе, да сверх того соплемянились, по мне они не молвят» …(3, с.149).
Непонятно как Волховский Сиг и Нарвская Лудога могли «пить и есть вместе» и «соплемяниться» с Переславской Сельдью, которая жила в 600 - 1000 км от них в Плещеевом озере, не связанном, к тому же, непрерывным водным путем с реками Волхов и Нарва.
Судьи не приняли возражений Ерша. Свидетели Сиг, Лудога и Сельдь были доставлены в суд и подтвердили, что Ростовское озеро издревле принадлежало Ершу и Голавлю.
…И судии спрашивали Сельди да Лодуга и Сига: «Скажите, что ведаете промеж Леща да Ерша, чье изстарины то Ростовское озеро было?». И правду сказали третие: «То-де озеро изстарины Лещево да Головлево»…(1, с.9).
Непонятно каким образом свидетели Сиг Волховский и Лудога Нарвская были доставлены в Ростовское озеро, если реки Нарва и Волхов находятся в 600-1000 км от Ростовского озера и до 18 века не соединялись с ним непрерывным водным путем (рис.5).
Свидетелем против Ерша выступает и воевода Осетр Хвалынского (Каспийского – п.н.) моря. Осетр рассказывает как его обманул Ерш.
…И судии спрашивали Осетра: «Осетр, скажи нам про тово Ерша, что ты про нево ведаешь?». И Осетр, стоячи, молвил: «Право, я вам ни послух, ни что, а скажу про Ерша правду…И еще я вам скажу, как Ершь меня обманул, когда было яз пошел из вотчины своей реки Которости к Ростовскому озеру, и тот Ерш встретил меня на устье, пустил до озера да назвал меня братом…(1, с.10).
То есть, Осетр из Каспийского моря доплыл по Волге до Ярославля, и далее по реке Которосль добрался до Ростовского озера. Здесь он встретил Ерша. Ерш обманом отговорил Осетра плыть в Ростовское озеро, в результате чего Осетр развернулся и уплыл к Нижнему Новгороду.
…И яз ему, вору, поверил и от него…назат воротился, а в озеро не пошел, а жену и детей з голоду поморил и племя свое розпустил, а сам едва чуть жив пришел, в Нижнее под Новгород не дошел, в реке и зимовал…(1, с.11).
В другой редакции Повести Осетр уже не воевода Хвалынского (Каспийского) моря, а Волховский Осетр.
...И осетр волховской в божию правду сказал: «Знаю де я того ерша издавна, что он лихой ябедник, да еще вам скажу про того ерша великую повесть. Когда я пошел из Волховской реки из мелкаго езера, где бы можно голова своя прокормить, а того ерша стретил на дороге. Я почал у него спрашивать, можно ли пройти в Ростовское езеро… Я того худого беса послушал, а лихого проходу убоялся, и пришед я домовь, ино жена и дети с голоду померли, и куда я пошел, туда не дошел и от такова вора воротился и от своего свое житьишка лишился, (3, с.155).
Упомянутое выше мелкое озеро – это, вероятно, озеро Ильмень. В этой редакции Повести Волховский Осетр плыл из озера Ильмень по реке Волхов в Ростовское озеро и встретил по дороге Ерша.
Раньше в реку Волхов из Ладожского озера для нереста заходили балтийские (атлантические) осетры (2; 7, с.316-317). Но они не поднимались выше Волховских порогов (современный г. Волхов).
...По жилой форме осетра (наличие которой ряд специалистов считают недоказанной) имеются следующие данные: в Ладоге встречалась по всему озеру (в районах Осиновского маяка и Коккорево, в Волховской губе, устье рек Бурная, Видлица и Олонка, у местечка Зубец, около Сортавалы и Приозерска, близ о-ва Коневец). Для размножения, возможно, заходила в Волхов, Свирь и Сясь, в устье Вуоксы, реки Видлица и Бурная... Нерестилась в июне – июле. В Волхове основные места нереста располагались на каменистых грунтах ниже порогов...(7, с.317).
В озере Ильмень осетры, как и белуги, не водятся и не водились.
