Бесперебойная и эффективная работа путевой техники – залог безопасности движения поездов. Это правило действует всегда и касается в том числе мощных выправочно-подбивочно-отделочных машин ВПО-3000 и электробалластеров ЭЛБ, которые выравнивают и уплотняют балласт. Сердце стальных гигантов – электромагнитные катушки. Если небольшие элементы выходят из строя, то это всегда серьёзная проблема и немалые расходы.
Но, как оказалось, в конце сентября на ЮУЖД появилось простое и гениальное решение, которое позволит избежать подобных последствий. Его предложила команда рационализаторов курганской Путевой машинной станции № 172 Южно-Уральской дирекции по ремонту пути – машинист ВПО Илья Новых, техник по учёту материалов Юлия Бахарева и ведущий инженер производственно-технического отдела Василий Сухоруков. Специалисты разработали и внедрили рационализаторское предложение под названием «Способ восстановления катушек ВПО и ЭЛБ». Теперь можно не покупать новые изделия, стоимость которых исчисляется сотнями тысяч рублей, а наладить качественный ремонт собственными силами в мастерских ПМС.
– Как показала практика, со временем у катушек повреждается внешний изоляционный слой, – объяснил начальник сектора новых технологий путевой машинной станции Дмитрий Смоленцев. – Раньше их просто списывали и заменяли новыми. Разработанная технология позволяет вернуть деталь практически в идеальное состояние.
Весь секрет – в глубокой и равномерной пропитке перемотанной катушки специальным лаком. Для этого была создана вакуумная камера, собранная из доступных технологических материалов: прочной алюминиевой кастрюли, резинового уплотнителя и… компрессора от старого холодильника.
Процесс восстановления выглядит так: отремонтированную катушку опускают в камеру, где уже находится лак. Затем ёмкость герметично закрывают и запускают компрессор, который откачает изнутри весь воздух. В вакууме жидкость проникает в мельчайшие щели обмотки, не оставляя пузырьков воздуха, поскольку впоследствии они могут привести к новому пробою. Далее пропитанную катушку помещают в специально изготовленный сушильный шкаф, а после высыхания её можно использовать в работе. Простая, но эффективная технология гарантирует, что восстановленное изделие будет ничем не хуже нового.
– Мы с коллегами участка по ремонту и обслуживанию машин нередко реанимируем различное оборудование на месте, так получилось и в этот раз, – отметил Василий Сухоруков. – Главный результат этого предложения – значительная экономия средств предприятия. Теперь нет необходимости закупать новые катушки, тратить на это серьёзные финансовые средства и время на ожидание поставки.
По оценкам экспертов, расчётный годовой экономический эффект от внедрения предложения – более 430 тысяч рублей.
– Идея путейцев – яркий пример того, как смекалка, техническая грамотность и желание улучшить работу своего предприятия приводят к реальным, измеримым результатам, – подвёл итог Дмитрий Смоленцев. – Это не просто экономия, а шаг к большей технологической самостоятельности и укреплению кадрового потенциала «Российских железных дорог».