Пока досматриваю «Возвышение Фениксов». Очень неплохая дорама в стиле «шекспировской драматургии», так что смотрится на ура, и хочу отвлечься от просмотра, чтобы не так быстро закончилось.
Тотальный плагиат эпохи Чжаньго
Есть учение одной из «100 школ» эпохи Воюющих царств (Чжаньго), так или иначе ставшее онтологической основой и космогенезом («как зарождается и устроен мир?») того, что сегодня называют «китайская философия».
Хотелось забраться в самые глубины истории, так что, запасшись большой чашкой чая и горкой бубликов, полез копать гору «первоисточников». И чем больше копал, тем больше открывалось, что никаких первоисточников не существует. Условно не существует, это «эффект звездного неба», когда невозможно достоверно установить «простите, кто на ком стоял?» (с), и всё оказалось сваленным в кучу на очень небольшом отрезке исторического периода.
Изучая греческую античность, вполне определенно можно установить, с кого, когда и как началась некая философская мысль и чем она закончилась. В Китае с этим полный бардак. Допустим, некто Конфуций высказал некое умное замечание. Другой ученый муж, скажем, плотник Мо, прочитал труд Конфуция, очень возбудился умным замечанием и написал целый трактат на его основе. После этого ученики Конфуция прочитали работу Мо, поняли, в ее основе лежит замечание их учителя, и переписывают работу Конфуция уже с идеями Мо, выдавая это за первомысли Конфуция. Потом так же поступают ученики Мо.
В результате к концу эпохи Чжаньго и началу династии Хань (4–2 век до н.э.) появляется множество работ, где немного древнего текста и очень много комментариев учеников, выдаваемых за древний текст учителя. Установить, кто и когда написал разные отрывки в общем тексте, кто высказал изначальную идею, а кто ее позже доработал под свою школу, весьма проблематично. Для синологов это восторг энтузиазма распутать клубок до легендарного Желтого императора (ок. 2600 г. до н.э.), а для обычного читателя вроде меня проблема, как это уложить в голове в некую систему. Попробую.
Китайская натурфилософия — школа «Инь-Ян»
Со школой «Инь-Ян» произошла пренеприятнейшая история: тексты ее учителей Цзоу Яня и Ян Чжу не сохранились. Но ее идеи оказались настолько «универсальными» (философски безликими), что практически все другие школы включили ее положения в свои учения.
Изначально где-то за 1000 лет до НЭ появилась идея о пяти первоэлементах (у-син). Китайцы наблюдали небо и видели пять планет разных по яркости. Так появилась идея о градации небесных сил, отражающихся на земных процессах. В школе «Инь-Ян» к этим первоэлементам добавили те самые инь и ян как, скажем, «темные и светлые» фазы стихий, как рост или упадок, упорядочили всё космогенезом, когда изначальная праматерия (у-цзи) превращается в круговорот вещей в мире (в природе как смена сезонов, в человеке как баланс энергий) и всё заканчивается балансом сил Великого Предела (Тай Цзи).
(в этом мультике как раз рассказывается как планеты отождествляли с конкретными пятью стихиями у-син, правда совсем немного)
Именно в таком виде (смешение у-син и инь-ян) концепция вошла и в китайскую медицину (иглоукалывание), и в даосизм, где Великий Предел (Тай Цзы) становится Великим Дао, и в китайский буддизм. И никто из них не говорит, что мы «сплагиатили» эти умные мысли у чужой школы. Более того, именно в таком виде как синоним китайской философии она дожила до сегодняшнего дня. Наверняка каждый хоть раз да слышал, что в основе китайского мировоззрения — «главное поддерживать баланс (энергий)», где подразумевается, что таким образом достигается Великий Предел.
В конце II века до нашей эры конфуцианец Дун Чжун Шу объединил учение о пяти стихиях и инь-ян с конфуцианскими идеями о добродетели и цикличности правления. Таким образом, он превратил конфуцианство в полноценную философско-религиозную систему, которую императору У-ди не стыдно было утвердить (133 г. до н.э.) как государственную идеологию. Все остальные школы после императорского указа потихоньку либо сошли на нет, либо влились в конфуцианство.