…осетровые не водятся в акватории озера Ильменя... Осетр в принципе не обитает в водах Новгородского региона…(8).
Далее в той же редакции Повести в судебном заседании выступает Сом, который рассказывает о случае, когда его брат вместе с Ершом попали в рыбацкий невод на Волге. Ерш смог выбраться и стал издеваться над братом Сома, который выбраться из невода не смог.
…И сом тако рек: «…скажу про того ерша великую повесть. Подвернулся тот ерш к брату моему меншему сому да учал спрашивать: сом, далече ли ты видишь ти реки. А брат мой сказывал: я де вижу Волгу с конца на конец. А в то время тот ерш вел брата моего подле берег, и приехали невотчики с неводом и обметали брата моего и волокли на берег. И тот ерш выскочил, а сома учали в три палки бить, а он, ерш, учал смеятися: видиш ли против Волгу наперед, а того не видал, как в невод попал…(3, с.156).
Возникает тот же вопрос: как Ерш плавал между реками Волхов и Волгой, если в то время они не соединялись непрерывным водным путем?
В конце Повести перечисляются лица, принимавшие участие в тяжбе, в том числе, и староста Сазан Ильменский.
…а понятых были староста Сазан Ильменской да Рак Болотов, да целовальник…(1, с.11).
Непонятно, почему староста Сазан назван Ильменским, если в озере Ильмень сазаны (карпы обыкновенные) не водились. Сазаны водились в Волге.
…К. (карп – п.н.) почти исключительно пресноводная рыба, но водится также в Каспийском, Черном (устья рек и взморье) и Азовском морях…у нас он в большом количестве водится в реках, впадающих в Каспийское, Черное, Азовское и Аральское моря, особенно в низовьях Волги (в притоках и среднем течении Волги К. мало, но они водятся постоянно также в верховьях Оки, Суры и Свияги…(6).
В конце Повести в той редакции, где присутствует свидетель Волховский Осетр, судьи выносят Ершу приговор от разных водоемов, в том числе, и от реки Волхов.
…Ярославль приговору, езера Ростовскаго приговору, реки Волги приговор, реки Волховские: ерша щетину обвинили, а леща оправили, ерша батогами и кнутом стегали, из Ростовскаго езера выжили вон с родом и племенем и со всем приговором на старую вотчину езера…(3, с.156).
Суд над Ершом проводился в Ростовском озере, и судьи были из близлежащих к Ростову Великому мест: Ярославля, Переславля-Залесского или обитали в Волге. Пригоров Ершу вынесен от имени этих мест. Но непонятно как на суде в Ростовском озере мог быть вынесен приговор от реки Волхов.
Вопросы
Напомню, что Повесть о Ерше Ершовиче основана на реальных судебных процессов того времени. С учетом этого возникли следующие вопросы к Повести.
- Почему Белуга Ярославская в одной из редакций Повести названа новгородским судьей?
- Каким образом Белуга могла быть новгородским судьей, если в Новгородской области белуга не водилась?
- Где «в Новгородском уезде в реке Волге» жил свидетель Лодуга?
- Каким образом свидетель Лодуга мог жить «в реке Волге в Новгородском уезде» или в реке Нарве в другой редакции Повести, если в реках рыба лудога не водится?
- Как Волховский сиг и Нарвская Лудога могли «соплемяниться» и «пить и есть вместе» с Сельдью Переславской, если они жили в 600-1000 км от нее в водоемах, не связанных непрерывным водным путем с Плещеевым озером?
- Каким образом свидетели Сиг Волховский и Лудога Нарвская были доставлены в Ростовское озеро?
- Каким образом Осетр Волховский мог плыть в Ростовское озеро из озера Ильмень, если в озере Ильмень осетры не водились?
- Как Ерш Ершович мог плавать из реки Волхов в реку Волгу?
- Почему староста Сазан называется в Повести Сазан Ильменской, хотя в озере Ильмень сазаны не водились?
- Почему на суде, проводившемся в Ростовском озере, был вынесен приговор от реки Волхов?
Ответы
Ответы на поставленные выше вопросы могут быть следующими.
