Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

С чем пили постный чай

Одной из особенностей старинного русского чаепития было соблюдение постов – Великого, Петровского, Успенского, Филиппова (Рождественского). Кроме того, постились каждую среду и пятницу. Сахар попадал в эти дни под запрет, поэтому расскажем, чем его заменяли. Почему в пост не пили чай с сахаром? Дело в том, что до начала ХХ века сахарный сироп при очистке процеживали через костяной уголь (получали из говяжьих костей), а иногда еще осветляли раствором альбумина, который извлекали из бычьей крови. Из-за костяного угля и альбумина набожные люди и считали сахар скоромным. Заменяли же сахар медом, пили вприкуску с давно любимым на Руси лакомством – изюмом. Под чай выбирали, как правило, кишмиш или «коринку». Был придуман так называемый постный сахар, который делали из нерафинированного сахара или картофельной патоки, часто с добавкой фруктовых соков. Любители пить чай с молоком или сливками заменяли их миндальным молоком («миндаль обварить, очистить, истолочь очень мелко, развести 6 стакана

Одной из особенностей старинного русского чаепития было соблюдение постов – Великого, Петровского, Успенского, Филиппова (Рождественского). Кроме того, постились каждую среду и пятницу. Сахар попадал в эти дни под запрет, поэтому расскажем, чем его заменяли.

Почему в пост не пили чай с сахаром? Дело в том, что до начала ХХ века сахарный сироп при очистке процеживали через костяной уголь (получали из говяжьих костей), а иногда еще осветляли раствором альбумина, который извлекали из бычьей крови. Из-за костяного угля и альбумина набожные люди и считали сахар скоромным.

Заменяли же сахар медом, пили вприкуску с давно любимым на Руси лакомством – изюмом. Под чай выбирали, как правило, кишмиш или «коринку». Был придуман так называемый постный сахар, который делали из нерафинированного сахара или картофельной патоки, часто с добавкой фруктовых соков. Любители пить чай с молоком или сливками заменяли их миндальным молоком («миндаль обварить, очистить, истолочь очень мелко, развести 6 стаканами кипяченой воды, процедить», – рекомендовала в своей кулинарной книге Елена Ивановна Молоховец). Многие сопровождали чай изюмом и миндальным молоком не только в пост.

Почитаем о «постных» и не только чаепитиях в отечественной литературе и публицистике.

Михаил Петрович Погодин в 1827 году, в «Письме о русских романах» упоминал провинциальных помещиков, которые «по середам и пятницам пьют чай с липовым медом».

Александр Николаевич Островский, «Семейная картина». 1847 год. Один из персонажей пьесы, шестидесятилетний купец Парамон Ферапонтыч Ширялов, «великим постом и чаю не пьет с сахаром – все с медом либо с изюмом».

Николай Семенович Лесков, «Овцебык», 1862 год. Мать главного героя мечтает, «что ее Вася будет когда-нибудь архиереем и она будет тогда жить у него в светлой комнатке с белой печкою и всякий день по два раза пить чай с изюмом».

Николай Александрович Лейкин, «Апраксинцы: сцены и очерки из быта и нравов петербургских рыночных торговцев и их приказчиков», 1863 год. Апраксинцы – это обитатели торгового Апраксина двора. «Проснулись в понедельник молодцы и напились чаю уже не с сахаром, а с медом, – с сахаром грех». «Первые недели великого поста время не бойкое: молодцы подмеривают товар, приготовляются к счету, хозяева сидят в трактирах, да распивают чаи с медом или изюмом».

Александр Сергеевич Ушаков (Николай Скавронский), «Очерки Москвы» 1860-1865 годы. «Дай-ка, Ваня, четыре пары чайку получше…Лимончику да миндального молочка принеси». В одном из очерков того времени «Дружеская беседа за чайком с медком», упомянут купец, который пьет в «мясоед чай с изюмом».

