Найти в Дзене

«Я ненавижу продавать»: почему это случается именно с умными людьми

Знакомое чувство, когда от одной мысли «надо продать» сводит скулы? Вы — эксперт, обожаете свое дело, но как только речь заходит о деньгах, включается внутренний саботажник. Кажется, что нужно быть кем-то другим: более настойчивым, громким, убедительным. Но это ощущается как предательство себя. Ненависть к продажам — это часто сигнал о том, что вы пытаетесь действовать против своей природы. Вы просто не знаете, как продавать именно вам, с вашим уникальным набором психологических потребностей и триггеров. Приведу простой пример: Представьте Никиту, гениального креативщика (дизайнера, маркетолога, автора курсов — неважно). Его суперсила — фонтанировать идеями, зажигать людей, придумывать нестандартные решения. В PCM (Process Communication Model) мы бы сказали, что у него сильная энергия типа личности Бунтарь (Rebel). Его психологическая потребность — спонтанный, игровой контакт. Он ненавидит скуку и жесткие рамки. Когда Никита пытается продавать «по правилам», как его учили на курсах
Оглавление
Источник изображения: Arlington Research on Unsplash
Источник изображения: Arlington Research on Unsplash

Знакомое чувство, когда от одной мысли «надо продать» сводит скулы?

Вы — эксперт, обожаете свое дело, но как только речь заходит о деньгах, включается внутренний саботажник.

Кажется, что нужно быть кем-то другим: более настойчивым, громким, убедительным. Но это ощущается как предательство себя.

А теперь главный секрет: вам и не нужно быть кем-то другим

Ненависть к продажам — это часто сигнал о том, что вы пытаетесь действовать против своей природы. Вы просто не знаете, как продавать именно вам, с вашим уникальным набором психологических потребностей и триггеров.

Приведу простой пример:

Представьте Никиту, гениального креативщика (дизайнера, маркетолога, автора курсов — неважно).

Его суперсила — фонтанировать идеями, зажигать людей, придумывать нестандартные решения. В PCM (Process Communication Model) мы бы сказали, что у него сильная энергия типа личности Бунтарь (Rebel).

Его психологическая потребность — спонтанный, игровой контакт. Он ненавидит скуку и жесткие рамки.

Когда Никита пытается продавать «по правилам», как его учили на курсах («Следуй скрипту! Заполни CRM! Проведи 5 встреч в день!»), он чувствует, что его душат. Это вгоняет его в стресс, и он «уходит в тень»: начинает спорить с клиентом, обвинять его в «занудстве» и в итоге срывает продажу, потому что ему стало «скучно».

А потом решает: «Продажи — это не мое, я творческий человек».

Источник изображения: LinkedIn Sales Solutions on Unsplash
Источник изображения: LinkedIn Sales Solutions on Unsplash

Но он может продавать. Ему просто нужно делать это в согласии с собой.

Его суперсила — не системность, а креатив и игра. Ему нужно продавать через «вау-эффект»: устраивать мозговые штурмы для клиентов, показывать нестандартные прототипы, общаться в неформальной обстановке.

Его «продажа» — это вовлечение клиента в творческий процесс. Когда потенциальный клиент видит этот фейерверк идей, он сам говорит: «Я хочу работать с тобой, это круто!».

Продажи — это не единый навык, а система, которую можно настроить под себя.

Когда вы понимаете:

…тогда продажи перестают быть пыткой.

Вы находите свой «огонь», свой органичный стиль. Вы начинаете не «продавать», а просто быть собой и помогать другим. И — о чудо! — люди начинают покупать, потому что чувствуют вашу энергию и искренность.

И этому можно научиться, разобравшись со своим типом личности, например на тренинге по PCM. Чтобы «взломать» ваш личный код, и вы нашли свой собственный, комфортный и эффективный способ доносить ценность.

В своём Telegram-канале я показываю, как применить PCM и RMP в реальной работе - чтобы перестать «включать саботажника» и начать использовать свою энергию осознанно.

Автор: Евгения Чертаринская, сертифицированный тренер PCM, Certified Agile & OKR Coach

Читайте также :