Найти в Дзене

Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший «Портрет эрцгерцога Альберта Австрийского» и «Портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении»

Одной из важнейших обязанностей придворного художника было создание официальных портретов государя. Эти великолепные полотна, единственные официальные портреты губернаторов Южных Нидерландов на фоне пейзажей, объединяют портретный вклад Питера Пауля Рубенса (1577-1640) и Яна Брейгеля Старшего (1568-1625) с иконографией брюссельского двора. Внушительные образы эрцгерцогов были задуманы Рубенсом и в основном выполнены в его мастерской, в то время как тщательно выполненные виды двух их главных резиденций – замка Тервюрен за эрцгерцогом Альбертом и замка Мариемон за эрцгерцогиней Изабеллой – были написаны Яном Брейгелем Старшим. И Рубенс, и Брейгель использовали портретные типы, разработанные ранее для других заказов, чтобы создать пару двойных портретов, подчеркивающих важнейшие атрибуты власти и господства, необходимые для изображения правителя. Портреты эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы, созданные в сотрудничестве, представляют собой чёткий и практичный рабочий процесс, в к

Одной из важнейших обязанностей придворного художника было создание официальных портретов государя.

Эти великолепные полотна, единственные официальные портреты губернаторов Южных Нидерландов на фоне пейзажей, объединяют портретный вклад Питера Пауля Рубенса (1577-1640) и Яна Брейгеля Старшего (1568-1625) с иконографией брюссельского двора.

Внушительные образы эрцгерцогов были задуманы Рубенсом и в основном выполнены в его мастерской, в то время как тщательно выполненные виды двух их главных резиденций – замка Тервюрен за эрцгерцогом Альбертом и замка Мариемон за эрцгерцогиней Изабеллой – были написаны Яном Брейгелем Старшим.

И Рубенс, и Брейгель использовали портретные типы, разработанные ранее для других заказов, чтобы создать пару двойных портретов, подчеркивающих важнейшие атрибуты власти и господства, необходимые для изображения правителя.

Портреты эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы, созданные в сотрудничестве, представляют собой чёткий и практичный рабочий процесс, в котором каждая из студий вносит свой вклад.

Сидя на обтянутых красным бархатом креслах на террасах, отделенных от окружающего пейзажа балюстрадой, за тяжелыми красными занавесами с бахромой, Альберт и Изабелла пристально смотрят на зрителя.

Эрцгерцог, кажется, сидит близко к земле – перед балюстрадой растут розы, – в то время как Изабелла сидит на большем расстоянии от замка и значительно выше, над верхушками деревьев.

Яркий свет освещает их черты лица и детали элегантных костюмов.

-2

Эрцгерцог Альберт, которому на момент написания портрета было около шестидесяти, носит воротник-горгеру, соответствующие манжеты и чёрный костюм, украшенный золотыми пуговицами.

На шее у него висит орден Золотого Руна, членом которого он стал в 1599 году, а на колене он держит пару перчаток.

Лицо Изабеллы кажется ещё более строгим, чем у супруга.

-3

Её рыжие волосы зачёсаны наверх и украшены жемчугом, драгоценным камнем посередине и цветами, включая веточку ландыша.

На ней большой круглый воротник, а её богатое чёрное платье украшено шестью длинными нитями жемчуга, большим крестом с драгоценными камнями и овальным украшением с изображением Богоматери с Младенцем на фоне полумесяца.

В руках она держит раскрытый веер, а на коленях у неё лежит платок.

-4

Позади эрцгерцога Альберта на реке Вер возвышается охотничий замок Тервюрен. Хорошо виден деревянный мост, который проходит через сад. Лебеди и множество маленьких фигурок оживляют пейзаж.

На портрете эрцгерцогини замок Мариемон стоит на вершине холма, откуда открывается вид на холмистый пейзаж региона Эно, , разделенный надвое кронами деревьев. На переднем плане виден знаменитый олений парк замка.

-5

Эрцгерцог Альберт (1559–1621) и Изабелла Клара Евгения (1566–1633) поженились 18 апреля 1599 года.

Альберт был младшим сыном императора Священной Римской империи Максимилиана II и Марии, дочери Карла V.

Его карьера включала как суровую военную подготовку, так и дипломатическую службу в качестве вице-короля Португалии (1583–1593).

