Найти в Дзене

"Сюжет для небольшого рассказа"- история "чайки", снятая "агентами КГБ".ч.3 - "агенты КГБ тоже влюбляются"

Продолжение. Начало тут

А "агентов" этих, кроме Сергей Юткевича, в деле "сюжета для небольшого рассказа" было ещё двое. И тоже из т.н. творческой среды.

Вообще-то привлечение к сотрудничеству сотрудниками органов госбезопасности советских актёров не было чем-то исключительным и редким. Скорее массовым и распространенным. Вот, к примеру очаровательная блондинка Лариса Соболевская, ученица Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, получившая приз за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале 1955 г. за фильм "Большая семья".

В 1958 г. в результате "медовой ловушки", в роли которой выступала Лариса, КГБ удалось установить очень "доверительные отношения" с послом Франции в СССР Морисом Дежаном.

Молодой Михаил Козаков, которого органы привлекли к "сотрудничеству" в 1956 г. , когда он заканчивал Школу-студию МХАТ. Козаков был красив и именно этим, судя по всему, и приглянулся КГБ, который имел на него разные виды, в том числе и в области сексуального шпионажа (он должен был соблазнять женщин, входивших в сферу интересов КГБ).

-2

Как вспоминает сам Козаков -

Началось мое знакомство с органами с милиции, потом выше, выше, выше, и, наконец, вопрос был поставлен ребром: «Вы советский человек? Мы вам
слово даем, что стучать на своих не будете, — вы нам нужны для другого».
Слово они сдержали… Благами не осыпали и денег не платили, но намек
был: «Будешь посвободнее, чем другие». Это тоже сработало…

Агентурное имя Козакова было "Гамлет". Как раз в это время он заменил Евгения Самойлова в роли Гамлета. в спектакле. что шёл в московском Театре им. Маяковского. Участвовал в нескольких комитетских операциях.

Конкретное задание я получил лишь в 1958 году. Я должен был войти в
половые сношения с американской журналисткой (не помню, какой
американской газеты) по имени Колетт Шварценбах (она также работала
нянечкой у детей американского посла), сам не зная для чего. Выполнить
задание мне не удалось, о чем я написал письменный отчет, подписанный
моей кличкой.

Его подводили и к супруге всё того же французского посла Мориса Дежана.

Вспоминая свою "чекистскую" молодость Михал Михалыч оправдывается

Я не занимался стукачеством, и чекисты держали слово —
никаких доносов на товарищей. Время от времени мне напоминали о себе:
звонили по телефону, назначали свидания в разных местах (в гостиницах,
на частных явочных квартирах, просто на улицах). Это случалось, как
правило, после приемов в американском посольстве или перед приемом в
каком-нибудь другом капиталистическом посольстве. Их интересовало мое
отношение к послу, его жене или какому-нибудь другому лицу посольства.
КГБ никогда не спрашивал меня про поведение советских людей, бывших на
этих приемах…
Правда, было еще одно задание: «поработать» с секретарем
американского посла, который тянулся к «Современнику», — пригласить его
домой. Не я единственный в этом участвовал, но грех был: его напоили,
вытащили какие-то документы — словом, скомпрометировали, и он вынужден был из Союза уехать…
Коллег, тоже работавших на КГБ, я знаю, но никогда не назову их фамилии.
Это достаточно популярные актеры. Впрочем, не только актеры

И ведь не случайно, что потом Михал Михалыч стал одним из лучших исполнителей роли "железного Феликса" в нашем кино.

Агентурный псевдоним "Ирина" имела Людмила Гурченко, кстати, сама его придумала. Органы привлекли к сотрудничеству с целью информирования о настроениях среди зарубежных гостей Всемирно фестиваля молодёжи и студентов в Москве в 1957 г. Более подробно у нас тут

Андрея Миронова органы попытались тоже привлечь к "сотрудничеству".

