Дунхуа «Сказание о пастухе богов» (2024) по мотивам одноименной фэнтези. Увы, онгоинг, но по 46 сериям уже можно оценить всю картину. Если бы носил шляпу, то обязательно бы снял в знак уважения к китайским аниматорам. Спасибо Феникс за бесценную наводку. Оставим восторги на вторую часть, начнем с качества.
Дунхуа как отдельный вид эстетики
Первое, что бросается в глаза — проработанная анимация. Все главные персонажи созданы как отдельные модели и прорисованы со своими уникальными лицами. Видно, что для многих сцен движения рисовались по методу «моушен кэпчер» (захват движения), что создает ощущение реальности происходящего. Декорации полны деталей, а игра света и тени погружают зрителя в происходящее.
По моему неэкспертному мнению, мультик «Сказание о пастухе богов» по картинке в разы (утрирую, просто бросается в глаза) превосходит «Путешествие к бессмертию», о котором писал ранее. Только ради картинки стоит попробовать посмотреть.
А еще тут есть сюжет со смыслом
В отличие от анимации «Путь к бессмертию», где несчастный муравей ползет на Эверест в гордом одиночестве, в этой дунхуа сюжет строится на том, что герой должен научиться ладить (или использовать) окружающих, чтобы добиться цели. И команду ему подбирают соответствующую: глухой, слепой, немой, безрукий, безногий и немощная старуха. Уже понятно, что минимум пафоса, много иронии и юмора, особенно вначале.
70% времени это обычное для жанра у-сянь-ся «хожу туда-сюда и махаю мечом». Создатели тренируют фантазию у подрастающего поколения. Но даже здесь чувствуется работа профессионалов, потому что у фантазий есть внутренняя логика, а для основы взяты мифы и сказания древности. В первой же серии мы видим аллюзию на легенды о Кришне как воплощения Вишну, разве что кожа не голубая. Китай предлагает Индии наводить мосты?
Далее всё обучение героя проходит в строгом соответствии с канонами «учения о бессмертии», как оно сложилось в различных сектах даосизма. Верить в такое не обязательно, но можно рассматривать как экскурс в историю размышлений китайских мудрецов уже не такого давнего времени. По крайней мере, многое из того, что показано, лежит в основе современного цигун, кун-фу (у-шу) и даже ТКМ (традиционная китайская медицина). Писал о ТКМ в нескольких публикациях на дораму «Новая волна».
Также в дораме много о концепции пяти стихий (первоэлементов), но в символическом виде согласно китайской мифологии. Четыре стихии представлены в образе мифических животных: белый тигр, черепаха с элементами змеи, лазурный дракон и красная птица (не Феникс, но родственник). Таинственный пятый элемент находиться в центре и его герою еще предстоит открыть.
Более подробно о символизме писал в обзоре на дораму «Красная Птица».
Кстати, в дораме «Затихающие волны» в последних сериях используют такой же символизм.
Воспитание подростков
Но самые большие мои восторги относятся к современной китайской культурной политике. Через дорамы и анимацию в ней просматривается глубокая системность, когда нынешние творцы, воспитанные в строгой социалистической идеологии, сумели переосмыслить историческое наследие и на этой основе создают художественные произведения с совершенно новыми смыслами.
Конечно, большинство многосерийных мультиков даже в Китае (есть и по 500 серий) создаются как развлечение. Они прекрасно заходят подросткам, когда «лунтики и смешарики» уже наивны, а Достоевский еще зануден и хочется видеть что-то яркое, увлекательное полное невероятных приключений.
Вот тут-то китайский Минкульт и подсуетился с популярной формой дунхуа у подростков и выдал «Путешествие в Бессмертие» и «Сказание о пастухе богов». В них не только много ярких картинок, но и огромный мотивирующий потенциал для впитывающего как губка взрослеющего сознания. Даже в СССР такой системности не было.
«Путешествие к бессмертию» — история одиночки, показать, что всё возможно, если быть упорным. «Сказание о пастухе богов», помимо познавательной лекции о культуре даосизма, закладывает этические и моральные нормы современного китайского общества. И даже есть немного о смыслах империи, и, что меня совсем удивило, рассказывается, почему и зачем нужен социальный лифт в развитом государстве. И всё это ненавязчиво, в игровой форме. Очень глубоко — достойно «снимания шляпы».
На пробу — первая серия.
...приятного просмотра )