Павел Иванович Мельников-Печерский, «В лесах», 1871-1874 годы. «На другом столе были расставлены заедки, какими по старому обычаю прежде повсюду, во всех домах угощали гостей перед сбитнем и взварцем, замененными теперь чаем. Этот обычай еще сохранился по городам в купеческих домах, куда не совсем еще проникли нововводные обычаи, по скитам, у тысячников и вообще сколько-нибудь у зажиточных простолюдинов. Заедки были разложены на тарелках и расставлены по столу. Тут были разные сласти: конфеты, пастила, разные пряники, орехи грецкие, американские, волошские и миндальные, фисташки, изюм, урюк, винные ягоды...».

Алексей Феофилактович Писемский, «Мещане», 1877 год. «На столе, кроме самовара, были наставлены: ... селедка, изюм, яблоки и орехи».

В романе Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне» действие разворачивается в Москве 1879-1880 года. Из описания трапез купеческой семьи главного героя в Великий пост: «...изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, миндальное молоко...». Один из гостей дома пьет чай с миндальным молоком и постными пирогами. А вот что продавали на главном в Москве постном рынке: «...стопками ледяных тарелок – великопостный сахар, похожий на лед зеленый, и розовый, и красный, и лимонный... россыпи россыпи изюмов, и... синий изюм кувшинный». Кувшинный изюм – крупный изюм гроздьями.

Латунная форма для отливки постного сахара в виде «тарелки», конец XIX-начало ХХ века. (©) «Санкт-Петербургский музей хлеба»
Латунная форма для отливки постного сахара в виде «тарелки», конец XIX-начало ХХ века. (©) «Санкт-Петербургский музей хлеба»

Запись от 1 января 1898 года в дневнике Софьи Андреевны Толстой: «Очень было приятно, дружно, тихо и хорошо. Мы пили русское донское шампанское, Лев Николаевич – чай с миндальным молоком». А вот эпизод из романа Толстого «Война и мир». « – Батюшки! Я и забыл совсем, – вдруг вскрикнул он. – У меня изюм чудесный, знаете, такой без косточек. У нас маркитант новый и такие прекрасные вещи. Я купил десять фунтов. Я привык что-нибудь сладкое. Хотите?.. – И Петя побежал в сени к своему казаку, и принес торбы, в которых было фунтов пять изюму. – Кушайте, господа, кушайте».

Надежда Александровна Тэффи, «Великопостное», 1911 год. «Старуха-лавочница, вдова околоточного и богаделенская старушонка пьют чай. Чай не с простым сахаром, ... а с постным, который... пачкается разными фруктовыми соками с миндалем…».

Рекламная этикетка постного сахара
Рекламная этикетка постного сахара

«Московская газета», от 19 февраля 1912 года. «У обывателей, объевшихся блинами, «кислые» физиономии. Вместо вкусных, дымящихся блинов, зернистой икры и балычка «со слезой», на обывательском столе – лук, капуста, хрен, маринованные грибы, квас и, к чаю, – изюм. А вместо обыкновенного, коровьего молока – молоко миндальное».

Максим Горький, «В людях», 1914. Старообрядцы, торгующие книгами и иконами, «кончив дела, усаживались у прилавка, точно вороны на меже, пили чай с калачами и постным сахаром и рассказывали друг другу о гонениях со стороны никонианской церкви».

«Петроградский листок», от 24 июня 1915 года. «В петроградских ресторанах новость: «чай «по-московски», вместо стаканов – узорчатые чашки, а к чаю подают пять блюдечек – с изюмом, сахаром, вареньем двух сортов и свежей земляникой; помимо этого – лимон или сливки или миндальное молоко».

Оптовый прейскурант «Товарищества А.И. Абрикосова сыновей», ноябрь 1914 год
Оптовый прейскурант «Товарищества А.И. Абрикосова сыновей», ноябрь 1914 год

Временный оптовый прейскурант 1916 года фабрики «Эйнем»
Временный оптовый прейскурант 1916 года фабрики «Эйнем»

Чай
114,7 тыс интересуются