В общем то, ничего такого криминального в этом нет, безопасность страны она прежде всего. Это сейчас появился какой-то лагерный термин "стукач" в отношении таких "добровольных помощников" наших славных органов госбезопасности. А тогда любой за честь посчитал бы, что его пригласили на соответствующее собеседование. Тем более, что это сулило и определенные моральные и материальные дивиденды.

Вот и в отношение Владимира Высоцкого имеется такое же, достаточно мотивированное мнение. Есть книжка нашего известнейшего расследователя сплетен, скандалов и интриг нашей истории Фёдора Раззакова "Владимир Высоцкий - суперагент КГБ", написанной им в соавторстве с Михаилом Крыжановским. Книжка была напечатана и поступила в продажу в 2012 г. В 2013 сын Владимира Высоцкого - Никита Высоцкий, подал исковое заявление в Хорошевский районный суд г. Москвы с требованием запретить распространение этой книги и выплатить ему 4,5 миллиона рублей морального ущерба.

Никита Владимирович посчитал клеветническими выводы авторов книги, что его отец был сотрудником Первого Главного Управления ( внешняя разведка) КГБ СССР под оперативным псевдонимом "Виктор". И что они с Мариной Влади составляли супружескую пару советских разведчиков. Марина имела оперативный псевдоним "Вероника".

Хотя в чём же тут клевета? Если Высоцкий и Влади были супружеской парой советских разведчиков, выполняли задания советской разведки во время своих многочисленных и продолжительных поездок за рубежом, и не были разоблачены западными спецслужбами, то этим наоборот надо гордиться.

Вот только перечень стран которые посетил Высоцкий вместе с Влади

1973 — Польша, Западный Берлин, Франция.
1974 — Югославия, Венгрия, Франция.
1975 — Франция, Англия, Генуя, Касабланка, Мадейра, Перу, Мексика, Франция, Болгария, Венгрия.
1976 — Франция, Канада, США, Югославия, Венгрия.
1977 — Венгрия, Франция, остров Косумель, Мексика, Перу, США, Канада, Франция, Франция.
1978 — Франция, ФРГ, Франция, Таити, Гонолулу (США), Франция, Франция.
1979 — Франция, ФРГ, США, Канада, США, Франция, Италия, Франция, Канада, Таити.
1980 — Италия, Польша, Франция.

А когда же он работал в очистке Театре на Таганке?

Если кому интересно, какие задания по мнению авторов книги выполняли Высоцкий с Влади, то можете прочитать книгу. Она есть в Сети в электронном виде в многочисленных вариантах. Да, из продажи по решению Хорошевского суда её изъяли, издательство "Алгоритм" выплатило Никите Высоцкому вместо 4,5 миллионов рублей 600 тысяч морального ущерба за якобы клевету о том, что его отец был сотрудником внешней разведки своей страны. Ну, что тут сказать, "кровавая гебня" - это диагноз.

Что характерно, Михаил Крыжановский, бывший сотрудник КГБ СССР, потом СБУ Украины, а потом и ЦРУ с ФБР с тридцатилетним стажем, один из авторов книги, в своем заявлении в суд писал