В концепции полно дыр, но на момент возникновения вообще-то была самой крутой даже на фоне европейских. В отличие (утрирую для простоты понимания) от аристотелевой линейной логики событий здесь была системная логика процессов. Увы, конфуцианству не было дела до ее развития, и в конечном итоге «баланс энергий» свернулся до «лучше ничего не менять».
Особенности «Ста школ»
На самом деле было всего девять влиятельных школ, и чаще всего их привечали не за крутые идеи, а за умение быть полезными и «выбивать» средства из тогдашних правителей различных царств.
- Конфуцианство. В первую очередь, была сильна идеей системного обучения и подготовки учителей (жуизм). Делала акцент на ритуалах (главное в обучении) и сохранении истории (раньше было лучше). В долгой гонке ее стратегия плодить учеников и сохранять историю (энциклопедичность) сделала победителем среди остальных.
(очень много размышлений о деле Конфуция в подборке)
- Моизм. Прямой конкурент конфуцианства в его идеях о «добродетелях». Считали ритуалы пустой тратой средств. Не видели причин включать музыку в систему обучения. Почти эмпирики. Очень хорошо зарабатывали как ремесленники на создании оборонительных сооружений. С идеями Мо-цзы спорили и одновременно их тырили другие школы. При Цинь Шихуанди исчезли (может, были вырезаны), а часть идей ушла в конфуцианство.
- Даосизм. Были близки к народным культам, стал «народной религией», поэтому и дожили до современности. В эпоху Чжаньго обожал спорить с моизмом. Трактат Лао Цзы о Пути и Силе во многом именно такой спор.
(писал много о даосизме, подборка)
- Легизм. Учение о централизованной власти, основанной на жестких законах. При правлении Шихуанди законники всех достали требованиями каторги за малейшую провинность. При следующей династии Хань школа была запрещена, но ее учение о государственном устройстве легло в основу положений конфуцианства о бюрократии. Получился неплохой баланс, где строгость законов легизма уравновешивалась конфуцианской ответственностью власти (морально-этической через приверженность традициям) быть добродетельными по отношению к подданным. Наверное, идеи легизма до сих пор присутствуют в китайском государстве, хотя бы в таком положении, что любой обучившийся может стать государственным чиновником, если сдаст экзамены.
- Школа земледельцев. Сильна была знаниями о том, как и что вырастить на земле, чем и привлекала правителей. Ратовала за крестьянскую утопию для всех и каждого.
- Школа наименований. Задолго до Врунгеля знала, что как вы яхту назовете, так она и поплывет. Отпочковалась от учения Мо-цзы как отдельная дисциплина вести споры. Иногда называют «китайской софистикой».
- Школа «Искусства войны» (Сунь-цзы). Чисто суворовская наука побеждать, что в эпоху воюющих царств было очень востребованным. Живет по сей день, в военных академиях изучают.
- Школа «Вертикали и Горизонтали» (дипломатии). Умение строить союзы с большими и малыми и по вертикали, и по горизонтали (крестики-нолики).
- Школа «Инь-Ян» (натурфилософия). Исчезла как самостоятельная единица, но стала основой философии для всех китайских школ, что пережили Шихуанди. Создала логическую систему, связывающую природу и человека, которая вдохновила другие учения. Эти школы обогатили её примерами, и так появилась китайская философия в её современном виде.
Большинству школ не хватало системности, неудивительно, что в конечном итоге все они влились в большую реку «конфуцианства» — подготовки учителей, готовых создавать энциклопедию китайской мудрости. Увы, придумать чего-то новое для «хранителей прошлого и традиций» было проблематично. Китайская школа мысли застряла в эпохе Чжаньго, и даже приход буддизма не особо их взбодрил.
А вот в Европе появление богатых итальянских городов-государств разрушило монополию церкви на «единственно правильное мнение». Концепция Бога трансцендентного (закон и порядок) стала заменяться Богом имманентным, отсюда некоторая свобода личности, гуманизация воззрений, интерес к античности, великолепные картины с красотой тела. Эпоха Возрождения создала почву свободой мысли для Эпохи Просвещения с доминированием науки.
А на сегодня все...