В 1594 году он был назначен архиепископом Толедо (от этого звания он отказался до женитьбы), а после смерти своего брата, эрцгерцога Эрнста, в 1596 году Филипп II назначил его генерал-губернатором Южных Нидерландов.

Его часто изображают с мрачным видом, современники описывали его как человека, которого "нелегко рассмешить".

Конный портрет кисти Рубенса, предположительно утраченный, но, возможно, воспроизведенный в «Аллегории зрения» (см. рис. внизу), увековечивает его воинскую доблесть при взятии Остенде в 1604 году.

Аллегория зрения
Аллегория зрения

Изабелле, любимой дочери Филиппа II Испанского, было суждено сыграть важную роль в судьбе Нижних Земель.

После свадьбы супруги правили совместно до смерти Альберта в 1621 году, после чего эрцгерцогиня продолжила управлять регионом, опираясь на дипломатические услуги Рубенса.

Обладая живым и энергичным характером, она приняла монашеское облачение после смерти супруга.

Альберта и Изабеллу объединяло строгое благочестие, а также твердая приверженность благожелательному управлению осажденными и экономически ослабленными провинциями.

По прибытии в Нижние Земли в 1599 году их встретили с надеждой на новую эру процветания и мира.

Стратегия их правления, по сути, заключалась в том, чтобы утвердиться в качестве благожелательных регентов-резидентов, а не в качестве отдалённых, чисто испанских регентов.

Подчёркивая свои прочные исторические и семейные связи с регионом, эрцгерцоги проводили внутреннюю политику, которая была заметной в глазах общественности, в частности, посещая местные праздники.

Супруги вскоре начали восстанавливать ряд имений, ранее принадлежавших Карлу V и Марии Венгерской (регентше 1531–1555 гг.), в рамках процесса укрепления своего присутствия в Нижних Землях.

Главным среди этих проектов была реставрация любимых охотничьих замков Тервюрен и Маримон.

-7

Тервюрен служил охотничьим замком с XII века, войдя во владения герцога Бургундского в 1406 году и во владение Карла V в 1515 году.

Расположенный в лесу, известном как Зониенвуд, к юго-востоку от Брюсселя, он находился в пределах легкой досягаемости от дворца Куденберг.

Эрцгерцоги отправились в Тервюрен на тщательно организованную охоту и для различных празднеств.

Изображение замка Брейгелем на портрете Альберта ясно передает его живописное положение, окруженное водой, с отчетливо видимой высокой крышей готического большого зала.

Мариемон был любимой резиденцией Альберта и Изабеллы.

Расположенный в Эно, замок был дальше от брюссельского двора, чем Тервюрен, и поэтому подходил для более длительного летнего пребывания и для охоты, которая проводилась в начале сезона (в июле).

Замок был построен по характерному квадратному плану Жаком Дюбрекком для двоюродной бабушки Изабеллы, Марии Венгерской, между 1546 и 1549 годами и располагался на холме на краю леса, у подножия реки Эн.

Мария часто использовала его для охоты, что может объяснять его присутствие на портрете именно эрцгерцогини.

-8

С момента своего назначения на должность «peintre de nostre nostré» 23 сентября 1609 года Рубенс отвечал за создание "официальных" изображений правителей Южных Нидерландов.

По словам биографа Рубенса, Франсиско Пачеко,

Их Высочества эрцгерцог Альберт и его супруга инфанта Изабелла всегда высоко ценили его, поскольку, написав два знаменитых портрета, где они сидят в креслах вскоре после его прибытия, инфанта в присутствии мужа прикрепила к его поясу шпагу и надела на шею богатейшую золотую цепь, назвав его честью родины.

Руководствуясь пожеланиями своих покровителей, Рубенс придерживался канонов придворной портретной живописи и типов, установленных предыдущими придворными художниками Франсиско Пурбусом Старшим (1569–1622) и Отто ван Веном (1556–1629).

Все изображения передают благопристойность и умеренность, соответствующие сдержанному великолепию эрцгерцогского двора, где вкус отражал строгую испанскую моду.

Однако в рамках этой довольно ограниченной сферы Рубенс привнес новую свежесть и царственность в официальные портреты эрцгерцогов, которые часто распространялись через копии.

Картины были написана в период ок. 1618–1620 гг.

Сегодня они хранятся в Национальном музее Прадо в Мадриде.

P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждем вас с нетерпением!
-9