В своем иске Н. Высоцкий, сын покойного актера, поэта и барда
Владимира Семеновича Высоцкого, утверждает, что его отец не был агентом КГБ СССР. Однако, действия Н. Высоцкого говорят об обратном; более того – Н. Высоцкий подтверждает изложеннные в нашей книге факты и версии.
1 декабря 2011 г состоялась премьера художественного фильма
"Высоцкий. Спасибо, что живой", автором сценария которого является Н.
Высоцкий.
В самом начале фильма, на 5-й минуте, согласно сценария,
происходит следующее. Владимир Высоцкий встречается на явочном пункте (в подвальном помещении) 5-го отдела УКГБ по г. Москве и Московской области с полковником УКГБ (должность – не ниже зам. нач. 5-го отдела или нач. отделения); в качестве я/п (явочного пункта) используется
подвальное помещение ОВИР УВД. Они приветливо улыбаются друг другу,
крепко пожимают руки, причем чекист с изумлением спрашивает Высоцкого:"С каких это пор мы с тобой на "вы"? " Это означает, что конспиративные встречи с Высоцким носили регулярный характер, т. е. как агент он работал эффективно, информацию поставлял регулярно, был дисциплинирован и на встречи приходил в условленое время – великолепная характеристика агента (пишется в конце года и идет в его личное дело).
Дальше Никита Высоцкий рассказывает нам еще более интересные
вещи. Полковник КГБ уничтожает написаные Высоцким от руки биографию и заявление на выезд во Францию, говорит, что сейчас требуют отпечатанные на машинке документы, сообщает, что он, полковник КГБ, ЛИЧНО все подготовил и даже напечатал, и Высоцкому остается только подписать бумаги. О чем это говорит? О том, что Высоцкий был не только особо ценным агентом, но и о том, что работа с ним стояла на контроле у
руководства КГБ СССР, иначе полковник КГБ не делал бы такие суперуслуги
обычному театральному актеру.
Далее идет оперативный разговор чекиста со своим источником.
Полковник КГБ информирует Высоцкого, что за организацию его "левых"
концертов в Ижевске арестованы два человека, а также выдает известную
ему тайну следствия по этому делу (содержание допросов подследственных).
Далее он дает инструкции Высоцкому, как уйти от уголовной
ответственности – воздержаться от "левых" концертов хотя бы на год. О
наказании за преступление речь не идет – ясно, что КГБ прикроет. Затем
полковник КГБ выдает и служебную тайну о том, что КГБ напряженно
готовится к Олимпиаде-80 в Москве. В конце беседы, как и положено, они
договариваются о следующей встрече – через день, когда "все будет
готово".
Таким образом, еще до выхода в 2012 г книги "Высоцкий –
суперагент КГБ" сценарист фильма Никита Высоцкий детально описал одну из конспиративных встреч своего отца, агента КГБ Владимира Высоцкого с
сотрудником УКГБ по г. Москве.
Учитывая изложенное, полагаю, что иск Никиты Высоцкого к
авторам книги "Высоцкий – суперагент КГБ" М. Крыжановскому, Ф. Раззакову
и издательству "Алгоритм" лишен всякой логики и смысла, абсурден по
своей сути и содержанию, и не подлежит рассмотрению в суде.

Приводятся ли в книге какие-либо документальные доказательства разведдеятельности Высоцкого и Влади? Конечно, нет. Их в принципе не могло быть. О том, что человек был сотрудником внешней разведки официально сообщается только, если он провалился. А здесь никакого провала. Да даже имя какого-нибудь обычного милицейского или полицейского "доверенного лица" или "агента" не может быть предано гласности без его согласия. Всё остаётся секретным навсегда. Да и сам суд не запросил в СВР данные о Высоцком. Да ему бы и не дали.

Авторы книги анализируют объективные факты - многочисленные долговременные, беспрецедентные для советского человека, выезды за границу, пьянки и грубейшие нарушения трудовой дисциплины по месту работы в Театре на Таганке- надо играть в спектакле, а Высоцкий всех посылает подальше и месяцами колымит с концертами по стране - которые не имели для него никаких последствий. Милиция возбуждает уголовное дело по фактам хищений денежных средств с "левых концертов" Высоцкого ( Буба Касторский, он же Борис Сичкин за такое же отсидел год в Тамбовском СИЗО, его выпустили на подписку и он сбежал в США) - сажают администраторов, а Высоцкий только свидетель. И как будто над Высоцким кто-то раскрыл защитный зонтик. Неприкасаемый.

Вот авторы и попытались логически объяснить причину такого привилегированного положения Высоцкого. То что он женился на выходящей в тираж французской кинозвезде, которая была членом французской компартии, и все эти беспрецедентные поблажки только ради неё - ну это разговоры в пользу бедных.