1. Согласно гипотезе авторов Новой Хронологии летописным Великим Новгородом был Ярославль с прилегающей к нему территорией (10). В 17 веке или позднее история Ярославля – летописного Великого Новгорода на бумаге была «перенесена» в историю нынешнего В. Новгорода, в которую, согласно моей гипотезы, также были перенесены и события прошлого Пскова (11,12), Ивангорода (13,14) и, возможно, других городов. Письменные источники были отредактированы или уничтожены. Цель – "создание" нового Великого Новгорода в другом месте и с другой нужной фальсификаторам историей.
2. Повесть о Ерше Ершовиче, вероятно, тоже подверглась редактированию. В оригинальном тексте Повести в тяжбе, проводимой в Ростовском озере, принимали участие, вероятно, рыбы из близлежащего к Ростову Великому, Ярославлю и реке Волге региона.
3. Повесть основана на типичном судебном процессе того времени. Это именно повесть, а не сказка. Есть и сказки о Ерше Ершовиче, но они основаны на Повести. Самые ранние сказки о Ерше Ершовиче записаны в 19 веке (15, с. 457). Поэтому, маловероятно, чтобы в оригинале Повести на судебное заседание в Ростовском озере могли попасть или быть доставленными рыбы из озера Ильмень, рек Волхов и Нарва.
4. Белуга Ярославская действительно была Новгородским судьей и изначально могла называться Белугой Новгородской. На суд в Ростовское озеро белуга могла попасть из Волги через реки Которосль и Векса (рис.6).
…В Каспийском море (белуга – п.н.) была распространена повсеместно. Для нереста в настоящее время входит главным образом в Волгу, в значительно меньших количествах — в Урал и Куру, а также Терек. В прошлом нерестящиеся рыбы поднимались по бассейну Волги очень высоко — до Твери и до верховьев Камы…(2).
5. Свидетель Лодуга – это, вероятно, не лудога, а рыба другого вида, жившая «в Волге в Новгородском (Ярославском) уезде», которую в последствии поздние редакторы, вероятно, заменили на лудогу и "перенесли" в Ладожское озеро ближе к нынешнему В. Новгороду.
6. Волховский сиг и Нарвская Лудога, которые по словам Ерша «соплемянились» и «пьют и едят вместе» с Сельдью Переславской, вероятно, тоже были изначально рыбами других видов, обитавших в бассейне Волги.
7. Осетр Волховский – это, вероятно, отредактированный осетр Хвалынского (Каспийского) моря, который мог попасть в Ростовское озеро по Волге и прилегающим к ней рекам.
8. Староста Сазан Ильменский – тоже, вероятно, сазан из другого водоема. Сазаны обитают в бассейнах Каспийского моря (2).
9. Приговор Ершу был вынесен от лица близлежащих к Ростовскому озеру рек и водоемов. Упоминание реки Волхов здесь неуместно и, вероятно, было добавлено уже поздними редакторами.
Выводы
- Обнаружены следы фальсификации Повести о Ерше Ершовиче, написанной в конце 16 – начале 17 века. Часть рек, водоемов и обитавших в них видов рыб региона летописного Великого Новгорода – Ярославля, упомянутых в Повести, были, вероятно, впоследствии отредактированы и с изменёнными названиями «перенесены» в район нынешнего В. Новгорода. В результате такого редактирования в тексте Повести возникли странности и противоречия.
- Гипотеза авторов Новой Хронологии о том, что летописным Великим Новгородом был Ярославль с прилегающей к нему территорией, а не нынешний В. Новгород, получила дополнительное подтверждение.
Литература и источники:
- Википедия, статьи: Повесть о Ерше Ершовиче, Неро, Белуга, Волга, Волховский сиг, Атлантический осётр, Сазан,
- Геометрическая карта Новгородского уезда (Межевая карта Новгородского уезда), 1780-1797 гг. // интернет-сайт Государственного исторического музея,
- Статья «Нескромный рыбак может поплатиться свободой за осетра из Ильменя» / Интернет-сайт Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству,
- Носовский Г.В., Фоменко А.Т., Фоменко Т.Н. «Господин Великий Новгород. С Волхова или с Волги пошла Русская земля?», 2010,