И произошло это - начало тесных отношений Высоцкого и Влади- именно во время съёмок фильма "Сюжет для небольшого рассказа". По мнению Раззакова и Крыжановского

И вот именно во время съёмок "Сюжета для небольшого рассказа" в 1968 г. в Москве брак Высоцкого и Влади был постановочным — его инспирировал КГБ, чтобы создать из этих людей агентурную суперпару. Высоцкий был «пристегнут» к Влади — именно в этом качестве он и рассматривался чекистами в ту пору. Хотя постепенно, по мере втягивания Высоцкого в агентурную деятельность, он вырастет до самостоятельной фигуры в этом тандеме
-3

Была ли там такая великая любовь? Вот что пишет режиссер Юнгвальд-Хтлькевич. у которого Высоцкий снимался в "Опасных гастролях"

Я никогда не видел Высоцкого страстным с Мариной. С Таней
Иваненко он не скрывал своих чувств, был самим собой, а с Мариной
вел себя как западный человек: сдержан, предупредителен. Я не узнавал
Володю и тяготился, когда мне приходилось быть с ними одновременно. Мы
были открыты друг перед другом. Я говорил:
— Володь, ну не получится ничего, такие вы разные, это просто
невозможно. Вы оба играете в какую-то игру .
— Что ты х… несешь? Как ты можешь? — Высоцкий обижался на меня, но эти перепалки не меняли наших отношений.
Почему, имея Танину любовь, такую, о которой всякий нормальный мужик
может только мечтать, Высоцкий сделал выбор в пользу Влади — для меня
загадка. Тем более что, судя по всему, Володя не так уж сильно любил
Марину. Говорил, что обожает, но я-то вместе их видел! И так же видел их
вместе с Таней: какие там были страсти как с одной, так и с другой
стороны. Он ей, сидя за столом в ресторане, руку невзначай на бедро
клал, она загоралась вся и трепетала так, как иные женщины не способны
на вершине самого великолепного секса. Она и без того невероятной,
божественной красоты девочка, но от малейшего его прикосновения
преображалась. Невозможно было это наблюдать — завидно… А Марина — очень холодная женщина… Она ему другом не стала. Володе все время в ней
чего-то не хватало. И сильно не хватало. С Влади он себя насиловал,
уподоблялся ей, застегивался, ограничивался и метался, потому что его
самого все это тяготило и не могло не раздражать…

И не надо нам высказывать претензии на тему - зачем писать о том, чего не было. А может и было? Мы, как поётся, " ни на что не намекаю, только песенку пою". Песенку из изъятой по решению суда книги, в котрой суд усмотрел клеветнические утверждения о том. что Владимир Семенович Высоцкий был агентом советской внешней разведки. Авторы книги не предоставили в суд секретные документы, которые им бы никто и не дал, да и обычный районный суд их вообще не имел права изучать даже. если бы они и были. Поэтому вывод авторов книги на основе логического анализа жизни Владимира Высоцкого был признан клеветническим.

Кстати, Никита и Аркадий Высоцкие заявляли о книге самой Марины Влади ""Владимир или прерванный полёт" - клевета на отца и их семью.

Вот никто же не объявляет клеветническими книжки изменника Родины и английского шпиона Виктора Суворова на тему, как т. Сталин хотел первым напасть на гитлеровскую Германию и ему всего-то не хватило двух недель времени. И ведь никаких документальных доказательств не приводит, только анализ на основании "разведлогики". Кстати, книжки предателя Суворова очень одобрял Алесандр Николаевич Яковлев. И с тех пор в массовом сознании укоренилось, что это СССР хотел напасть на Германию, а та только защищалась.

Вот и Раззаков с Крыжановским применили "разведлогику" для анализа жизни Влади и Высоцкого. И не надо задавать вопросы - кто и сколько дал нам за рекламу этой запрещенной книжки. Никто и нисколько. Просто в порядке информации. А выводы делайте сами.